Античная Индия
Преобладание мифов в натурфилософии Античной Индии, но, в отличие от Древнекитайской, в ней нашли место самые разнообразные точки зрения на мироустройство. Древнейший литературном поэтико-мифологическом памятнике индийской культуры – «Веды» (слово веда означает ведать, знать, ведение), в «Ведах» содержится большое количество космологических систем.
Первый из сборников «Веды» - «Ригведа». В «Ригведе» анализируются явления природы. Особо часто в ней упоминаются имена богов природных стихий: грозы (Индра), ветра (Ваю), воды (Варуна), огня (Агни), солнца (Сурья), зари (Ушас). Индра — бог-громовержец — является воинственным предводителем всех остальных, менее воинственных, богов, воплощением силы, мужества и бесстрашия (в греческой мифологии это Зевс, в римской — Юпитер). Чаще всего Индра противостоит Вритре, страшному чудовищу, олицетворяющему всевозможные темные силы, преграждающему путь водам, несущим жизнь полям.
Божеством не только космического упорядочения, но также общественного выступает Варуна, наделенный могуществом, вторым после Индры. Варуна задает ритм в природных явлениях и ритуал в общественных.
Как и в китайской философии, мир также рождается из соединения мужского и женского начал, но постепенно в индийской мифологии (эпосе) складываются представления о неком абстрактном божестве, имеющем много разных имен, но в противоположность китайским мифам сам первобог никаких антропоморфных признаков не имеет.
Одно из популярных имен — Пуруши (пер. человек, мужчина, дух), вселенский человек, отдельные органы которого, после его гибели, стали отдельными частями мира.
Другой план (сценарий) возникновения мира — из мысли, предшествующей миру, как основы центральной идеи о космическом абсолюте — Брахмане, абсолютной духовной субстанции начала и конца всех вещей и существ. Но и это не последний космический план.
Таким образом, можно отметить крайний плюрализм (позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал) мировоззрения Ригведы и других книг Веды. Боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, качества, части тела, духовные способности и т. д. — все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга, могут превращаться одно в другое.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1183;