КРАСКИ РАЗЛИЧНОГО МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Желтый аурипигмент

Realgar. Königsgelb. Operment,

 

Яркая краска золотисто-желтого цвета. Состоит из соеди­нений мышьяка и серы. Известна в глубокой древности — за 315 лет до нашей эры. Плиний описывает ее под названием auripigmentum. Применялась в живописи в средние века и в эпоху Возрождения, о чем свидетельствуют Ченнини и Ван-Мандер, дающие ее характеристику. Находится в природном виде и приготовляется искусственно. В натуральном виде по­лучается обыкновенно в смеси с минералом реальгаром (того же состава), служащим часто самостоятельной краской.

Очень ядовит. Выцветает на свету и чернеет в смеси со свин­цовыми и медными красками. Аурипигментом нередко подкраши­вают кадмиевые краски.

Красный аурипигмент

 

Orpin rouge, rubis d'arsenic. Roter Arsenik, Rubinschwefel, Chinagelb.

 

Близок по цвету красному хрому, но бывает и других от­тенков.

Встречается в природе в виде минерала реальгара (в Бо­гемии, Венгрии и других местах) и приготовляется искусствен­но. Состоит подобно желтому аурипигменту из соединений мышьяка и серы, причем последней содержит меньшее количе­ство сравнительно с желтым.

По свойствам своим близок желтому аурипигменту.

Распознавание. Нерастворим в соляной и серной кислотах, растворяется в азотной кислоте и в царской водке.

Сурьмяная киноварь

Rouge d'antimoine. Antimonzinnober.

 

Краска цвета ртутной киновари с оранжевым оттенком. По составу — сернистая сурьма. Не чернеет на свету подобно ртутной киновари, но не может быть смешиваема со свинцо­выми и медными красками. Мало ядовита. Щелочи разлагают ее легко. В настоящее время она в живописи совершенно утра­тила свое прежнее значение.

Минеральная фиолетовая

 

Нюрнбергская фиолетовая. Violet mineral. Mineralviolett. Nürnbergerviolett. Permanent violet.

 

По цвету близка фиолетовому кобальту с темным оттенком. Имеется в продаже в двух нюансах: № 1 и № 2. По химиче­скому составу есть фосфорнокислый марганец.

О прочности краски имеются различные мнения. Испытанная мною солнечным светом в продолжение трех месяцев она совер­шенно не изменила свой цвет. Точно так же расходятся мнения о применимости ее во всех способах живописи.

Распознавание. К действию разведенных кислот до­статочно устойчива. В соляной кислоте при нагревании с до­бавлением небольшого количества сахара обесцвечивается.

Титановые белила

 

Первые попытки применить в красочном деле соединения титана относятся к 1870 г. С 1912 г. в Норвегии велись опыты с получением титановых белил, и в 1920 г. эти белила появи­лись в продаже.

Химический состав белил — двуокись титана. Белила, имею­щиеся в продаже, не представляют собой чистую двуокись ти­тана, а содержат ее от 15 до 65 %, остальное представляет подмесь цинковых или баритовых белил.

Свойства белил таковы. Удельный вес — 4,3; кроющая сила почти в два раза превышает свинцовые белила; не ядо­виты. К сернистым газам не чувствительны. С маслом сохнут медленно. К недостаткам их нужно отнести: способность жел­теть с маслом, ослаблять крепость масляного слоя[10] и давать непрочные смеси с рядом красок, к каковым относятся ультра­марин, кобальт, кадмиевые краски и крапп-лак[11].

Распознавание. Двуокись титана растворима в кон­центрированной серной кислоте. Раствор этот под действием перекиси водорода приобретает интенсивно-желтый цвет. Ней­трализуя раствор, из него получают твердое вещество жел­того цвета, которое представляет собой трехокись титана.

Белая глина

Каолин, фарфоровая глина, трубочная глина.

 

Глина находится в природе в различных видах и с различ­ной окраской. Она является продуктом распада горных пород: гранита, гнейса, порфира, сиеннита.

Состав глины — нерастворимое в воде и кислотах соедине­ние кремнезема, глинозема и воды (водная кремниевоалюминие­вая соль). Она содержит в себе многие примеси, которые при­дают ей цвет и изменяют ее свойства. Таковы окислы железа, марганца, углекислая известь, гипс, магнезия, углерод и т. п. Светлые охры представляют собой глину, окрашенную водной окисью железа, красные охры — глину, окрашенную красной окисью, железа; закись железа и сернистое железо окрашивают глину в сине-черный цвет. Местонахождением ее являются раз­личные страны.

Краской может служить в качестве белил только белая глина в чистом виде — так называемый каолин нормального состава, т. е. чистая кремниевоалюминиевая соль, с удельным весом в 2,25. Белая глина употребляется в качестве белил в акварели, редко в клеевой живописи, где она легко облупливается, в казеиново-известковой живописи, иногда во фреске и в ми­неральной живописи. Служит для приготовления грунтов, причем связующим веществом является не клей, а мучной клейстер. В силу того, что глина легко конденсирует в себе влагу из воздуха и долго удерживает ее, грунты эти более гибки, не­жели прочие грунты, без вреда для них могут скатываться в рулоны и потому особенно пригодны в театральной живописи.

В масляной живописи глина непригодна, так как здесь она не кроет и плохо сохнет с маслом, чем отличаются и краски, содержащие много глины. Белая глина является основным ма­териалом (базисом) во многих минеральных и органических красках-лаках.

Белая глина совершенно светопостоянна и со всеми крас­ками смешиваема. При обыкновенной температуре даже креп­кие кислоты на глину не действуют.

XIII группа








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 928;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.