О РАЗЛИЧНЫХ КЛАССАХ ПОНЯТИЙ

Понятия и термины. Мы предполагаем начать с рассмотрения различных классов понятий. В сочинениях по логике у ан­глийских философов изложение логики обыкновенно начинается с рассмотрения терминов, имён или названий. Они ис­ходят из того, что в логике мы должны трактовать не просто о понятиях, которые представляют известные умственные построе­ния, но мы должны о них трактовать постольку, поскольку они получают выражение в языке, в речи; а так как понятия мы выражаем при помощи слов, названий и т. п., то, по их мнению, гораздо целесообразнее в логике говорить не о понятиях, а о названиях, именах или терминах.

Таким образом, мы можем рассматривать или понятия в том виде, как они нами мыслятся, илиих выражение при помощи слов.

Но на самом деле между этими двумя рассмотрениями нет существенной разницы. Каждое понятие у нас в мышлении фик­сируется, приобретает устойчивость, определённость благодаря тому или другому слову, названию, термину. Когда мы в логике, оперируем с понятием, то мы всегда имеем в виду понятие, ко­торое связывается с известным словом. Слово является заме­стителем понятий. Мы можем оперировать только с теми понятиями, которые получили своё выражение в речи. Таким образом, ясно, что всё равно, будем ли мы говорить о названиях и терминах, как это делается в английской логике, или же будем говорить о понятиях просто.

Понятия индивидуальные и общие. Понятия разделяются прежде всего на индивидуальные, или единичные, и общие. Индивидуальными понятиями мы будем называть те понятия, которые относятся к предметам единичным, индивидуальным (в данном случае индивидуальные понятия совпадают с пред­ставлениями о единичных вещах), например: «британский посланник во Франции», «высочайшая гора в Америке», «автор «Мёртвых душ», «эта книга». К числу единичных понятий от­носятся также и собственные имена, например: «Казбек», «Ньютон», «Рим». Понятия, которые относятся к группе или классу предметов или явлений, имеющих известное сходство между собой, называются общими понятиями или классо­выми понятиями. Например, понятия «растение», «животное», «газ», «двигатель», «поступок», «движение», «красота», «гнев», «чувство» и т. п. суть понятия классовые или общие.

Общие, собирательные и разделительные термины. Единичные и общие понятия иногда могут употребляться в особенном смы­сле, и именно в так называемомсобирательном. Если я произнесу предложение: «лес служит для сохранения влаги», то в этом предложении «лес» есть один из множества однородных пред­метов; в этом предложении понятие «лес» употреблено в общем смысле. Но «лес» может представляться как одно целое, состоящее из однородных единиц. В таком слу­чае понятие «лес», или термин «лес», делается коллектив-н ы м, или собирательным.

Собирательный термин обозначает одно целое, группу, со­стоящую из однородных единиц. Например, термины «полк», «толпа», «библиотека», «лес», «парламент», «созвездие», «со­цветие», «класс» представляют собой собирательные термины, если мы имеем в виду, что они служат для обозначения целого, составленного из однородных единиц.

Но эти же самые термины делаются общими, когда мы их мыслим отдельными представителями извест­ного класса. Например, «полк», «толпа» есть общий термин, когда речь идёт о «полках», о «толпах»; в этом случае вещи, обозначенные этими терминами, рассматриваются как известные единицы, входящие в состав известного класса сходных вещей. Если я употребляю термины «Пушкинская библиоте­ка», «английский парламент», то я употребляю термины соби­рательные, потому что они выражают известное целое, со­ставленное из однородных единиц. Если же я скажу «европей­ские библиотеки, парламенты, университеты» и т. д., то это суть общие термины, потому что я говорю о библиотеках, парла­ментах, университетах как известном классе сходных предметов.

Как это видно из приведённых примеров, собирательные по­нятия представляют собой особую форму индивидуальных по­нятий.

Так как весьма часто общие понятия можно смешать с соби­рательными, то следует обратить внимание на следующее раз­личие между ними. То, что мы утверждаем относительно поня­тия собирательного, относится к известному целому, со­ставленному из единичных предметов, но это утверждение мо­жет быть неприложимо к предметам, входящим в это целое и взятым в отдельности. Наоборот, то, что мы утверждаем отно­сительно общего понятия, может быть приложено к каждому предмету, к которому относится это понятие. Собирательное понятие мыслится как одно целое, состоящее из однородных единиц; общее понятие мыслится как класс, который состоит из сходных предметов. Если мы говорим «парламент издал за­кон о всеобщей воинской повинности», то мы этим хотим ска­зать, что известное целое, составленное из известных единиц, издало известный закон, но этого нельзя сказать относительно каждого члена парламента, потому что отдельные члены парламента могут высказаться за сохранение прежнего по­рядка отбывания воинской повинности. В этом случае понятие «парламент» употреблено в собирательном смысле. Но я могу употребить выражение «парламенту принадлежит законода­тельная функция»; в этом случае термин «парламент» употреб­лён в общем смысле, потому что указанное выражение спра­ведливо относительно всех парламентов.

