Иудейская конфессиональная квазицивилизация средневековья
Понятие квазицивилизация еще не получило общепризнанного статуса в науке, и его содержание не вполне определено. Выше речь шла уже о квазицивилизациях, создававшихся номадами Евразийских степей в рамках возглавлявшихся ими "кочевых империй". Нечто подобное последним, хотя, разумеется, на совершенно иной стадии общественного развития и в принципиально другой геополитической ситуации представлял собой Советский Союз, как и они, не имевший, при всей его военно-политической мощи, собственного духовного содержания.
Однако в качестве квазицивилизаций, т. е. распространенных на обширных пространствах полиэтничных социокультурных систем, не имеющих полноты свойств собственно цивилизации как дискретного исторически определенного целого, могут рассматриваться и общности совершенно иного типа:Мусульманский мир и средневековые квазицивилизации 425
имеющие свое собственное, ярко выраженное и глубоко укорененное в душах их представителей, идейно-ценностное содержание, но не обладающие устойчивыми и обширными внешними государственными формами
Если создававшиеся номадами квазицивилизации периодически достигали военно-политического единства, вырабатывали общий стиль декоративно-прикладного искусства, сходные формы эпоса и пр., но не имели собственной глубинной духовной основы, кристаллизировавшейся в некое религиозно-культурное целое типа индуизма или ислама, христианства или буддизма, то со времен поздней античности мы встречаемся с цивилизаци-онными явлениями иного рода, которые как раз имеют такое глубинное религиознокультурное измерение, но, существуя в контексте и гуще сложившихся (причем сразу нескольких соседних) цивилизаций, не имеют собственного политического выражения и, в сущности, особой специфической материальной культуры (за исключением культовой утвари, некоторых элементов костюма и пр.).
Вотличие от имперских квазицивилизаций номадов такого рода социокультурные общности можно было бы определить как конфессиональные квазицивилизации. В сущностном отношении эти два типа квазицивилизаций по-лярны. Первые имеют политическую форму, не обладая духовным основанием. Вторые же имеют духовное содержание, но не обладают соответствующей ему политической формой.
Наиболее яркими примерами таких конфессиональных квазицивилизаций в Древности и Средневековье выступают иудеи и манихеи. Во многом типологически к ним были близки христиане-несториане, а отчасти и христиане-мо-нофизиты, однако их целесообразнее все же включать в систему Византийско-Восточнохристианского цивилизационного мира.
В этом отношении Советский Союз пытался сочетать в себе и первое, и второе, и во многом походил на действительную цивилизацию. Однако его идейное содержание — выхолощенный и извращенный (как "ленинизм") марксизм официальной советской идеологии — было в самой своей сущности антидуховным. В историческом масштабе оно было ближе к столь же бездуховной идее "чистой" абсолютной власти Чингисхана, чем, скажем, к религиозно-политическому синтезу ислама (реализуя принципы которого арабы создали свой Халифат в столь же короткие сроки, как монголы империю Чингизидов или большевики свой "соцлагерь").
Очевидно, что представители конфессиональных квазицивилизаций, в первую очередь, выступали в роли посредников в межцивилизационных контактах, что было особенно характерно для иудейства в раннем Средневековье. Иудейская квазицивилизация сыграла выдающуюся роль в процессах межци-вилизационного обмена и диалога на пространствах Евразии, особенно во второй половине I тыс. н.э.
Иудеи специализировалось на международной транзитной торговле и имели глубокую и детально разработанную систему социально-религиозной жизни, определявшую специфическую модель поведения его представителей. Однако у них, со времен гибели Иудейского царства под ударами вавилонских войск Навуходоносора, отсудствовала единая политическая организация, даже (после взятия римлянами Иерусалима) некий определенный территориальный центр, в котором была бы сосредоточена религиозно-культурная жизнь.426 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
Этим иудеи I—II тыс., от разрушения Второго храма в 70 г. до создания государства Израиль в 1948 г., принципиально отличались от других, специализировавшихся на международной торговле народов-посредников Древности и Средневековья (финикийцев, сирийцев-несториан, армян-монофизитов, согдий-цев и пр.), имевших свои этнические территории (дополнявшиеся обширной диаспорой) и причастных некоей определенной цивилизации, в которую они входили наряду с некоторым числом других народов. Подобную им позицию в позднеантичном и раннесредневековом мирах занимали разве что манихеи.
