Экспансия Западнохристианской цивилизации в позднем Средневековье
Приобщение к Западнохристианскому миру государств раннесредневеко-вой Центральной Европы происходило в целом мирно и добровольно, хотя и не без давления со стороны Германии и Рима. Общей моделью здесь было склонение к принятию католицизма и признания верховенства императора и (или) папы местных правителей и их окружения, которые брали курс на крещение своих подданных.
Однако параллельно и несколько позднее Западнохристианская цивилизация расширялась и силой оружия. Это относится к Пиренейскому полуострову и Западному Средиземноморью в целом; к Восточному Средиземноморью, Эге-иде, району Мраморного моря и частично Причерноморью; и, наконец, к Восточной Прибалтике. Но если в одних случаях происходило отвоевание некогда захваченных мусульманами земель, население которых издревле в конфессиональном отношении признавало главенство Рима, то в других осуществлялось подчинение областей Восточнохристианского мира с навязыванием церковной унии, в третьих — прямая агрессия против жизненных центров Мусульманской цивилизации (хоть и в рамках территорий, некогда принадлежавших христианам), а в четвертых — силовое утверждение феодально-католической социокультурной системы на языческих землях по берегам Балтийского моря.
Первым регионом, где началась эта борьба, был Пиренейский полуостров. В битве при Ковадонге (718 г.) христианам Северной Испании удалось отстоять узкую полоску земли между Кантабрийскими горами и водами Бискайского залива, население которой, возвратив вскоре себе г. Овьедо, к середине VIII в. образовало королевство Астурия. Успехи франков к концу этого столетия привели к образованию Испанской марки между Пиренеями и р. Эбро, с тем что в 801 г. в руках христиан оказались Барселона, а в 812 г.— Помплона. Так начиналась Реконкиста — отвоевание у мусульман западными христианами Пиренейского полуострова.512 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
первых, Арагон, занимающий его северо-восточную часть, Кастилия — соответственно его северные, центральные и отчасти южные области, и Португалия на западе, вдоль атлантического побережья. При ярой, даже демонстративной приверженности католицизму (что было следствием их многовекового непосредственного противостояния Мусульманскому миру), этносоциальная природа этих государств, как и тем более их территориально-пространственная ориентация, были весьма различны.
Арагон, ведущей областью которого была Каталония, в IX—X вв. колонизо-вывался преимущественно выходцами из южнофранцузских областей и все время поддерживал с ними самые тесные связи. Каталонцы в этноязыковом отношении были в ближайшем родстве с жителями Септимании, Лангедока и Прованса, выступая главным звеном в культурном обмене между мавританской Испанией и Европой севернее Пиренеев. Их экономические и политические интересы были всецело ориентированы на Средиземноморье, с ведущими центрами которого (особенно в его западной части — такими как Нарбонна, Монпелье, Марсель^- Генуя, Пиза, Рим, Неаполь, Палермо) Барселона поддерживала оживленные торговые сношения. Об этом свидетельствует и направленность военно-политической энергии арагонских королей.
С захватом Балеарских островов (утраченных в 1276 и вновь завоеванных в 1344—1349 гг.) основное внимание арагонских королей обращено в сторону Южной Италии. Воспользовавшись восстанием жителей Палермо против занявших ранее Сицилию французов Анжуйской династии, Педро III в 1282 г. овладевает этим городом, а к 1302 г. Хаиме II завершает подчинение этого острова, распространяя свою власть в 1326 г. и на Сардинию, за которую (после изгнания из нее мусульман к концу XI в.) длительное время боролись Генуэзская и Пизан-ская республики. Все это прямо ввело Арагон в круг проблем французской и итальянской политики. При временных поражениях королевству, чей флот господствовал в Западном Средиземноморье, в целом сопутствовал успех. Кульминацией политического возвышения Арагона стало присоединение к нему в правление Альфонса Мудрого Неаполитанского королевства (1442) — т. е. всей Южной Италии. В результате, во второй половине XV в. королевство Арагон простиралось от Сарагосы и Валенсии до Апулии и Калабрии, при том что Сардиния, Сицилия и Неаполь прочно удерживались Испанией до начала XVIII в.