Иногда мы можем употреблять те или иные понятия таким образом, что наши утверждения будут справедливы относи­тельно каждой отдельной единицы, входящей в ту или другую группу предметов. Такое употребление терминов, или понятий, мы будем называть употреблением враздели­тельном смысле. Когда мы употребляем какое-нибудь понятие в собирательном смысле, то мы наше утверждение отно­сим к группе, рассматриваемой в целом; если же мы упо­требляем его в смысле разделительном, то мы утвер­ждаем что-либо о каждом члене группы раздельно. Если мы, например, говорим: «весь флот погиб во время бури», то мы употребляем понятие «весь» в собирательном смысле, потому что мы говорим о флоте, взятом в целом. Отдельные корабли могут не погибнуть, но флот как известное целое перестаёт су­ществовать. Если мы употребляем выражение «все рабочие утомились», то в нём слово «все» употребляется в разделитель­ном смысле, потому что мы имеем в виду утомление каждого рабочего в отдельности.

Абстрактные и конкретные термины. Абстрактные термины—­это такие термины, которые служат для обозначения качеств или свойств, состояний, действия вещей. Они обо­значают качества, которые рассматриваются сами по себе, без вещей. Когда мы употребляем абстрактные термины, то мы совсем не имеем в виду обозначить, что соответствующие этим терминам .качества или свойства, состояния вещей существуют где-нибудь в определённом пространстве или в определённый момент времени, а, наоборот, они мыслятся нами без вещей, а потому и без определённого пространства и времени. Приме­ром абстрактных терминов могут служить такие термины, как «тяжесть», «объём», «форма», «цвет», «интенсивность», «твёр­дость», «приятность», «вес», «гуманность». В самом деле, «тя­жесть» не есть что-нибудь такое, что имеет существование в данный момент времени: она существует не только в каком-нибудь определённом месте, но и везде, где только есть тяжё­лые вещи. Абстрактными эти термины называются потому, что свойства или качества, обозначаемые ими, могут мыслиться без тех вещей, к которым они принадлежат: мы можем абстрагироваться, отвлекаться (abstrahere) от тех или иных вещей.

Абстрактными, в отличном от этого смысле, иногда называются также и понятия таких вещей, которые не могут восприниматься нами как известная определённая вещь, например «вселенная», «звёздная система», «тысячеугольник», «человечество» и т. п.

Конкретными являются понятия вещей, предметов, лиц, фактов, событий, состояний, сознания, если мы рассматриваем их имеющими определённое существо­вание, например «квадрат», «пламя», «дом», «сражение», «страх» (1) и т. п. Отношение между абстрактными понятиями и конкретными следующее. Абстрактное .понятие получается из конкретного; мы путём анализа выделяем какое-нибудь каче­ство, или свойство, вещи, например белизну из мела. С другой стороны, на конкретное понятие можно смотреть как на синтез абстрактно мыслимых качеств. Например, понятие «камень» представляет собой синтез качеств «тяжесть», «шероховатость», «твёрдость» и т. п.

Надо заметить, что прилагательные всегда являются терми­нами конкретными, а не абстрактными; употребляя прилага­тельное «белый», мы всегда мыслим вещь; свойство же или ка­чество мы мыслим в том случае, когда мы употребляем суще­ствительное «белизна».

В языке иногда абстрактные и конкретные термины употреб­ляются попарно. Например, конкретному термину «белый» соответствует абстрактное понятие «белизна», конкретному тер­мину «строгий» соответствует абстрактное понятие «строгость», термину «квадрат» — «квадратность», «человек» — «человеч­ность».

Термины положительные и отрицательные. Положительные термины характеризуются тем, что они служат для обозначе­ния наличности того или другого качества. Например, употреб­ляя термины «красивый», «делимый», «конечный», мы хотим указать, что в предметах имеются налицо качества, обоз­начаемые этими словами; соответствующие же им отрицатель­ные термины «некрасивый», «неделимый», «бесконечный» бу­дут означать, что указанные качества отсутствуют в пред­метах. Другие примеры отрицательных терминов: «вневремен­ный», «сверхчувственный», «ненормальный», «беспечный», «бессмысленный».