Первым торговым народом-посредником были, как известно, финикийцы, имевшие обширную зону колонизации в Западном Средиземноморье, но представлявшие собою органическую часть ближневосточного, во времена расцвета Финикии преимущественно семитоязычного мира. Аналогичным образом раннесредневековые согдийцы, имевшие свою этническую территорию в бассейне р. Зеравшан — в Среднеазиатском Междуречье — и причастные изначально общеиранскому цивилизационному миру, в процессе своей торгово-колонизационной деятельности распространились в широких пределах Средней и Центральной Азии от границ Сасанидской державы до Монголии и рубежей Китая.
Подобное же можно сказать и о восточнохристианских этноконфессио-нальных общностях, специализировавшихся на международной торговле: си-рийцах-несторианах (а также сирийцах-монофизитах — яковитах), распространившихся по трассам Великого Шелкового пути до Китая и Монголии, и армянах-монофизитах, ставших посредниками в переднеазиатско-центрально-европейской торговле через Причерноморье.
Специфика же иудейства состояла в том, что оно не имело того территориального центра (кроме идеально-сакрального — Иудеи с Иерусалимом), по отношению к которому диаспора была бы в роли периферии. Его адепты не были причастными ни к одной из трех родственных иудаизму в духовном плане цивилизаций — Мусульманской, Восточнохристианской и Западнохристианской, одинаково присутствуя в пределах каждой из них.
Древнееврейская диаспора начала формироваться задолго до рубежа эр, что было связано с драматическими событиями конца VIII — начала VI вв. до н. э.— с падением Израильского и Иудейского царств под ударами ассирийцев и вавилонян. Уже после разрушения Саргоном II израильской столицы Самарии часть местного депортированного населения оказалась на границе с Мидией в пределах нынешнего Курдистана, не говоря уже о более близких к Палестине частях Ассирийской державы.
Вавилонское пленение, как известно, привело к появлению многочисленного иудейского населения в центральных районах Месопотамии, все более воз-роставшего и в последующие века, несмотря на возвращение некоторой части населения в Палестину и восстановление Иерусалима в третьей четверти V в. до н. э. Спасаясь от вавилонян, часть иудеев оказалась в Египте, сохраняясь там и при персидском господстве. Возможно, что еще в доэллинистическое время иудейские общины, расселяясь в пределах огромной империи Ахемени-дов, появляются в Армении, Мидии и Персии.
Таким образом, уже в канун похода Александра Македонского иудейские общины были представлены по всему Ближнему Востоку от Египта до Армении и Ирана, при выделении двух центров концентрации древнееврейского населе-Мусульманский мир и средневековые квазицивилизации________________________________427
ния — Палестины и Вавилонии — и значительном его удельном весе в сиро-финикийских городах.
Эпоха эллинизма знаменовала дальнейшее распространение иудейских общин в пределах созданных преемниками Александра Великого царств. После его смерти более столетия Палестина и Финикия были подвластны египетским Птолемеям, а затем сирийским Селевкидам. Пребывание в составе Птолемеев-ского Египта способствовало приобщению еврейства к эллинистической экономической и культурной жизни, при образовании большой, влиятельной и богатой иудейской общины в Александрии.
Еще со времен Вавилонского пленения иврит выходит из повседневного употребления и становится священным языком. В эпоху персидского господства разговорным для основной массы евреев уже был арамейский, древнеси-рийский язык, распространившийся среди всего семитского населения Ближнего Востока от Палестины до Вавилонии. В эпоху эллинизма иудеи Александрии, а затем и других преимущественно грекоязычных городов Средиземноморья (Финикии, Киликии, а также всего Малоазийского побережья, Греции и пр.) начинают говорить по-эллински, воспринимая и соответствующий культурный комплекс, сочетая его с преданностью традиционному вероучению и соблюдением предписываемых последним норм поведения.
