Расширение Западнохристианского мира на рубеже I и II тысячелетий

Если первый этап самоорганизации Западнохристианского мира знаменовал­ся романо-германским синтезом, то на втором Западнохристианская цивилизация существенно расширилась в северном и восточном направлениях за счет обра­щенных в католицизм народов, а также вернула себе свои прежние позиции в отвоеванных у мусульман частях Южной Европы. Однако сперва Западу при­шлось самому пережить полосу бедствий, связанных с опустошительными варвар­скими нашествиями IX—X вв., среди которых наибольшее для последующей исто­рии Европы значение имело появление на исторической арене викингов.Западнохристианская цивилизация средневековья__________________________________505

объединялись на условиях личной унии. Утверждение государственности из­менило характер экспансии викингов. Со второй половины X в. они все более стремятся к подчинению ранее разграблявшихся ими территорий с целью сбо­ра регулярной дани. Особенно в этом деле преуспевала Дания. С 991 г. Англия была вынуждена платить дань датчанам, и на ее территории увеличивалось число датских поселений. В усиливавшейся борьбе норманы в 1014 г. потерпе­ли поражение в Ирландии, однако в том же году датчане, при помощи норвеж­цев, овладели Лондоном, а в 1016 г. датский король Кнут Могучий полностью завоевал Англию, где господство датчан продолжалось до 1041 г. А в 1018 г. в состав созданной им державы вошла и Норвегия. Короны Дании и Норвегии потом были вновь соединены — в 1041 г., при Магнусе Оловсоне.

Однако воинственный пыл викингов постепенно угасал, и, несмотря на бо­лее-менее успешные попытки таких королей, как Магнус Могучий, Магнус Доб­рый и зять Ярослава Мудрого Харальд Суровый, создать обширную державу Севера в пределах Скандинавии и Британии при теснейших династических свя­зях королевских домов Дании, Норвегии и Швеции, каждое из этих государств в течение XI в. все более обретало собственную структуру и идентичность, начи­ная приобщаться к социокультурной системе феодально-католической Европы.

Естественным и понятным было стремление римских пап и европейских правителей приобщить норманов к христианству, однако глубокий упадок, в каком папство пребывало между серединами IX—XI вв., вплоть до реформы католической церкви, начатой при Льве IX (1049—1054) и успешно продолжен­ной Григорием VII (1073—1085), не позволял эффективно справиться с этой задачей. Поэтому христианизация скандинавских народов осуществлялась мед­ленно и с отступлениями.

Первыми из крестившихся королей здесь были: в Дании — Харальд Синезу-бый (950—986), в Норвегии — Олаф Триггвесон (969—1000), в Швеции — Олаф Скотконунг (рубеж X—XI вв.). Однако это мало затрагивало верования основной массы населения и не исключало возврата к древнему язычеству даже представи­телей королевских домов. Так, в 1060 г. шведский король Стейн, будучи христиа­нином, отказался разрушить древнее языческое капище в Упсале, а в конце XI в. король Свейн ненадолго даже вернулся к кровавым жертвоприношениям.

Все же христианство понемногу утверждалось. В Норвегии оно было офи­циально введено Олафом Торбгвасолном (995—1000)', и, несмотря на сильное тому сопротивление, утверждено Олафом Гаральдсоном (1015—1028). В 1000 г. под давлением Норвегии христианство на народном собрании (альтинге) офи­циально было принято и в Исландии. Однако во многом это были поверхност­ные успехи, и в целом процесс приобщения Скандинавских стран к католициз­му завершается лишь в XII в. К этому времени тут начинают возводиться пер­вые большие соборы в романском стиле, такие как в Ставангере (Норвегия) или в Лунде (Швеция). В середине XII в., с усилением шведской экспансии, христианство начинает вводиться и среди финнов, однако преимущественно в прибрежных районах, тогда как во внутренних областях страны язычество преобладало еще несколько веков.

Таким образом, можно сказать, что в течение второй половины X—XII вв. в орбиту Западнохристианской цивилизации прочно вошли народы Северной Европы, прежде всего скандинавы, но затем постепенно и финны, и завоеван­ные датчанами в первой трети XIII в. прибрежные эсты (от о. Эзель до устья506_____________________________Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья

р. Нарва). В состав Западнохристианского мира полностью вписались и осев­шие в различных частях Западной Европы и принявшие католицизм компакт­ные группы норманов, прежде всего на севере Франции (Нормандия) в X в. и в Южной Италии (Сицилия, Апулия, Калабрия, Неаполь) в середине XI в.