Относительные и абсолютные термины. Есть, наконец, термины относительные и абсолютные.Что значит вообще абсолютный?. Под абсолютным мы понимаем то, что не находится в связи с чем-либо другим, что не зависит от чего-либо другого; под относи­тельным мы понимаем то, что приводится в связь с чем-нибудь

1.О чувстве страха можно сказать, что оно имеет известное качество, например известную силу, или интенсивность, что оно обладает свойством парализовать умственную деятельность и т. д. Словом, оно может быть рассматриваемо как нечто, состоящее из совокупности свойств, или качеств.

 

другим;Абсолютный термин - это такой термин, который в своём значении не содержит никакого отношения к чему-либо другому, он не принуждает нас мыслить о каких-либо других вещах, кроме тех, которые он обозначает. Например, термин «дом» есть термин абсолютный. Мысля о доме, мы можем не думать ни о чём другом.Относительный же термин — это такой термин, который кроме того предмета, который он означает, предполагает существование также и другого предмета. Напри­мер, термин «родители» необходимо предполагает существова­ние детей: нельзя мыслить о родителях без того, чтобы в то же время не мыслить о детях. Если мы говорим о каком-либо чело­веке, что он строгий, то мы наше внимание можем ограничить только этим человеком; но если мы говорим о нём, как о друге, то мы должны подумать ещё об одном лице, которое стоит к нему в отношении дружбы. Другие примеры: «компаньон», «партнёр», «сходный», «равный», «близкий», «король—поддан­ные», «причина — действие», «северный — южный». Каждый из такой пары терминов называется соотносительным дру­гому термину.

Вопросы для повторения

Какое существует соотношение между рассмотрением терминов и понятий? Какие термины общие и какие индивидуальные? О каких терминах мы говорим, что они употреблены в собирательном смысле, и о каких — в разделительном смысле? Какое различие между соби­рательными терминами и общими? Какие термины называются абстрактными и какие конкретными? Какие термины называются положительными и какие отрицательными? Какие термины относительные и абсолютные?

 

Глава III

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЁМ ПОНЯТИЙ

Признаки понятий. Понятия в психологии получаются из сравнений сходных представлений. Представления в свою оче­редь складываются из отдельных элементов. Составные элемен­ты представления или понятия принято называтьпризнаками.Признаки есть то, чем одно представление или понятие отли­чается от другого. Например, признаками золота мы считаем «металл», «драгоценный», «имеющий определённый удельный вес» и т. п. Это всё то, чем золото отличается от других вещей, от не-металлов, от недрагоценных металлов и т. п.

Не все признаки нужно считать равноценными. Каждое по­нятие имеет множество различных признаков, но при мышле­нии о нём мы прежде всего по преимуществу мыс­лим только известные признаки. Эти признаки явля­ются как бы основными, около которых группируются другие признаки. Первые признаки называются сущственными, или основными, а остальные —второстепенными. Основные приз­наки — это такие признаки, без которых мы не можем мыслить известного понятия и которые излагают природу предмета. На­пример, для ромба существенным является тот признак, что он есть четырёхугольник с параллельными и равными сторонами и т. п.; несущественным для понятия ромба является тот при­знак, что он имеет ту или другую величину сторон, ту или другую величину углов.

Признаки понятийсо времени Аристотеля принято делить на следующие 5 классов:

Родовой признак. Если мы скажем, что химия есть наука, то наука будет родовым признаком для понятия «химия»; в числе других признаков, присущих понятию «химия»,есть и признак «наука»; этот признак отличает химиюот всего, что не есть наука.Род (genus)или родовой признак есть понятие класса, в который мы вводим другое рассматриваемое нами понятие.

2. Видовое различие. Если мы скажем,что химия есть наука, занимающаяся изучением строения вещества,то прибавление признака — «занимающаяся изучением строения вещества» будет служить для обозначения того, чем эта наука отличается от дру­гих наук.Такой признак, который служит для того, чтобы выде­лять понятие из ряда ему подобных понятий, называется видо­вым различием (differentia specifica). Возьмём понятия «моряк русский», «моряк французский», «моряк английский». В этом случае «русский», «французский», «английский» есть видовое различие; оно служит длятого, чтобы выделить моряка одной нацииот моряков всех прочих наций.

3. Вид (species). Если к родовому признаку присоединить видо­вое различие, то получится вид. Например, «здание для склада оружия» == арсенал; «здание для склада хлеба» = амбар. В этом случае «здание» есть род, «для хранения оружия» есть видовое различие; присоединение к роду видового различия даёт вид «арсе­нал». Присоединение к понятию «здание» видового признака «служащее для хранения хлеба» даёт вид «амбар». Вид может быть Признаком, потому что его можно приписать понято. На­пример, «эта наука есть химия».

