Наиболее видные обновленческие деятели. Различные группировки и их взаимоотношения в 1922-1923 гг.
Открытая апелляция к органам ГПУ против своих противников очень сблизила их с властью, в действительности же большевики не хотели (и откровенно об этом говорили) какой-то большевистской красной Церкви, которая могла бы спокойно существовать, на что рассчитывали некоторые руководители обновленчества. Наоборот, они хотели всю оппозиционную иерархию полностью вытеснить, чтобы даже те, кто стояли на признании большевистской власти, начали между собой склоки, расколы, чтобы РПЦ была расколота на многие фракции и группировки. Поэтому, с одной стороны, эти расколы, которые тотчас же начались в обновленчестве, определялись и стремлениями их вождей, но, с другой стороны, это поощрялось органами ГПУ по решениям, которые принимались на закрытых заседаниях ЦК (как кого поддержать и т.п.).
В обновленческих церквах творилось беззаконие. Уже в мае 1922 г. епископы Антоний и Леонид рукоположили во епископа Подольского протоиерея И.И.Альбинского без принятия им монашества. А вскоре церковный народ стал свидетелем откровенного глумления раскольников над церковными канонами: во епископов стали «хиротонисать» женатых священников без разлучения с женами, рукополагать во все три священные степени второбрачных. После отказа Алексия (Симанского) от подчинения Высшему Церковному Управлению и одновременно от управления Петроградской епархией обновленцы рукоположили во епископа Петроградского женатого протоиерея Н.Соболева.
Первой крупной группировкой, которая выделилась, была организованная Красницким так называемая «Живая Церковь». Здесь группировались те белые священники, которые стремились из меркантильных соображений договориться с советской властью. К богослужебным и догматическим реформам они не стремились, но хотели полностью оттеснить монашество от руководства Церковью, просто уничтожить монашеский епископат и ввести епископат из белых женатых священников, ликвидировав канонические ограничения о невозможности второго брака и брака после хиротонии. 6 августа живоцерковники созвали в Москве «Всероссийский съезд белого духовенства». Монахи и архиереи были с него удалены. Съезд созван был для подготовки обновленческого Собора. Постановление съезда ходатайствовать перед предстоящим Собором о введении белого епископа и о разрешении второбрачия клирикам вызвало раскол в расколе. Епископ Антонин, протестовавший против столь радикального даже по его мнению проекта, был с площадной бранью выгнан со съезда.
Порвав с В.Красницким из-за гонений на монашество, епископ Антонин образовал новую группировку «Церковное возрождение». К «возрожденцам» примкнули столпы петроградского обновленчества: Введенский, Боярский, Белков. Первый редактор газеты «Живая Церковь» московский священник С.В.Калиновский объявил о выходе из Высшего Церковного Управления в связи с утратой веры в Бога, после чего стал заниматься атеистической пропагандой. В результате нового, очередного разделения из «Церковного возрождения» выделился Союз общин древлеапостольской Церкви (СОДАЦ) во главе с Введенским и Боярским (второй по численности священников после ЖЦ; ратовали за проведение всевозможных реформ (догматических, канонических, богослужебных) в Церкви в целях ее обновления, чтобы стало возможным заключение союза с советской властью, которая, с их точки зрения, выполняет задачу, безусловно, достойную благословения Церкви как якобы соответствующая евангельским идеалам, а с другой целью было избавление от всего косного и темного). Протоиерей Белков основал «Союз религиозных трудовых коммунистов». В Саратове возникла «Пуританская партия революционного духовенства и мирян», в Пензе – «Свободная трудовая церковь».
Отношения между раскольниками носили базарный характер. 10 сентября в храме Страстного монастыря состоялось вполне театральное действо, разыгранное живоцерковниками во главе с лжепротопресвитером В.Красницким. Когда за литургией в своей очередности к Антонину приблизился Красницкий, тот вместо «Христос посреди нас» гневно заявил: «Нет Христа между нами» и повторил это еще раз. Красницкий нашел не менее яркий ответ: «Нет и не надо» и отошел в сторону. После кощунственного рукоположения во епископа некоего Константина Антонин сказал слово, в котором клеймил живоцерковников как отступников от веры. В ответ прозвучали бранные слова епископа Николая (Федотова). Народу больше понравилась не лишенная остроумия речь Антонина в адрес живоцерковников. Раздались угрозы. Новопоставленный упал в обморок, а Федотов и Красницкий спрятались в алтаре, и не шелохнувшись просидели там до тех пор, пока народ не разошелся по домам. Когда Красницкий в ГПУ настаивал на аресте Антонина, к его удивлению, ему ответили что у сов. власти к Антонину претензий нет.
За мнимо идейными разногласиями у обновленцев стоял вполне материальный интерес. О нравственной нечистоте обновленческой среды не без остроумия говорил их бывший предводитель епископ Антонин: «Ко времени Собора 1923 года не осталось ни одного пьяницы, ни одного пошляка, который не пролез бы в Церковное Управление и не покрыл бы себя титулом или митрой... Вся Сибирь покрылась сетью архиепископов, наскочивших на архиерейские кафедры прямо из пьяных дьячков». Но общая цель – борьба с православной Тихоновской Церковью – все-таки заставила обновленцев, разделившихся по сектам и охваченным взаимной грызней, искать союза, не без директив из ГПУ. В конце 1922 года было образовано новое Высшее Церковное Управление, в которое епископ Антонин, Красницкий и Введенский вошли как главы отдельных фракций. Кроме них, членами Высшего Церковного Управления стали «беспартийные» – архиепископ Нижегородский Евдоким и митрополит Владимирский Сергий, который реального участия в деятельности этого сборища не принимал. Когда начались попытки догматических реформ, произошел отход от обновленчества митрополита Сергия.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 875;