Не менее сложно протекал и процесс приобщения к Западнохристианскому миру народов Центральной Европы. Франкское государство входит в непосред­ственное соприкосновение с отдельными группами славян этого региона уже первой половине VIII в. и в середине его распространяет свое влияние на при-альпийскую славянскую Карантанию (Каринтию). В эпоху Карла Великого, как уже отмечалось, после завоевания саксов границы Франкской державы вышли на Верхнюю и Среднюю Эльбу, по правому берегу которой уже жили помор­ские и полабские славяне (ободрить:, лютичи, лужицкие сербы), занимавшие территорию бывшей ГДР за исключением Тюрингии. Южнее их сопротивление войскам франков оказали чешские и моравские племена, так что на всем протя­жении от границ Дании и устья Эльбы до Дуная в районе Вены протянулся так называемый "Сербский рубеж", за который франки продвинуться не смогли.

Иная ситуация складывалась в Восточноальпийско-Среднедунайско-Запад-нобалканском регионе. Здесь в борьбе с аварами уже в середине VIII в. сло­жился союз славян Каринтии (карантанцев) с зависимыми от франков и уже принявшими христианство баварцами. Тогда же в восточных предгорьях Альп ирландцы основывают первый монастырь, настоятель которого Вертилий ста­новится вторым епископом Зальцбурга в 747 г. От него принимают крещение местные славянские князья, в частности Хотимир, усилиями которого, как и его преемников, в течение второй половины VIII в. предки современных сло­венцев обращаются в веру по латинскому обряду, признавая верховенство Франкской державы. С этого началось приобщение западных и юго-западных групп славян к Западнохристианскому миру.

Сближению среднедунайско-западнобалканских славян с Франкским госу­дарством способствовала их совместная борьба с Аварским каганатом, закон­чившаяся его полным уничтожением в 803 г. Особое значение здесь играли хор­ваты, крещенные до начала IX в., но в первой трети этого века, по-видимому, отвергшие его вместе с франкским господством. Первым точно известным хри­стианским князем в Хорватии был Мислав (835—845), а при Тиримире (845— 864) в Нине уже было учреждено хорватское епископство.

С середины IX до конца X в. Хорватское государство переживает пору расцвета, однако в XI в. в результате династических распрей и экспансии со­седних, также западнохристианских государств (Венеции, Венгрии и пр.) оно резко ослабевает. В XII в. под властью Венгрии оказывается подавляющее боль­шинство хорватских земель. Хорватия перестает быть независимым государ­ством на многие столетия — вплоть до недавнего распада СФРЮ.

Однако не вся территория Хорватии оказалась под властью венгров. На Дал­матинском побережье их присутствие практически не ощущалось. В то же вре­мя приморское положение далматинских городов, как и романоязычие значи­тельной части их населения, определяли их торговые и культурные связи с Апен­нинским полуостровом и особенно Венецией, стремившейся распространить на них свое влияние уже в XI в. С 1133 г. Венеция владела г. Задаром и некоторыми островами, а в 1409 г. под ее власть попала почти вся Далмация (за исключением территории к северу от р. Зарманьи и Дубровника).Западнохристианская цивилизация средневековья

В результате этих событий в структуру Западнохристианского мира в пос­ледней четверти I тыс. были интегрированы славяне Восточноальпийско-За-паднобалканского региона, предки современных словенцев и хорватов. Вос­точнее их в это время в пределах Первого Болгарского царства (в состав кото­рого входили области нынешних Македонии, Сербии, Боснии и Герцеговины) утверждалось христианство греческого обряда, еще более прочно укоренивше­еся в восточных и центральных районах Балкан в XI—XII вв., когда эти терри­тории непосредственно вошли в состав Византии.

В эпоху Карла Великого началось приобщение к Западнохристианской циви­лизации и чешских племен, совместно действовавших с франками против Аварс­кого каганата. В 805 г. Карл послал в Чехию большое войско, вынудив местных князей к 807 г. признать верховную власть его империи. Где-то между 817 и 822 гг. так же вынуждены были поступить и мораване. В их землях первые церкви были построены около 800 г., а в 20-е гг. IX в. христианство принял уже местный князь Прибина, сблизившийся с франками. Это вызвало возмущение, благодаря которо­му к власти пришел Моймир I (830—845), — действительный основатель Велико-моравского государства. При нем в 831 г. произошло крещение мораван.

К этому времени чехи, судя по всему, вышли из-под контроля Франкской империи, натиск со стороны которой усилился на их земли после ее раздела по Верденскому договору. Стремясь вывести себя из-под удара, чешские князья в 845 г. прибывают в Регенсбург к Людовику Немецкому и принимают крещение. Однако уже в следующем году Людовик напал на христианскую Моравию, а чехи напали на его войско, возвращавшееся из этого похода. Христианство было на несколько десятилетий оставлено, а борьба с Восточно-Франкским государ­ством продолжалась. В противостоянии западному соседу чешские князья с 855 г. стали опираться на поддержку князя Великой Моравии Ростислава.