Иной, поначалу сугубо сухопутный характер имела Кастилия, выступавшая в качестве ведущей силы Реконкисты. Ее истоки находились в североиспанских, связанных еще с воинскими вестготско-свевскими традициями государствах раннего Средневековья — Астурии и Леоне. Продолжавшаяся столетиями с непреходящим упорством борьба против мавров, при медленном но упорном продвижении на юг, была связана с вытеснением мусульманского населения и широкой христианской колонизацией завоеванных территорий. При таком положении у кастильцев вырабатывалось высокое ощущение идентичности как с представлявшимся весьма абстрактно Западнохристианским (именно как католическим) миром в целом, так и в пределах собственной народности, развившей свою богатую поэтическую культуру. Кастильский диалект и стал основой испанского литературного языка.
Несколько обособленное место среди католических государств принадлежало Португалии. Завершив Реконкисту к середине XIII в., будучи окруженной с суши Кастилией и обращенной к Атлантическому океану, королевство зани-Западнохристианская цивилизация средневековья__________________________________513
мает ключевую позицию в торговле стран Северо-Западной Европы (Англии, Северной и Западной Франции, Нидерландов с Фландрией) и государств Средиземноморья. Это сближало ее с западнохристианскими государствами севернее Пиренеев, но вместе с тем способствовало и веротерпимой (до конца XV в.) политике по отношению к мусульманам. Португальские власти, особенно начиная со времен принца Генриха Мореплавателя (1394—1460), младшего сына короля Иоанна I, осознают выгодность географического положения своей небольшой страны и разворачивают активную военно-торгово-экспедици-онную деятельность в Атлантике, овладевая к 1485 г. рядом опорных пунктов на побережье Африки до pp. Сенегал и Гамби (откуда начинается широкий вывоз черных рабов, золота и слоновой кости), а также островами — Мадейры, Азорскими и Зеленого Мыса, к которым, уже в Гвинейском заливе, со временем добавились Сан-Томе и Принсипи.
Тем самым были подготовлены стартовые позиции к броску в Индийский океан, осуществленном благодаря открытию Васко-да-Гамой морского пути в Индию (1498), а также начало (с высадки П. Кобрала на побережье Бразилии в 1500 г.) португальской колонизации восточной части Южной Америки. Если учесть, что X. Колумб уже в 1492 г. достиг Антильских островов, то можно сказать, что 90-е годы XV в. стали началом заокеанской экспансии Западнохри-стианской цивилизации, возглавлявшейся в XVI в. Испанией и Португалией и знаменовавшей качественно новый этап в процессе межцивилизационного взаимодействия человечества.
Реконкиста, связанная с вытеснением мусульманских и, в значительной степени, иудейских элементов с Пиренейского полуострова, сопровождалась систематическим заселением и освоением опустошенных земель на каждом этапе их завоевания. Христианам, причем не только пиренейским, но и иностранным, в частности, выходцам из Франции, предлагались особо благоприятные условия поселения. При этом с середины XI в. испанская реконкиста взяла на себя доселе неизвестную миссию религиозной войны и проложила путь, в военном и духовном отношении, крестовым походам на мусульманский Восток.
Эпоха крестовых проходов, открывшаяся пламенной речью папы Урбана II 26 ноября 1095 г. в Клермоне с призывом освободить от мусульман Святую Землю и Иерусалим, охватывает XII и XIII вв., однако после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. основным объектом заиаднохристианской экспансии становятся уже не государства ислама, а эгейско-причерноморские, преимущественно грекоязычные области Восточнохристианской цивилизации, ослабленные неудачной для Византии борьбой с турками-сельджуками.
