Творческая состязательность

Совместная деятельность журналистов всегда подразумевает и наличие творческой состязательности между сотрудниками одной редакции. При сравнимости результатов труда люди неизменно сопоставляют свои индивидуальные возможности с творческим потенциалом соперников. Иногда подобное сопоставление происходит независимо от наличия непосредственного контакта между соревнующимися. Например, не раз приходилось слышать от журналистов, что тот или иной материал коллеги стимулировал их творческую активность больше, чем редакторская проработка.

Состязательные отношения представляют собой механизм взаимного стимулирования активности людей в процессе сравнения, сопоставления и оценки ими своей деятельности. В данном случае журналистам важен сам процесс состязания. Они стремятся превзойти друг друга по определенным параметрам: кто лучше и глубже разработает ту или иную тему, интересней и увлекательней проведет газетную акцию или же более оперативно осветит то или иное событие. Творческая состязательность предполагает такую реализацию общественно значимых целей, которая в полной мере отвечала бы интересам личности, ее потребности в самоутверждении. Поэтому одна из важнейших задач творческого состязания – создание благоприятных условий для выявления индивидуальных возможностей журналистов.

Творческое соперничество начинается с четкого определения его целевых установок. Например, когда в одном городском издании было решено перейти с еженедельного на ежедневный выпуск, перед журналистами поставили вполне определенную задачу: обеспечить секретариат достаточным количеством материалов. Исходя из этих целевых установок, состязание между сотрудниками данной редакции протекало не на уровне качественных, а на уровне количественных показателей: кто больше строк выдаст на-гора. Критерием привлекательности считалась не оригинальная разработка темы, а сенсационный характер материалов. В итоге соревновательные отношения между сотрудниками данной редакции проявились в довольно примитивной форме и не могли способствовать творческому развитию коллектива.

Иначе обстояли дела в другом издании. Целью творческого соперничества сотрудников стала общая забота о качественном выпуске газеты, которая обусловила внутриредакционную состязательность и за выход на полосу, и за лучший материал в номере. Соответственно и критерии оценок журналистских произведений здесь были иные. В данной газете считается творческой удачей, если корреспондент вышел на интересную тему, смог дать всесторонний анализ явлению или событию, если материал написан блестящим литературным языком и т.п.

Важное значение при оценке деятельности того или иного журналиста имеют критерии, которые приняты в редакции. Журналисты постоянно задумываются над вопросом: можно ли создать в редакционном коллективе справедливые условия соревнования, если заведомо известно, что корреспонденты, работающие в одном издании, не равны по своим творческим возможностям и способностям? Не означает ли это, что по тем общим меркам, которыми пытаются оценить работу того или иного журналиста, умелые, опытные, квалифицированные сотрудники будут всегда выигрывать, а менее талантливые или еще «необстрелянные» новички проигрывать? Возможно ли на практике создание каких-то справедливых критериев?

Вот какими соображениями по данному поводу делится первый заместитель газеты «Деловой Петербург» Р.Г. Загретдинов: «Держать планку качества материалов, контролировать соблюдение концепции “ДП” (форма издания), сделать “прозрачными” как критерии оплаты журналистов, так и возможности их профессионального роста, нам помогают два редакционных стандарта. Первый из них – “Ступени профессионального роста” – детально описывает количественные и качественные параметры всех должностей “ДП”, от стажера до обозревателя, и условия их занятия. Скажем, стажер получает право подписывать материал в газете собственным именем, когда стажируется не менее полугода, а за последние три месяца написал для “ДП” не менее 60 материалов. Второй важнейший документ – “Положение об оплате труда” – увязывает зарплату корреспондентов с количеством и качеством их материалов. Комиссия оценивает каждую заметку в газете в определенное количество баллов –критерии всем в редакции известны, для “новости”, например, это значимость, своевременность, эксклюзивность, конфликтность и т.п. Количество набранных за месяц баллов определяет категорию оплаты труда журналиста в течение ближайших четырех месяцев. Работа редакторов – “золотого фонда” газеты – оценивается по более сложным критериям. Стремясь к жесткому и конкретному планированию, мы стремимся поощрять любую инициативу журналистов и редакторов. Новые рубрики и темы, нестандартные идеи и материалы-расследования, развиваемые журналистами и редакторами, поощряются морально и материально» (166).

Как видим, принятые в редакции «Делового Петербурга» критерии оценки деятельности отдельного журналиста или редактора напрямую связаны с оплатой их труда и другими денежными вознаграждениями за хорошую и качественную работу. Подобного рода дифференцированные критерии могут быть выработаны по различным основаниям: профессиональным, квалификационным, возрастным и др.

Вопрос о правильных критериях соревнования имеет не только организационное, но и нравственное значение. Ведь от того, по какому признаку производится сравнение результатов, во многом зависят и настроение участников редакционного процесса, и сама действенность творческого соперничества. Если журналисты не имеют четкого представления, на какой результат им ориентироваться и на какой базе проводить сравнение, то в таких условиях определить, кто лучший – задача неразрешимая и чревата порождением в коллективе множества конфликтных ситуаций.

В ряде изданий, как например в «Деловом Петербурге», действует балльная система, цель которой – дать более комплексную характеристику творческой работы журналистов. По балльной системе может быть оценена деятельность каждого подразделения, службы, группы и отдельных журналистов. В качестве общих критериев могут быть выдвинуты следующие: наилучшее освещение своих основных тематических направлений, действенность публикуемых материалов, инициативность в проведении массовой работы редакции (совещания в редакции, рейды, встречи за «круглым столом» и т.д.). В оценке индивидуальной работы журналиста критериями могут стать оригинальная постановка проблемы, высокое мастерство изложения, инициативность в разработке актуальной темы, удачный заголовок и т.д. В конце каждого месяца, суммировав баллы каждого отдела и сотрудников редакции, можно получить полное представление о результатах деятельности коллектива.

Во многих редакциях ориентируются на общественное мнение коллектива, которое формируется в процессе гласного обсуждения деятельности журналистов за определенный период. В этом смысле гласность – это и условия, и форма социального контроля. Основными функциями гласности являются:

· информационная: смысл этой функции очевиден – журналисты нуждаются в информации о результатах оценки своей деятельности, о значимых событиях редакционной жизни. Утаивание какой-либо информации отрицательно сказывается на морально-психологическом климате редакции;

· воспитательная: обсуждение интересного опыта одного журналиста ориентирует других на повторение;

· стимулирующая: гласность повышает действенность материального и морального стимулирования.

Практика показывает, что материальные стимулы всегда тесно связаны с моральными. Правда, преобладание того или иного вида поощрения зависит от ценностной ориентации личности в данном коллективе. Если, например, сотрудники ориентированы на совершенствование своего профессионального мастерства, то для них значимей моральные стимулы. Моральное поощрение, по мнению практиков, оказывает значительное влияние на продуктивность их работы. Подобный факт не удивителен, так как стремление журналистов получить моральную оценку своим способностям – один из ведущих мотивов деятельности. В качестве подобных стимулов в большинстве редакций используют вывешивание публикаций журналиста на Доску лучших материалов, благодарность в приказе редактора, запись в трудовой книжке и т.д. Кроме этих общеизвестных видов поощрения отдельные коллективы учреждают свои собственные призы, почетные грамоты, памятные подарки. Отличившегося корреспондента могут наградить недельным отпуском для работы над интересующей его темой или творческой командировкой.

Умелое сочетание материальных и моральных стимулов позволяет повышать активность журналистов в творческом соперничестве, постоянно поддерживать в них интерес к своей работе, а также с помощью поощрительных призов подтверждать значимость их личных достижений.








Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1222;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.