Великоморавское государство, включавшее во второй половине IX в. об­ширные территории собственно Моравии, а также Паннонии, Чехии, земли лужицких сербов на Средней Эльбе, Силезии и Южной Польши с Краковом, Словакии и Закарпатья, в упорной борьбе отстояло свою независимость от франков при князе Ростиславе (846—870). Антагонизм с Восточно-Франкским государством стимулировал поиски политической и культурной альтернативы в лице Византии.

В 862—863 г. Ростислав, пригласивший Кирилла и М.ефодия для религиоз­но-просветительской деятельности, заручается обещанием поддержки от Ви­зантии в его борьбе с восточнофранкским королем, а также санкции на само­стоятельное церковное устройство Моравии. Однако в последующие десятиле­тия Византия не проявила достаточных усилий для приобщения этого крупней­шего на то время славянского государства к Восточнохристианскому миру.

Не получая должной поддержки от Константинополя (где энергичного и широкомыслящего Фотия на патриаршем престоле сменил нерешительный и склонный к уступкам папству Игнатий), просветители славянства должны были идти на сближение с римским духовенством. Медлительность в деле организа­ции моравской церкви со стороны Византии привела к тому, что Ростислав добился учреждения архиепископства от Рима, которое начало действовать в Моравии уже после его смерти — в 873 г. Во главе его встал Мефодий.

Правление Святополка (870—894) было ознаменовано как максимальным тер­риториальным расширением Великоморавской державы, так и неуклонной ее508_____________________________Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья

интеграцией в систему Западнохристианского мира. Стремясь обеспечить незави­симость своего государства, князь развивал прямые связи с Римом и при содей­ствии архиепископа Мефодия получил в 880 г. подтверждение самостоятельного положения своей страны под патронатом престола св. Петра в противовес претен­зиям Восточно-Франкского государства. Сближение с Ватиканом способствовало и христианизации зависимых от Святополка земель, в частности Чехии.

Однако в стране все более разгоралось противоборство между славянским и немецким духовенством, устав от которого, князь после смерти Мефодия в 885 г. решил вопрос таким образом, что, в соответствии с волей папы, изгнал из своей державы всех, кто не отрекся от славянской литургии. Однако эта уступка Ватика­ну ничего не дала, кроме усиления позиций немецкого клира. С упадком папской власти в 80-х гг. IX в. Рим перестал быть важным политическим партнером для Святополка, который после трехлетней войны вынужден был принести присягу личной верности Карлу III Толстому (881—887), признав себя данником и сменив­шего его на престоле Восточно-Франкского государства Арнульфа (887—899).

Таким образом, к концу IX в. Великоморавское государство в целом уже впол­не интегрировалось в систему Западнохристианского мира. Однако со смертью Святополка началась стремительная дезинтеграция государства. В 895 г. от него отложилась Чехия, двумя годами позднее — полабские сербы, а в 896 г. в Потисье закрепились пришедшие из Причерноморских степей кочевники мадьяры (венг­ры), которые оказались новой опустошительной силой в Центральной Европе.

В 899—900 гг. Моравия предпринимает решительные шаги в сторону сбли­жения с Римом, но это уже не могло спасти ее, и к 906 г. она как государство погибает под ударами венгров, захвативших Паннонию и области современных Словакии и Закарпатья. Чехи же, принесшие вассальную присягу восточно-франкскому королю Арнульфу еще в 895 г., перед лицом венгерской угрозы все более входили в силовое поле Германии.

Более самостоятельную политику по отношению к немцам начал проводить лишь Болеслав I (935—972), противостоявший до 950 г. императору Отгону I (936— 973) и распространивший власть на Силезию, Краковскую землю и Моравию, войдя на востоке в соприкосновение с владениями Киевской Руси. С основанием в 973—975 гг. Пражского епископства процесс христианизации населения Чехии значительно ускоряется, и до конца столетия здесь уж были основаны два муж­ских и один женский монастыри. В XI в. число монастырей, игравших ведущую роль в распространении западнохристианской культуры, в пределах Чехии и ока­завшейся в зависимости от нее Моравии значительно возростает.

Через Моравию и Чехию уже в первой половине X в. христианство латин­ского обряда начинает проникать и на территорию Польши, где с середины этого века ведущую роль играла княжеская династия Пястов с центром в Гнез­до. Особенно возвышается она при князе Мешко I (960—992), распространив­шего власть на междуречье Одера и Вислы и принявшего в 966 г. христианство по западному обряду. При этом ему приходилось считаться с политическими и церковными интересами возникшей при Отгоне I "Священной Римской импе­рии германской нации". Особых политических успехов добился его сын — Болеслав Храбрый (992—1025), присоединивший Краковскую землю и Силе­зию, а также в то или иное время властвовавший над Поморьем, землями лу­жичан и полабских сербов, чехов, мораван и словаков, а также над Червенски-ми городами Руси. В 1000 г. он получил санкцию на создание подчиненногоЗападнохристианская цивилизация средневековья__________________________________509

непосредственно Ватикану Гнездовского архиепископства, а в последний год жизни принял королевский титул.