4. Собственный признак (proprium).Собственный признак — это такой признак, который присущ всем вещам данного класса,кото­рый не содержится в числе существенных признаков, но кото­рый может быть выведен из них. Например, существенным призна­ком человека является его «разумность». Из этого свойства выте­кает его способность владеть речью. Этот последний признак есть собственный признак. Основной признак треугольника — это прямолинейная плоская фигура с тремя сторонами. Что же ка­сается того признака треугольника, что сумма углов его рав­няется двум прямым, то это есть его собственный признак, потому что вытекает или выводится из основных при­знаков.» Мы этого признака не мыслим, когда думаем о треуголь­нике, поэтому он является выводным.

5. Несобственный признак (accidens).Несобственный при­гнан — это такой признак, который не может быть выведен из существенного признака, хотя и может быть присущ всем вещам данного класса. Например, чёрный цвет ворона есть accidens. Если бы чёрный цвет ворона был выводим из основных свойств то, то он мог бы быть назван proprium, но он не выводим, так как бы не знаем, по какой причине вороны имеют чёрный цвет юрьев. Он есть, следовательно, accidens.

Несобственные признаки делятся на две группы: на неотделимые несобственные признаки (accidens insepara­ble) и отделимые несобственные признаки (accidens separabile). Последние суть те признаки, которые присущи только некоторым вещам того или другого класса, но не всем, а первые присущи всем вещам данного класса. Например, чёрный цвет ворона есть accidens inseparabile. Чёрный цвет волос для человека есть accidens separabile, потому что есть люди, которые не имеют чёрного цвета волос. По отношению к отдель­ным индивидуумам несобственный признак также может быть отделимым и неотделимым. Отделимые — это такие признаки, которые одно время имеются налицо, а в другое время не име­ются. Например, Бальфур—первый министр Англии. Через не­которое время он может не быть первым министром. Это есть признак отделимый. «Лев Толстой родился в Ясной Поляне». В этом предложении признак «родился в Ясной Поляне» есть неотделимый признак.

Содержание и объём понятий. Понятия могут быть рассматриваемы с точки зрения содержания и объёма.

Рис. 1.

 

Рис. 2.

Содержание понятия—это то, что мыслится в понятии. Например, в понятии «сахар» мыслятся признаки: сладкий, белый, шероховатый, имеющий тяжесть и т. д.; эти признаки в совокупности и составляют содержание понятия «сахар». Содержа­ние понятия, другими словами, есть сумма призна­ков его; поэтому каждое понятие можно разложить на ряд присущих ему признаков. Содержание понятия может быть весьма изменчивым в зависимости от принятой точки зрения, от размера знания и т. п. Например, в понятии «сахар» химик мыслит одно содержание, а нехимик— другое.

Объём понятия есть то, что мыслится посредством понятия, т. е. объём понятия есть сумма тех классов, групп, родов, видов и т.п., к которым данное понятие может быть приложено. Например, объём понятия «животное»: птица, рыба, насекомое, человек и т. д.; объем поня­тия «элемент»: кислород, водород, углерод, азот и т. д.; объём по­нятия «четырёхугольник»: квадрат, прямоугольник, ромб, тра­пеция;

Таким образом, различие между объёмом понятия и содержанием понятия сводится к следующему:объём понятия означаеттусовокупность предметов, к которым должно прилагаться данное понятие, а содержание обозначает те признаки, которые приписываются тому или другомупонятию.

Для более ясного представления объёма понятий и отношения объёмов существует особый приём, называемый «логической сим­воликой».

 

На рис. 1 большой круг символизирует собой понятие «элемент», а меньшие круги, в нём находящиеся, символизируют понятия, входящие в его объём. Если мы изображаем какой-нибудь круг внутри другого круга, то мы этим символизируем, что объём одного понятия входит в объём другого. Из рис. 2 видно, что по­нятие «дерево» содержит в своём объёме понятия «дуб», «ель» и т. п. Отдельные точки в круге «ель» символизируют индивидуаль­ные, или единичные, ели.

Понятие с большим объёмом называется родом по отношению к тому понятию с меньшим объёмом, которое входит в его объём. Понятие с меньшим объёмом в этом' случае называется видом. Понятия с большим объёмом можно назвать также понятиями более широкими или более общими.