Насилия со стороны сирийского царя Антиоха-Епифана привели в Палестине к народному восстанию, в результате чего в третьей четверти II в. до н. э. иудейское государство с центром в Иерусалиме было восстановлено. Однако основная масса древних евреев уже проживала в диаспоре — в городах, входивших в состав различных государств, возглавлявшихся не только правителями греко-македонского происхождения (как египетские Птолемеи или сирийские Селевкиды), но и собственно восточными династиями (Понт, Каппадокия, Армения, Парфия с подвластными ей Ираном и с 141 г. до н. э. Вавилонией).
С этого времени иудейство начинает приобретать достаточно выраженный трансцивилизационный характер в пределах Средиземноморско-Переднеази-атского макрорегиона, все более выразительно дифференцирующегося на По-зднеантичную, во главе с Римом, и Позднеиранскую, под властью парфянских Аршакидов и особенно сменяющих их в начале III в. персидских Сасанидов, цивилизационные системы.
Уже к середине I в. до н. э. Иудея оказывается в ирямой зависимости от Рима, а с разрушением в 70 г. Второго Иерусалимского храма еврейство утрачивает национально-территориальный культурно-религиозный центр, всецело оказываясь в состоянии диаспоры. Эта диаспора охватывала уже к концу I в. практически все области Римской империи и парфянского царства, от Испании до Средней Азии, включая и области Закавказья и Северного Причерноморья, в частности, города Боспорского царства по обоим берегам Керчинско-го пролива: Пантикапей, Фагагорию и пр.
В начале I в. зафиксирован и первый известный случай принятия иудаизма иноэтничной династией — в княжестве Адиабена в Верхней Месопотамии. Параллельно иудейское влияние все более сказывается на религиозном сознании позднеантичного общества. Оно явственно ощутимо не только в крупных городах Средиземноморья, где случаи принятия соответсвующего вероисповедания (не говоря уже о распространении имевшего иудейские корни христианства) в первые века н. э. далеко не единичны, но и в отдаленных428 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
центрах Северного Причерноморья. Здесь, в частности на Боспоре, параллельно с наличием собственно иудейских общин (первое документальное свидетельство о которых датируется 16г.) распространяется культ Бога Высочайшего, связанный при всем его синкретическом происхождении в первую очередь с иудейской традицией.
В позднеантичное время, возможно в связи со стремлением четко отгородиться от распространявшегося космополитического христианства, иудейская культура приобретает более строгий и ортодоксальный, чем ранее (в эпоху эллинизма), вид. Увеличивается количество надгробий с собственно еврейской символикой (минора и пр.), старозаветными именами и надписями, выполненными на иврите.
На Боспоре, к примеру, эти тенденции побеждают уже в IV в. Однако принятие в иудейские общины представителей иноэтничных групп здесь не прекращается. Так, на многих надгробиях с иудейской символикой и выполненными на иврите надписями Таманского полуострова рубежа Древности и Средневековья на обратной стороне помещены тамгообразные знаки, свидетельствующие о принадлежности погребенных к аристократическим сармато-аланским и поздее тюркским кланам.
Аналогичные процессы в это время имели место во многих других местах средиземноморско-переднеазиатской ойкумены, от Испании и Марокко до Сирии и Месопотамии. Так, имеются свидетельства о том, что иудаизм исповедовала царица Пальмиры Зенобия, в руках которой на непродолжительное время в начале 70-х гг. III в. оказался почти весь Ближний Восток с Северной Аравией, Сирией и Египтом.
О широчайшем распространении иудаизма в Месопотамии свидетельствует факт семилетнего существования здесь в 20-х гг. VI в. практически самостоятельного иудейского государства, о чем уже упоминалось ранее. Как предполагал М.И. Артамонов, его уничтожение привело к массовому бегству евреев на Кавказ, в частности в горы Дагестана. О кипучей, но автономной по отношению друг к другу экономической и религиозно-культурной жизни еврейства Вавилонии и Палестины IV—V вв. свидетельствует появление в этих двух центрах особых вариантов Талмуда.
Политика преследования иудеев, проводившаяся императорами Византии, особенно при Юстиниане I, стимулировала их отток в соседние страны, особенно в ближайшую к Палестине и Сирии Аравию. Здесь уже к первой половине I тыс. имелись многочисленные сельскохозяйственно-торгово-ремеслен-ные поселения евреев, адаптировавшихся к местным условиям и отличавшихся от местных арабов практически лишь одной верой. Иудаизм принимали нередко и целые арабские кланы, и, к примеру, эту веру исповедовал один из наиболее известных аравийских доисламских поэтов ас-Самуваль.