Однако уже при его сыне Мешко II (1025—1034) Польша потерпела сокру­шительные поражения от Германии, а также вернувших свои земли, ранее захваченные Болеславом, Чехии и Руси. После его смерти вспыхнуло широкое восстание (1034—1038), сопровождавшееся массовым возвращением народа к язычеству. Подавить его удалось лишь при помощи немцев, в результате чего восстановленное в 1039 г. Польское государство было вынуждено признать вассальную зависимость от Германии. Католицизм был восстановлен, и цер­ковная иерархия стала играть существеннейшую роль в общественно-культур­ной жизни. Таким образом, к середине XI в. в структуру Западнохристианско-го мира окончательно вошла и Польша, чьи восточные рубежи подходили к линии Перемышль — Червень — Холм.

Более драматичной оказалась судьба полабско-поморских славян. Освобо­дившись от навязанного им немецкого владычества и оставив христианство на рубеже тысячелетий, они были вновь подчинены Германией лишь в сере-" дине — второй половине XII в. С этого времени здесь уже прочно утвержда-» ется католицизм. На пространствах между Эльбой и Одером, а в значитель­ной мере, и в Померании, происходит постепенная германизация населения. Результатом было его непосредственное включение в систему Западнохрис-тианского мира к рубежу XII—XIII в.

В течение X в. к Западнохристианскому миру начинают приобщаться и захватившие Среднедунайскую низменность с обращенными к ней предгорья­ми Карпат и Трансильванией венгры. Несмотря на некоторую децентрализа­цию системы власти в первой половине этого столетия, правящему дому Арпа-дов удалось сохранить ведущие позиции и при Гезе (970—997) добиться усиле­ния государственного начала. Уже при нем после некоторых колебаний Арпа-ды решают вопросы о культурно-политической ориентации в пользу Запада, а не Византии. Это доказывается разрешением деятельности католических мис­сионеров, крещением Гезы и его сына Иштвана по латинскому обряду и явным сближением с Баварией.

Подобная политика еще явственнее прослеживается при женатом на ба­варской принцессе Иштване (997—1038), которому папа даровал королевский титул в 1000 г. и принял его под свое покровительстве. Побелив около 1008 г. князя Айтоня, начавшего внедрять в южной, подвластной ему части Среднеду-найской равнины христианство восточного обряда при помощи приглашенных из Византии миссионеров, Иштван распространяет католическую церковную иерархию на все подчиненные венграм территории. В 1000 г. в Венгрии с цен­тром в Эстергоме возникает отдельная архиепископская кафедра, а за несколь­ко лет до того тут появляются первые монастыри. Однако процесс принятия христианства венграми растянулся почти на столетие. В течение XI в. им не только удалось отстоять политическую независимость от посягательств на нее со стороны Германии, но и подчинить своему преимущественному влиянию Хорватию, королевской короной которой в 1102 г. венчался Кальман I (1095— 1116). Так возникла венгерско-хорватская персональная уния, ориентирован­ная в церковном отношении на Рим.

Таким образом, в течение X—XII вв. в пределах Центральной и Северной Европы вокруг романо-германского ядра Западнохристианской цивилизации510

Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья

образовался широкий пояс католических государств: Хорватии, Венгрии, Чехии, Польши, Швеции, Дании и Норвегии. Территориально и по численному составу Западный мир вырос примерно на треть. Однако в религиозно-культурном отно­шении они образовывали его внутреннюю периферию, где слой католической культуры был все еще весьма тонким, а под ним сохранялся столетиями мощный пласт несколько преображенного христианством народного язычества.

По всему обширному фронту от Боснии до Литвы Западнохристианский мир вошел в соприкосновение с Восточнохристианским, выиграв у последнего борьбу за Среднее Подунавье. Однако тот удержал в своем поле Сербию, Ма­кедонию и Болгарию, на которые также периодически распространялись пре­тензии Ватикана. Несмотря на единичное появление в восточнославянских зем­лях представителей католического духовенства, Киевская Русь прочно остава­лась в системе Византийско-Восточнохристианского мира. Влияние западного христианства, ощущавшееся в Закарпатье и Галицком Прикарпатье (особенно после похода Батыя), было едва ли сколько-нибудь заметным даже в Киеве, Полоцке и Новгороде^ не говоря уже о землях восточнее Днепра и Волхова. Впрочем, в годы, предшествующие монголо-татарскому нашествию, немецкие купцы уже имели в Киеве католическую церковь св. Марии.








Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 896;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.