Приемы создания образов

Характеризуя воображение, психологи отмечают две основные его составляющие: процесс преобразования представлений и создание новых образов на основе имеющихся. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в следующих формах:

1. Агглютинация – элементарная форма синтезирования образов; предполагает «склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (например, сказочные образы – русалка, кентавр, избушка на курьих ножках и т.п.).

2. Гиперболизация – характеризует не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещений (многорукие богини в индийской мифологии, многоголовые драконы и т.д.).

3. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков (дружеский шарж или злые карикатуры).

4. Схематизация – происходит в том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (например, создание художественного орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).

5. Типизация – форма широко используемая в художественной литературе, для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

 

Данные приемы могут быть активно использованы журналистами в сатирических жанрах журналистики – фельетоне и памфлете, где для достижения комического эффекта используется целый арсенал художественно-изобразительных средств.

 

Таким образом, воображение в творческом процессе имеет важное значение, связанное не только с предвосхищением результатов труда, но и с активным созданием представлений и образов, отличающихся неожиданными, непривычными сочетаниями и связями, для достижения конечного результата труда.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое воображение?

2. На какие виды подразделяется воображение?

3. Какие функции выполняет воображение?

4. Как проявляется воображение у разных людей?

5. Какую роль играет воображение в творческом процессе?

6. Какие функции выполняет воображение в журналистском творчестве?

7. Как проявляется воображение на различных стадиях журналистского творчества?

8. Каковы способы развития воображения?

9. Какие приемы используются в создании образов?

Литература

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

Брушлинский А.В. Субъективное мышление, учение, воображение. Воронеж, 1996.

Вайнцваг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.

Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е. М., 1968.

Галин А.Л. Личность и творчество: психологические этюды. Новосибирск, 1989.

Дудецкий Е.А. Психология воображения. М., Смоленск, 1997.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.,2009.

Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

Медведев П.Н. В лаборатории писателя. Л., 1971.

Немов Р.С. Психология. М., 1990.

Милс Р. Интеллектуальное мастерство //Социологические исследования. 1994. № 1.

Пекелес В. Твои возможности, человек. М., 1984.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.

 

 








Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 3013;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.