КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
(соки, вытяжки растений и пр.)
Краски растительного и животного происхождения играли большое значение в красильном деле и живописи в прошедшие времена. Многие из растений, дающих красильный материал (марена, индиго, вайда), культивировались специально для выработки красок, которых было значительно меньше когда-то, чем в настоящее время. Многие из этих материалов теперь оставлены и забыты, так как найдены способы получения искусственных органических красок из совершенно других источников.
Материалами для приготовления красок этой группы служат корни, листья, кора и плоды различных растений и пр. Важнейшими из них являются:
Желтые красящие вещества: желтое бразильское дерево, фустиковое дерево, орлеан, авиньонские ягоды, куркума, вау и церва, кверцитрон, красильная серпуха, красильный дрок, индейская желтая, гумми-гут, шафран, барбарис.
Красные красящие вещества: марена и крапп, красное дерево, сандаловое дерево, сафлор, кошениль, лак-дей, гумми-лак, пурпур-слизень, орсель, драконовая кровь, алканна.
Синие красящие вещества: индиго, кампешевое дерево.
Коричневые и зеленые красящие вещества: сепия, жестер, акация катеху, соковая зелень (Rhamnus catharticus).
Все названные вещества содержат красильные начала, которые так или иначе извлекаются из сырого материала и обращаются в так называемые пигменты, служащие для приготовления красок и в красильном деле.
Употребление в дело соков растений и других органических природных красильных веществ в естественном их виде или с прибавкой некоторого количества клея имело место в истории водяной живописи (первобытной акварели), и это, разумеется, есть самый примитивный способ использования подобных материалов.
Для превращения сырых красильных материалов в краску, т. е. в сухое окрашенное вещество, однородное в физическом отношении, нерастворимое при обыкновенных условиях в воде и маслах, последние подвергаются той или иной обработке, сообразно свойствам их.
Один из видов такого рода обработки, и притом наиболее популярный в настоящее время, был знаком в своем принципе уже в глубокой древности. Он заключается в том, что органический красильный пигмент осаждается на какое-либо минеральное основание, само по себе бесцветное, с которым он входит в химическое соединение.
Большинство названных выше красильных органических материалов, каковы: желтое дерево, кошениль, корень марены и др., содержат так называемые кислые пигменты, обладающие свойствами органических кислот и потому способные растворяться в щелочных растворах соды, поташа, едкого кали и натра.
Эти красильные растворы образуют с водными окислами земельных и тяжелых металлов, каковы: магний, кальций, алюминий, хром, олово, железо и др., нерастворимые в воде и маслах, окрашенное соединения, называемые в технике лаками, или красками-лаками. В русской москательной терминологии они носят название баканов. Таким образом получаются желтые лаки, крапп-лаки, кармин-лаки и т. д.
Второй вид обработки природных красильных органических веществ заключается в извлечении сырого материала и превращении его в возможно чистый препарат (экстракт) красильного начала, который в таком виде получает способность служить как краска.
Прочность красок-лаков и других видов органических красок зависит главным образом от прочности самого пигмента, составляющего сущность их. В большинстве случаев они непрочны; исключением являются: крапп-лаки, индейская желтая и некоторые др.; остальные теряют свой цвет более или менее быстро под влиянием света, а также от действия смешиваемых с ним металлических красок (свинцовых, медных и др.), отдающих им часть своего кислорода, который разрушает их. Состав связующих веществ для прочности органических красок имеет также значение. Некоторые из органических красок в смеси с яичным белком и другими веществами получают большую и даже безграничную прочность. Краскам этой группы присущи:
1) безвредность для здоровья,
2) высшая степень прозрачности; они являются настоящими лессировочными красками,
3) большая или меньшая неустойчивость по отношению к свету,
4) неспособность быстро высыхать с маслами.
Индейская желтая
Jaune indien. Indischgelb. Indian yellow.
Краска прекрасного золотисто-желтого цвета, особенно пригодная в лессировках. Химический состав ее — магниевая соль эвксантиновой кислоты в смеси с магнезией. До 1820 г. она была мало знакома в Европе.
Индейская желтая в сыром виде получается из восточной Индии, имеет вид крупных шарообразных кусков (весом в 25—35 золотников), имеющих на поверхности зеленовато-бурый цвет, в изломе — оранжево-желтый. Сорта ее различны.
В разведенной соляной кислоте при нагревании индейская желтая совершенно растворяется и после охлаждения раствора выделяет в виде белого хлопчатого осадка эвксантиновую кислоту. В кристаллическом виде последняя представляет блестящие желтые иглы, способные растворяться в спирту, эфире и горячей воде. Прибавляя к водному раствору эвксантиновой кислоты магнезию, можно получить краску в очень чистом виде.
