Коронационный сакраментарий Карла Лысого
«Классицизирующая» орнаментика Метца распространяется не только в миниатюре, но также в мелкой пластике. Оклады священных книг, исполненные из слоновой кости, продолжают раннехристианские традиции орнаментики и сюжетного повествования (оклад с изображением Распятия из музея Виктории и Альберта, конец IX в.). Изделия из слоновой кости, поддерживающие подобную стилистику, оказали заметное влияние на миниатюру позднейшего времени скрипториев Придворной школы Карла Лысого. Эта придворная школа может быть связана с аббатством Св. Дионисия (Сен-Дени), значение которого возрастает во второй половине IX в.: по приказу императора тексты, приписываемые Дионисию Ареопагиту были переведены на латинский язык (855–858 гг.). Интерес к греческому богословию при дворе является наглядным продолжением культурной политики Шарлеманя (Карла Великого), основанной на подражании традициям имперского искусства и интересе к классической литературе древности [Beckwith 1996: 66–71].
Коронационный сакраментарий второй половины IX в. (Париж, Национальная библиотека, Lat. 1141) был пожертвован в сокровищницу собора в Метце, где Карл Лысый был коронован как король Лотарингии. Императорская коронация этого монарха также имела место и проходила в соответствии с византийской традицией. Священный характер воспринятой власти подчеркивается миниатюрой сакраментария с изображением одного из представителей каролингского дома, вероятно, Шарлеманя, в окружении верховных иерархов церкви. Византизирующий характер общей стилистики миниатюр сакраментария проявляется не только в посвятительной миниатюре, но также в изображении традиционного Распятия, открывающего Евхаристической канон. Композиция трактована в соответствии с раннехристианской традицией резных диптихов и показывает стилистическое сходство с «антикизирующими» произведениями мелкой пластики из Метца. Сплошное заполнение поля под ветвями креста акантовым орнаментом связывает образ Креста с райским Древом Жизни.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 736;