Поэтому не удивительно, что в находившемся на скрещении торговых путей между Средиземноморьем, Африкой, Месопотамией и Индией Йемене на несколько десятилетий иудаизм стал государственной религией — вплоть до разгрома этого государства к 530 г. эфиопами-христианами Аксума. Общеизвестна и роль иудейства в Аравии во времена деятельности Мухаммеда — в первой трети VII в. К этому времени, распространяясь по трассам Великого шелкового пути, иудеи уже прочно обосновались в городах Согда, заложив в Средней Азии основу особой группы — так называемых бухарских евреев.Мусульманский мир и средневековые квазицивилизации________________________________429
Особый центр иудейской жизни к концу античного времени сложился в Испании, где утвердившиеся в первой половине V в. вестготы-ариане относились к евреям вполне терпимо. Однако с принятием королем Реккаредом в 586 г. католичества их положение стало ухудшаться, так что многим пришлось переселяться в Северную Африку и Галлию. Антиеврейская политика последних вестготских королей привела к тому, что арабы при завоевании Испании нашли в местном иудействе своего верного союзника. При мусульманских правителях евреи пользовались не только полной свободой, но и занимали видные государственные посты, часто выполняя обязанности врачей местных эмиров и халифов. Это способствовало экономическому и культурному процветанию испанского еврейства в VIII—XI вв.
В таком историческом контексте, при учете прочных позиций иудейства в раннем средневековье от Аравии до Испании и Согда, при том что после арабских завоеваний положение еврейства в Месопотамии, Сирии и Палестине заметно улучшилось, официальное принятие иудаизма правящей верхушкой Хазарского каганата не выглядит столь уж из ряда выходящим событием, тем более если мы вспомним о достаточно прочных позициях иудейства на Кавказе и Боспоре в первой половине — середине I тыс.
Вопрос о том, когда и почему хазарская знать приняла иудейство, на основании различных источников реконструируется исследователями не одинаково. Наиболее обоснованной представляется точка зрения М.И. Артамонова, по мнению которого хазары начали приобщаться к иудейской вере сперва в Дагестане, где находился первичный центр Хазарии приблизительно в начале VIII в. и где еврейские элементы имели определенный вес с середины VI в. Распространение иудаизма среди ведущего слоя хазарского общества (при том что в пределах Хазарии в это время определенный успех имели и христианство, особенно у алан, и ислам) было весьма длительным процессом, проходившим в условиях достаточно широкого смешения носителей иудаизма с местными тюрками.
Первым из знатных лиц иудейскую веру принял один из князей по имени Булан, что произошло где-то в 30-е гг. VIII в. в Дагестане. После разгрома хазарских войск арабами в 737 г. и перемещения центра Хазарии на Нижнюю Волгу, где возникает новая столица — Итиль, каганы из дома Ашина утрачивают реальную власть и вместо них фактическими правителями становятся так называемые "цари" из рода Булана — адепты иудаизма. Один из таких "царей", светских — реальных — правителей Хазарии, Обадия, где-то между 799 и 809 гг. осуществляет в стране глубокие преобразования, в результате которых иудаизм становится государственной религией и его принимает сам каган. Это не препятствует достаточно свободному проникновению в северокавказско-прикаспийские степи христианства и ислама, при том что основная масса местных тюркоязычных кочевников сохраняла приверженность традиционному язычеству.