После первых, ошеломивших Мусульманский мир успехов, кульминацией которых стала учиненная в 1099 г. резня в захваченном Иерусалиме, владения католиков на Ближнем Востоке, в пределах Сирии и Палестины, неизменно сокращались. Менее чем через пятьдесят лет после Первого крестового похода была потеряна приевфратская Эдесса (1144), а после истребления главных сил крестоносцев в битве при Тивериадском озере Саладин, блистательный правитель Египта и Сирии, вернул Мусульманскому миру Иерусалим со всем побережьем от Аскалона до Бейрута включительно (1187).
Начатый в 1189 г. в ответ на такие неудачи христиан монархами Германии, Франции и Англии Третий крестовый поход закончлся полным провалом. Однако он знаменателен тем, что, начиная с него, главным объектом западнохри-514 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
стианской экспансии в Восточном Средиземноморье становятся не мусульманские, а православные земли. В 1191 г. Ричард Львиное Сердце захватил у византийцев Кипр, остававшийся затем во владении католиков (сперва в качестве отдельного Кипрского королевства, а затем — владения Венеции) до 1571 г. Борьба на Ближнем Востоке продолжалась и в XIII в., однако, несмотря на временные успехи императора Фридриха II и отчаянные усилия Людовика IX, крестоносцы с середины этого столетия все более сдают позиции. В 1244 г. мусульмане на многие века вновь овладевают Иерусалимом, в 1268 г. ими была взята Антиохия, в 1289 г. — Триполи, а в 1291 г.— последняя опора западных христиан на побережье Азии — Акра.
Эти неудачи во многом были связаны с тем, что с начала XIII в. Западнохри-стианский мир главное свое внимание направляет на завоевание и удержание обломков Византии. Начало было положено уже захватом Кипра, но роковой удар по греческой империи был нанесен в 1204 г. со взятием Константинополя.
Однако захват и раздел между лидерами крестоносцев Греции от Пелопоннеса до Константинополя в пределах созданной ими по феодальному принципу "Латинской империи" не означал их окончательного закрепления на этих землях. Упорное сопротивление оказали образовавшиеся на руинах Византии такие греко-православные государства, как Эпирское царство, Ни-кейская и Трапезундская империи, а также возникшее в конце XII в. Второе Болгарское царство, силы которого в 1205 г. разбили крестоносцев при Адрианополе.
Особую роль в этих событиях, явившихся следствием Четвертого крестового похода, сыграла Венеция, дож которой Энрико Дондоло и склонил крестоносцев к вмешательству в дела Византии. В результате, венецианцы кроме опорных пунктов на Далматинском побережье получили ряд островов — Ионические, часть Кикладских и Спорадских, Эвбею, Крит и пр., а также часть Константинополя, к которым позднее добавились Родос и Кипр. Эти успехи сочетались с ожесточенной борьбой с конкуренткой Венеции — Генуей.
Генуэзцы оказали существенную помощь деньгами и флотом никейскому императору Михаилу Палеологу в овладении Константинополем (1261), за что получили в восстановленной, хотя и в крайне ограниченных размерах Византии большие привилегии, включавшие и широкий доступ в Причерноморье. Вслед за этим они по договору с уже завладевшими Крымом татарами приобрели в 1266 г. Кафу (Феодосию), а затем, расширяя свое присутствие в Северном Причерноморье, утвердились в Чембало (Балаклаве) в 1357 г. и в Солдайе (Судаке) в 1365 г., выведя свои колонии на берег Керченского пролива (Бос-пор) и в устье Дона (Тана).
