Что следует делать после возникновения развода?
Воистину, Всевышний Аллах узаконил для супругов дела, которые следует соблюдать, для того чтобы исправить перелом и возобновить еще раз супружескую жизнь.
Сюда относится повеление неокончательно разведенной женщине оставаться в супружеском доме на протяжении срока выжидания и запрет ей выходить оттуда. Так же, как Он запретил мужу выгонять ее оттуда, если только она не совершит явной мерзости – скверного слова или действия. Как сказал Пречистый Аллах: "Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость"[179]. Ибо ее пребывание в доме ее мужа больше всего способствует возобновлению брака и воссоединению союза.
Аллах узаконил для супруга возобновление брака с разведенной женой в течение выжидательного срока, пока развод является неокончательным, насколько возможно исправление положения. Возможно, после развода Всевышний Аллах создаст новое (положение), поместив в сердце мужа милость и любовь к жене, и он возобновит с ней брак. Либо во время выжидательного срока исчезнет причина, приведшая к разводу, и он также вернет ее к себе[180]. Всевышний сказал: "Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день. Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения"[181]. Всевышний также сказал: "О, пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе"[182]. Точно также Всевышний Аллах сделал дозволенным мужу жениться на разведенной им женщине после окончания выжидательного срока новым брачным союзом, если только развод не является окончательным и троекратным. Поэтому необходимо, чтобы развод было согласно сунне: однократный развод во время чистоты от менструаций без вступления мужем с нею в близость в этом периоде. Всевышний сказал: "Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму"[183].
Однако если жизнь затруднилась после возобновления брака после первого и второго разводов, тогда необходимо разлучение. Ибо продолжение связи между супругами в таком положении содержит в себе стеснение и тягость для них обоих. Всевышний же Аллах сказал: "И Он не сделал для вас никакого затруднения в религии"[184]. Это относится к великодушию и легкости исламского шариата в отличие от других религий, которые запретили развод. Данный запрет привел к тому, что супруги стали прибегать к достижению желаемого запретными путями с так называемыми друзьями. Это друзья женщины и подруги мужчины. И ислам оберег мусульманина и мусульманку от этого, узаконив развод, чтобы каждый из них нашел для себя подходящего супруга. Всевышний сказал: "Если они расстанутся, то Аллах обогатит каждого из них из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Мудрый"[185].
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1005;