Не вызывает сомнения, что усиление иудейского влияния в Хазарии в течение середины VIII — начала IX вв. было связано с деятельностью международных еврейских торговых компаний, осуществлявших в раннем Средневековье товарообмен между Востоком и Западом. Ведущую роль в этой торговле играли иудейские купцы рахдониты или радониты, название которых по-персидски означает "знающие дороги". Масштабы их трансцивилизационной деятельности действительно поражают. О них можно составить представление по извест-430____________________________Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья
ному тексту начальника почты и разведки Багдадского халифата Ибн-Хордад-беха из его книги "Пути и государства", написанной в 80-х гг. IX в. на основании информации, собранной в предшествующие десятилетия:
"Путь купцов евреев, называемых Радания, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-французски, по-андалузски, на языке "сакалиба"1. Они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возя г евнухов, служанок, мальчиков, шелк, меха и мечи. Садятся на корабли во Франции на Западном море, направляются к Фараме2, там они нагружают свои товары на верблюдов и отправляют сушей в Кульзум на расстоянии 20 фарсангов. Они отправляются на судах по Восточному морю в аль-Джар и Джидду, затем в Синд, Индию и Китай. На обратном пути они берут мускус, алое, камфору, корицу и другие продукты восточных стран и приезжают обратно в Кульзум3, затем в Фара-му, где они снова отправляются по Западному морю. Некоторые направляются в Константинополь для продажи товаров, а другие возвращаются в страны франков Иногда еврейские купцы, плывя по Западному морю, направляются к Антиохии, после трехдневного перехода они достигают берегов Евфрата и приезжают в Багдад, там они плывут пр Тигру и спускаются к Оболла, откуда на кораблях плывут в Оман, Синд, Индию и Китай. Путешествие может быть непрерывным. (...) Эти различные путешествия могут совершаться также по суше. Купцы тогда выходят из Испании, страны франков, направляются в Танжер и Марокко, оттуда следуют через Африку до столицы Египта. Отсюда они направляются к Рамле, посещают Дамаск, Куфу, Багдад и Басру, проникают в Ахваз, Фарс, Керман, Синд и приходят в Индию и Китай. Иногда они также проходят через Алиманию4, по стране "сакалиба", доходят до Хамли, столице хазар; плывут тогда по морю Джурджана5, а потом приходят в Балх, Трансоксанию, в страну Тагазгаз и в Китай".
Примечательно, что в середине процитированного отрывка Ибн-Хордадбех приводит информацию и о купцах-русах, включившихся в трансевразийскую торговлю, таким образом, не позднее первой четверти IX в.:
"Они возят меха выдры, черных лисиц и мечи из дальних концов земли "сака-либ"-ов к Румскому6 морю, где правитель Рума7 берет десятую часть (их товаров). Если хотят, то плывут по реке Сакалиба8 и приходят в Хамли — столицу хазар, где ее правитель берет с них десятину. Затем они проходят по морю Джурджана и выходят на берег, где хотят. Диаметр же этого моря 500 фарсангов. Иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад, где евнухи "сакалиба" служат им переводчиками. Они называют себя христианами и платят подушную подать"9.
Как видим, в трансевразийской торговле раннего Средневековья участвовали самые разнообразные этносы и этноконфессиональные группы, в том числе, наряду с согдийцами, сирийцами-несторианами, армянами и пр., и русичи. Однако глобального экуменического размаха торговых предприятий иудеев-
I
'Славян.
2На Суэцком перешейке у нынешнего Порт-Саида.
3На Суэцком перешейке у нынешнего Суэца.
•Германию.
5Каспийское море.
6Черное море.
'Византия.
'Обычно переводят как "река славян", Дон или, вероятнее, Северский Донец, в верховья
которого легко было попасть из первичной, Среднеднепровской, Руси Десною и Сеймом.
9Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. — СПб., 1870. —
С.48—53.Мусульманский мир и средневековые квазицивилизации________________________________431
радонитов, проходивших и обпливавших весь Старый Свет от Франции, Испании, Марокко до Китая и от Индии и Южной Аравии до лесных просторов Восточной Европы, не имел никто.
Однако основная торгово-посредническая деятельность предприимчивых иудеев в последней трети I — начале II тыс. сосредоточивалась все же в пределах мусуль-манско-христианской макроцивилизационной структуры с ближайшими, постепенно вовлекаемыми в орбиту последней (как Киевская Русь) территориями. В это время иудейские купцы выступали основными посредниками в экономических сношениях Западной Европы и Мусульманского Востока, используя как среди-земноморско-североафриканско-ближневосточные маршруты, так и торговые пути, что вели из Средней Азии и Прикаспия через Северное Причерноморье (Крым) и Среднее Поднепровье (Киев) к владениям франков. Примечательно, что территорию Византии, относившейся к иудеям в целом весьма враждебно, они старались обходить, и империя ромеев, соответственно, не вполне реализовывала выгоды своего географического положения на стыке Европы и Азии.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 845;