Хрущевское гонение на Русскую Церковь. Его характер и результаты.

Смерть Сталина вызвала глубокие перемены в жизни страны. Коснулись они и РПЦ. Из лагерей начали выпускать невинно осужденных, вначале по амнистии, потом большинство осужденных – по реабилитации. Освобождены были и священнослужители, арестованные до и после войны, в том числе и за то, что во время войны, находясь на занятой врагом территории, совершали богослужения по разрешению оккупационных властей. Среди выпущенных на волю священнослужителей были и архиереи: митр. Мануил (Лемешевский), камчатский миссионер митрополит Нестор (Анисимов), арестованный сразу же после своего возвращения из Китая на Родину, епископ Вениамин (Новицкий), еп. Афанасий (Сахаров). Благотворные перемены в жизни страны внушали надежды на дальнейшую нормализацию отношений между Церковью и Советским государством. И некоторые события оправдали эти надежды.

В 1956 году Православной Церкви были переданы мощи святого Никиты Новгородского. В 1957 г. возобновилось богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В середине 50-х годов был значительно увеличен прием во всех существовавших тогда 8 духовных семинариях Русской Церкви. Большим событием церковной жизни явилось предпринятое в 1956 году, впервые после восстановления Патриаршества, издание Библии на русском языке. В том же году вышел отдельным изданием Новый Завет.

В 50-е годы продолжало расти число молящихся в православных храмах. Городские храмы были переполнены. В воскресные и праздничные дни число причастников доходило до нескольких сот, в Великий пост в московских храмах причащалось по 15-20 тысяч человек. Каждое воскресенье совершалось до полусотни крещений. Но решительное большинство среди прихожан составляли женщины пожилые и те чья молодость пришлась на войну. Среди верующих преобладали люди малообразованные, но связь с Церковью сохраняла и часть старой интеллигенции. Новая интеллигенция, получившая образование в советских вузах, в 50-е годы, почти вся была отчуждена от Церкви.

В 1957 году Русская Церковь располагала в пределах СССР 73 епархиями, 69 мужскими и женскими монастырями, главным образом на западе страны: на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Во второй половине 50-х годов продолжали совершаться посвящения новых епископов. Причем происходила смена поколений в российском епископате. Уходили из жизни немногие архиереи, рукоположенные в дореволюционное время и в 20-30-е годы, уходили и те, кто был хиротонисан в маститой старости в военное лихолетье и первые послевоенные годы, чаще всего из вдовых протоиереев. Им на смену приходило новое поколение, сформировавшееся уже в советское время.

В идеологической обстановке 1958 г. появилась политическая программа Н.С.Хрущева, которая, кроме прочего, включала в себя и борьбу за «преодоление религиозных пережитков капитализма» в сознании советских людей. В печати усилились нападки на Христианство. Впервые после эпохи «Воинствующего Безбожника» газеты и журналы заполонили антирелигиозные статьи. Ожесточилось давление прежде всего на РПЦ, объединявшую большую часть верующего населения страны.

В антирелигиозную кампанию вовлечены были и ренегаты. В 1958 году вышла атеистическая брошюрка, составленная бывшим преподавателем Одесской семинарии Е.Дулуманом; в печати появились заявления бывших протоиереев П.Дарманского, А.Спасского и Черткова об отречении от Бога. 5 декабря 1959 года «Правда» опубликовала статью профессора ЛДА Александра Осипова, запрещенного в священнослужении за вступление во второй брак, в которой он публично похулил Бога и Церковь. После статьи в «Правде» начались гастроли по стране этого самого красноречивого и богословски образованного из ренегатов. Одна за другой стали выходить его атеистические статьи и брошюры. 30 декабря 1959 года Священный Синод под председательством Патриарха Алексия вынес постановление: священнослужителей, публично похуливших Имя Божие, считать извергнутыми из священного сана и лишенными всякого церковного общения и отлучить от Церкви.

Вновь, как и в два предвоенных десятилетия, началось закрытие церквей. Выступая на Конференции советской общественности за разоружение 16 февраля 1960 года, Патриарх Алексий I попытался защитить Церковь от несправедливых нападок. Речь Патриарха не оградила Церковь от нападок, но, опубликованная в «Журнале Московской Патриархии», она укрепила дух тысяч верных служителей, смущенных возобновлением гонений. 21 февраля 1960 г. был уволен с поста Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г.Карпов, при котором в военные и послевоенные годы происходило массовое открытие православных приходов. Его преемником стал В.А. Куроедов. Впоследствии, в декабре 1965 г., Совет по делам Русской Православной Церкви был соединен с Советом по делам религиозных культов. Новое учреждение, которое возглавил В.А.Куроедов, получило наименование «Совет по делам религий при Совете Министров СССР». Особенно тяжко пострадали Белоруссия, Украина, Молдавия. Всего по стране за время хрущевских гонений была закрыта почти половина приходов. Особенно тяжелым ударом по Церкви явилось закрытие в 1963 г. под предлогом реставрации и ремонта Киево-Печерской Лавры. Предпринята была попытка закрыть и Почаевскую Успенскую Лавру, но насельники обители во главе с настоятелем сумели ее отстоять. В 1959 г. Русская Церковь насчитывала около 14 тысяч приходов, в 1961 году число приходов сократилось до 8 тысяч (к 1966 г. сохранилось 7523 прихода). Соответственно уменьшилось и число служащих священников и диаконов. К 1961 г. оставалось лишь 8252 священника и 809 диаконов; к 1967 году – 6694 священника и 653 диакона. Сокращался прием в духовную семинарию. В конце концов 5 семинарий: Ставропольская, Саратовская, Киевская, Луцкая, Жировицкая – были закрыты. В 1959 г. Русская Церковь имела 47 монастырей, а к середине 1960-х годов осталось только 16; число монашествующих сократилось к этому времени с 3 тысяч до примерно полутора тысяч.

В эти годы сократилось и число епископов Русской Православной Церкви; многими епархиями стали управлять архиереи, занимавшие соседние кафедры. Решительное отличие хрущевских гонений от тех, которые обрушились на Церковь в 20-е и 30-е годы, заключалось, однако, в том, что они прошли без кровопролития и почти без арестов. Под суд было отдано, правда, несколько священнослужителей (из них 2 архиерея, активно сопротивлявшиеся: архиепископ Казанский Иов (Кресович) – 3 года, архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко) – приговорен к 8 годам, освобожден досрочно), которые обвинялись, как правило, в финансовых преступлениях, чаще всего связанных с неуплатой или недоплатой налогов. Священники, лишенные возможности совершать богослужение из-за закрытия приходов, увольнялись за штат или на покой. Большинство среди них составляли лица пожилого возраста. Некоторые из священников среднего и младшего возраста уходили на светскую службу. Хотя и редко, но все-таки среди них оказывались и ренегаты, которые, в отличие от первых вероотступников конца 50-х годов, чьи действия получили огласку на всю страну, довольствовались обыкновенно выступлениями в местной печати.

 








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1014;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.