Любой вид может сделаться родом. Например, понятие «пальма» относится к понятию «дерево», как вид к роду, но в свою очередь оно относится уже как род к своим видам — «паль­ма кокосовая», «пальма фиговая» и т. д. Вообще более общее понятие есть род для менее об­щего понятия; более общее по­нятие представляет собой родо­вое понятие для менее общего, менее общее само становится родом для ещё менее общего и т. д., пока мы не придём к та­кому понятию, которое уже не может в своём объёме содер­жать какие-либо другие виды, а может подразделяться только на отдельные индивидуумы.

 

Рис. 3.

Рис. 3 а.

 

 
 

 

Следует упомянуть о попыт­ке греческого философа Порфирия (233—304) при помощи схемы облегчить понимание от--ношения между охватывающи­ми друг друга понятиями, т. е. понятиями, из которых одно входит в объём другого. Эта схема называется «деревом Порфирия». В понятие «бытия» (т. е. того, что вообще суще­ствует) входит понятие «телес­ного бытия» и «бестелесного бытия». Тело содержит в своём объёме одушевлённое тело, или организм, и неодушевлённое тело. Понятие «организм» со­держит в своём объёме чув­ствующие и нечувствующие организмы (растения). Чувствующие организмы содержат в своём объёме разумные и неразум­ные существа и т. д. (рис. 3).

Бытие есть высший род, который уже не может быть видом для другого рода. Такой род называется summum genus; чело­век — это низший вид. В его объём уже не входят понятия с мень­шим объёмом, а входят только отдельные индивидуумы. Такое понятие называется infima species (самый низший вид). Ближай­ший высший класс (или род) того или другого вида называется proximum genus (ближайший род). Отношение между более широ­кими и узкими понятиями можно изобразить и иначе, именно, поместив круги, служащие для обозначения понятий с меньшим объёмом, внутри кругов, служащих для обозначения понятий с большим объёмом (рис. За).

Ограничение и обобщение. Процесс образования менее общих понятий из более общих называетсяограничением (determlnatio). Для образования менее общего понятия мы должны к более об­щему прибавить несколько признаков, благодаря чему по­нятие уясняется (determinatur). Например, чтобы из понятия «дерево» получить менее общее понятие «пальма», надо к при­знакам дерева прибавить специальные признаки пальмы: вид её листьев, прямизну ствола и т. д. Обратный процесс образования более общего понятия из менее общего, при котором, наоборот, некоторое количество признаков от данного понятия отни­мается, называетсяобобщением (generalisatio).

Род образуется из видов при помощи процесса обобщения, и, наоборот, виды образуются из родов при помощи процесса ограничения. Эти процессы мы можем изобразить при помощи следующей схемы:

 

 

Предположим, что у нас есть понятие А (наука). Из него при помощи видового различия а мы можем образовать вид Аа (ма­тематика); прибавив к понятию Аа видовое различие B (опреде­ление пространственных отношений), получим геометрию АаЬ. Прибавив к этому виду признак с (определение пространствен­ных отношений на плоскости), получим планиметрию АаЬс.

Обратный процесс — получение более общих понятий путём отбрасывания отдельных признаков — будет называться обобщением. И тот и другой процесс можно изобразить при помощи следующей схемы, в которой стрелки показывают или нисхождение от более общих понятий к менее общим или, наобо­рот, восхождение от менее общих к более общим понятиям.

Отношение между объёмом и содержанием понятия. Для того чтобы ответить на вопрос, какое существует отношение между объёмом и содержанием понятия, возьмём какой-нибудь пример. Объём понятия «человек» обширнее, чем, например, объём понятия «негр». Употребляя понятие «человек», мы думаем обо всех людях, мы думаем о людях, живущих во всех пяти частях света, между прочим и в Африке. Употребляя понятие «негр», мы думаем только о тех людях, которые живут в Африке. Но о содержании этих двух понятий следует сказать как раз наобо­рот: содержание понятия «негр» будет обширнее содержания по­нятия «человек». Когда мы говорим о негре, то мы можем найти в нём все признаки понятия «человек» плюс ещё некоторые осо­бенные признаки, как-то: чёрный цвет кожи, курчавые волосы, приплюснутый нос, толстые губы и т. п.

Итак, по мере увеличения содержания понятия уменьшается его объём, и наоборот.

Вопросы для повторения

Что такое признаки понятий? Какие признаки понятий мы отли­чаем? Что такое родовой признак? Что такое видовое различие? Что такое вид? Что такое собственный признак? Что такое несобственный признак? Что такое содержание понятия? Что такое объём понятия?. Что такое summum genus? Что такое infima species? Что такое обоб­щение? Что такое ограничение? Какое существует отношение между объемом и содержанием понятия?

 

Глава IV








Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 981;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.