Однако противоречия с местным, преимущественно восточнохристианским, греко-армянским населением ослабляли их позиции в Крыму. С падением Константинополя в 1453 г. у них уже не было шансов удерживать свои северопричерноморские колонии, которые и были захвачены турками в 1475 г. К этому времени в общих чертах заканчивается и покорение Османской империей отдельных опорных пунктов в Эгеиде, остававшихся в руках католиков или православных. В 1522 г. мусульмане захватил Родос, а в 1571 г. — Кипр, что было естественным следствием установления господства турецкого флота во всем Средиземноморье после завоевания султаном Селимом I (1512—1520) Сирии, Палестины, Египта и части Алжира.Западнохристианская цивилизация средневековья 515
Таким образом, мы видим, что к концу XV в., как раз к тому времени, когда государства Пиренейского полуострова, полностью завершив Реконкисту, открыли страницу западнохристианской заокеанской экспансии, в Восточном Средиземноморье и Причерноморье Запад понес решительное поражение в борьбе с возглавленным здесь Турцией Мусульманским миром. Однако экспансия венецианцев и генуэзцев в этих местах была как бы прообразом колониальных захватов европейцев последующих веков (особенно португальцев, а затем сменивших их голландцев и англичан) в прибрежных районах восточных цивилизаций северной части Индийского океана — от сомалийских Мамбасы, Малиндо и Могадишо до Кермана и Ормуза, Диу и Цейлона и далее до малай-ско-индонезийских и южнокитайских вод с Аомынем (Макао).
Османская империя выиграла у Западнохристианского мира борьбу за византийское наследие и, поглотив Балканы и Магриб, сама широким фронтом перешла в наступление на него. Однако уже в первой четверти XVI в. Запад становится гегемоном Мирового океана, закладывая тем самым основы своего будущего всемирного колониального господства.
Параллельно с Реконкистой и экспансией крестоносцев в Восточном Средиземноморье разворачивалась и не такая масштабная, но не менее жестокая немецко-католическая агрессия в Прибалтике. Проникновение немецких торговцев (из северонемецких городов Ганзы) в устья Вислы и Даугавы (Западной Двины) происходило уже в XII в. Важнейшими вехами на пути приобщения балтских этносов, прежде всего пруссов (со временем частично истребленных, частично ассимилированных немцами) и предков современных латышей (кур-шей, зимгола, латтов, ливов), было, во-первых, перенесение в устье Вислы, с санкции польского князя Конрада Мазовецкого, деятельности Тевтонского ордена (1226) и основание в устье Даугавы немцами Риги с епископством для распространения католицизма среди окрестных язычников (отчасти уже затронутых православным влиянием со стороны Полоцкого княжества).
Для христианизации балтских племен был основан специальный орден меченосцев, который после серьезных поражений от соединенных сил литовцев и зимголов в 1237 г. влился в состав успешно действовавшего против пруссов Тевтонского ордена, трансформировавшись в Ливонский. Рыцарская агрессия охватила всю Восточную Прибалтику, дополняясь активной немецкой колонизацией Померании (Поморья), а также захватами датчан на севере Эстонии и шведов на побережье Финляндии. На непродолжительное время в руки немцев попал даже Псков, однако, благодаря победам Александра Невского над шведами в устье Невы в 1240 г. и над ливонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 г., экспансия Западнохристианского мира в сторону Северо-Западной Руси была остановлена.
Упорное сопротивление католикам в течение XIII—XIV вв. оказывали и литовцы, однако пруссы к 1283 г. были завоеваны. Окончательно же немецкая экспансия в этом регионе была пресечена Грюнвальдской битвой 1410 г. Но установление самых тесных отношений между Польшей и Великим княжеством Литовским в процессе борьбы с немецкой агрессией в конце концов привело к распространению католицизма и среди литовцев, окончательно утвердившегося в Литве лишь к середине XVI в. В результате Люблинской унии 1569 г. Великое княжество Литовское, до того отличавшееся веротерпимостью, образовало общее с Польшей католическое по своей природе государство —516_____________________________Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
Речь Посполитую, при том что украинские земли были непосредственно пере-подчинены Варшаве.