Индейская желтая — одна из немногих до известной степени светопостоянных красок-лаков органического происхождения. Образцы хорошо очищенной и приготовленной краски в акварели после трехмесячного действия на них солнечных лучей дали лишь незначительное ослабление тона. Краска одной из английских фирм, испытанная Рербергом, мало изменилась под действием света, длившимся более одного года. В масляной живописи индейская желтая прочнее, нежели в акварели. Потемнение некоторых сортов краски с маслом указывает на недостаток очистки ее или же на потемнение самого масла. Последнее избегается, по опытам Чорча, растиранием краски с маслом, обработанным предварительно борнокислым марганцем.
Индейской желтой присущи исключительно лессировочные свойства, причем получающийся оттенок незаменим другими красками. Даже в очищенном виде она отчасти растворима водой, что ощущается в акварельной живописи: она окрашивает волокно бумаги и потому с трудом смывается с нее дочиста. На масле она имеет отчасти коричневатый оттенок и поэтому не дает красивых смешений с синими красками. Масла берет до 100% и сохнет с ним медленно. Применима лишь в масляной живописи, акварели и темпере.
Кроме желтого оттенка в продаже имеется зеленоватый, носящий название индейской желто-зеленой, стоимость которой наполовину меньше желтой краски. Индейская желтая принадлежит к разряду очень дорогих красок, и потому существует ряд суррогатов ее, к которым относятся желтые краски-лаки, получаемые из органических красильных начал и искусственных (каменноугольных). Одна из последних — желтая нафтоловая — очень близка по тону подлинной индейской. Она, впрочем, легко отличается от индейской быстрым (в несколько дней) изменением своего цвета на свету в коричневый. Минеральная краска ауреолин также иногда носит название индейской желтой и располагает лессировочными свойствами. В последнее время хорошая замена индейской желтой найдена в идантреновой желтой каменноугольного происхождения краске с добавкой к ней желтого кадмия.
Распознавание. Подлинный продукт в горячей соляной кислоте переходит в раствор, который по охлаждении выделяет белый хлопковидный осадок — эвксантиновую кислоту.
Крапп-лаки
Laque de garance, rose, doré, pourpre, intense. Krapp-lack hell, rosa, dunkel. Pink madder, pourpre madder, rose madder.
Интенсивные прозрачные краски различных цветов, из которых малиновый наиболее красив.
Краппы принадлежат к очень древним краскам. По свидетельству Плиния и Витрувия, в современном им Риме были уже знакомы с приготовлением крапповых красок, которые получали, окрашивая вытяжкой мареновых растений глинистый мел. В эпоху Возрождения краппы имели широкое применение в живописи, и до сего дня они украшают многие произведения старых мастеров.
Крапп, или марена, получается из корня растения красильной марены, лучшим сортом которой является Rubia tinctorum (Южная, Средняя и Западная Европа). Высушенный и измельченный корень обращается в порошок желто-красного цвета с характерным запахом. Получаемый из Смирны и с Кипра в продаже носит — в неизмельченном виде — название лизари и ализари.
Корень краппа содержит в себе целый ряд красильных начал, важнейшим из которых является «руберитриновая» кислота, распадающаяся на ализарин и сахаристое вещество. Ализарин кристаллизуется из растворов спирта в темно-золотисто-желтые иглы. На свойствах ализарина давать с окислами металлов нерастворимые окрашенные соединения и основано применение краппа при производстве крапп-лаков. Крапповый корень содержит, кроме того, пурпурин.
Ализарином и пурпурином не исчерпываются, однако, все красильные начала маренового корня, дающие красные краски; корень содержит и другие: желтые (рубиацин), зеленые (хлороген) и бурые (эритрозин), которыми пользуются для производства самостоятельных красок, а также для придания различных оттенков красным крапп-лакам. Таким образом получаются желтые и коричневые крапп-лаки.
Наиболее ценным из названных красильных начал краппа является ализарин, который и дает только прочные краски. В чистом виде его удалось получить, однако, сравнительно недавно (в 1826 г.), остальные красильные начала были получены еще позднее. В прежние времена в производстве красных крапп-лаков участвовали, таким образом, все красильные начала краппов одновременно, что не могло отражаться благоприятно на фабрикатах. Но и в наше время в состав красных крапп-лаков входит не только ализарин, но и пурпурин и небольшое количество прочих красильных начал. Между тем пурпурин уступает в прочности ализарину. Подвергнутые испытанию светом, ализарин и пурпурин дали следующие результаты: розовый крапп-лак, состоявший из пурпурина, в продолжение 4 — 6 недель заметно побледнел, темный же крапп-лак, в составе которого был главным образом ализарин, в течение 9—19 месяцев совершенно не изменился. Пурпурин дает нежные розовые цвета, которые мало доступны для ализарина, и потому розовые крапп-лаки часто всецело состоят из пурпурина. Выигрывая в тоне, они теряют, таким образом, в прочности.
При производстве крапп-лаков из марены поступают таким образом. Красочное начало извлекается из корня посредством слабой серной кислоты, после чего промывается и нагревается с раствором квасцов. Из полученного раствора крапп-лак осаждается углекислой содой. Далее следуют его промывка и просушка. Производство лучших сортов красных крапп-лаков представляет сложное дело, так как от деталей производства зависят не только нюансы красок, но и сама прочность их. К необходимым материалам производства относятся также так называемое «ализариновое масло» (получающееся из касторового масла и употребляющееся при крашении ализарином), фосфорнокислый натр и уксуснокислая известь. Нормальный крапп-лак красного цвета представляет по своему составу основную ализариновую соль алюминия и кальция. В составе его, по-видимому, принимают участие и жирные кислоты ализаринового масла. Ализарин с глиноземом и окисью олова дает красные лаки, с окисью железа — фиолетовые и темно-синие, с хромовыми солями — коричневые.
Имеющиеся в продаже крапповые краски в настоящее время состоят исключительно из крапп-лаков. Кроме обычных названий их, которых имеется большое число, существуют: Van-Dyck rot, Rubenskrapp, Rembrandtkrapp, laque Robert, кристаллический крапп-лак. Последние вследствие неопределенного состава не заслуживают внимания. Встречаются в продаже и жженые крапп-лаки. Они не содержат в своем составе воды и потому имеют меньшую наклонность к растрескиванию, наблюдающуюся у краппов, содержащих воду; им присущ более фиолетовый оттенок.
Красные крапп-лаки принадлежат к весьма ценным краскам органического происхождения. Они являются единственными представителями этого отдела красок, применимыми во всех способах живописи, не исключая фрески и силикатной. С маслом сохнут медленно и берут его до 70%.
Крапп-лакам, приготовленным на масле, свойственно при долгом хранении обращаться в резинообразное состояние, что объясняется химическим действием заключающихся в масле свободных кислот на глинозем краски — преобладающий составной элемент этого рода красок (светлых крапп-лаков). Употребление в живописи красок, пришедших в это состояние, считается очень вредным для нее.
Наиболее прочными из крапповых красок, выделываемых из марены, являются те, которые имеют густые красные тона; розовые оттенки, содержащие меньшее количество красящих начал, скорее поддаются разрушающему действию света. Желтые, фиолетовые и темно-синие крапп-лаки сильно выцветают. Лучшими фабрикатами являются французские, так как авиньонский крапп — лучшая культура этого рода растений.
Ализарин натурального происхождения в последнее время при фабрикации красок часто стал заменяться ализарином, получаемым искусственным путем — из каменноугольного дегтя. Так как ализарин этот тождествен ализарину из марены, то крапп-лаки, состоящие из него, нисколько не уступают по своим качествам натуральным (см. ализариновые крапп-лаки).
Распознавание. Крапповые краски дают желтый раствор с разведенными соляной и серной кислотами: красный — c крепкой соляной и серной кислотой, желтый — азотной, розово-красный — с уксусной. Лимонная кислота не изменяет их цвета.
Кармин
Кошенилевый лак. Кармин-лак. Laque cramoisie. Carmin. Crimson lake.
Кармин представляет общеизвестную и популярную краску, открытие которой относится к 1518 г. и приписывается францисканскому монаху из Пизы. Фабрикация кармина началась с 1656 г.
Краска вырабатывается в виде кармина, содержащего около 7% глинозема или извести, или же в виде кармин-лака подобно прочим растительным лакам. Сырым материалом для добывания красок служат насекомые, паразиты кактуса (coccus cacti), привозимые из Центральной Америки, Мексики, Алжира и Каплэнда. Из этих насекомых получается красильное начало кармина — карминовая кислота.
По цвету своему карминовые краски спорят с крапп-лаками, и, по-видимому, одно время они пользовались большей популярностью, нежели краппы. Краски эти принадлежат к разряду чрезвычайно непрочных: они погубили многие из художественных произведений прошедших веков и более позднего времени. Непрочность кармина особенно скоро сказывается в акварели, где для выцветания его достаточно нескольких часов, в масляной живописи оно идет медленнее, но и здесь не остается от краски с течением времени даже следов ее.
Кармин встречается в продаже под многими названиями. Наиболее чистый сорт его — карминнакарат, флорентинский лак, парижский лак, мюнхенский лак. Названия эти — синонимы кошенилевых лаков. Краска, носящая название крапп-кармин, была впервые предложена в 1916 г. Она состояла из чистых ализарина и пурпурина; в настоящее время ее готовят из смеси кармин-лака с крапп-лаком.
Распознавание. Чистый кармин (без водного глинозема) в нашатырном спирту растворяется без остатка. При кипячении с содовым раствором (соды и краски берется поровну, воды в 30 раз более, чем краски) кошенилевых кармин дает фиолетовую окраску, крапповые краски — красную окраску.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1694;