Таким образом, в результате средневековой истории Западнохристианская цивилизация к концу XV в. завершила свое формирование. Не считая вынесенной на крайний северо-запад Исландии, ее внешние рубежи были обозначены такими государствами, как Испания, с ее (ранее арагонскими) владениями в Центральном Средиземноморье (Сицилия и Неаполитанское королевство), Венгрия с принадлежавшими ей Хорватией и преимущественно восточнохристи-анской Трансильванией, Польша с захваченной ею в ту пору еще православной Галицкой землей и Восточной Прибалтикой, оказавшейся во владении немецких рыцарей, датчан и шведов.
При этом сама Занаднохристианская цивилизация состояла из двух доминировавших над другими субцивилизационных (макроэтнических) блоков — романского, южного, и германского, северного, между которыми, впрочем, не было четких границ, кроме разве что Альп, разделявших Италию и Германию Особое промежуточное и в то же время как бы совмещавшее в себе оба начала положение занимала в целом уже завершившая свое объединение при Людовике XI (1461—1483) Франция. В каждом из этих блоков вполне выделились ведущие в социально-экономическом и культурном отношении центры: Северная и Центральная Италия в одном случае и Прирейнские земли с Нидерландами — во втором. Однако центры политической консолидации — Испания, Франция, Англия и Австрия — с ними не совпадали.
По сравнению с романским и германским (в пределах собственно Германии, Нидерландов и Англии) регионами Скандинавские страны и католические славянские земли Центральной Европы с Венгрией, не говоря уже о покоренной Восточной Прибалтике и Финляндии, выглядят в это время культурно-хозяйственной внутренней периферией Западнохристианского мира, уже вполне интегрированной в его состав. В роли колонистов здесь выступали преимущественно немцы, при том что из Прирейнской Германии (Швабии) до Днепра широко расселялись и немецкоязычные евреи — ашкенази.
В политические границы католических государств, Венгрии и Польши, вошли уже и первые православные земли — Трансильвания, Закарпатье и Галиция, а затем, со времен Люблинской унии, и остальные этнически украинские (кроме Буковины) и белорусские земли. Однако последнее происходило параллельно расширению Западнохристианского мира за счет Нового Света, тогда как к началу Великих географических открытий, западное влияние еще почти не затронуло Восточную Европу.
Предпринятое рассмотрение формирования Западнохристианского мира Средневековья было необходимо не только ввиду того, что выросшая на его основе Западноевропейско-Североатлантическая цивилизация стала ведущей силой мирового развития во второй половине II тыс. Это важно было сделать еще и потому, что в нашем обществе, особенно в последние 10—15 лет, распространились иллюзорные представления об органической причастности Украины, Белоруссии или России к социокультурной системе Запада. Конечно, нет оснований отрицать влияние последней на восточнославянские народы, как и общность антично-христианских истоков их культурных традиций. Однако в цивилизационном отношении восточные славяне не являются составной частью Западного мира, имея иные, византийско-восточнохристианские духовныеЗападнохристианская цивилизация средневековья____________________________________517
корни. Свою цивилизационную идентичность Запад обрел уже к рубежу I и II тыс , подключая к себе в дальнейшем отдельные европейские этносы, принимавшие от папского престола католицизм.
Через распространение унии в сложный и противоречивый симбиоз с Западом вошла часть западных украинцев и белорусов. Однако средиеднеп-ровское ядро Украины, не говоря уже о Московском царстве, отвергло этот путь. И у меня нет никаких оснований полагать, что в наше время или в каком-то обозримом будущем ситуация в этом плане может быть принципиально изменена Конечно, мы можем окончательно деградировать, утратив какую-либо связь с нашими цивилизационными основаниями, но стать западными людьми — никогда! Для этого нам надо было бы иметь западную историю, пройти готику и схоластику, в особенности же Ренессанс и Реформацию. Исторический путь Запада не может быть повторен уже никем. Поэтому и "западно" не сможет стать уже ни один народ.ГЛАВА XV
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1404;