Средства поражения
Боевая мощь штурмовой авиации находится в прямой зависимости от качества самолетов и их вооружения, а именно:
а) от летно-тактических данных штурмовых самолетов;
б) от конструкции и системы вооружения самолетов (пулеметные установки, бомбардировочная аппаратура);
в) от боевых свойств, веса и габарита состоящих на вооружении бомб;
г) от конструкции и свойства взрывателей;
д) от возможности применения одновременно и параллельно с бомбами пулеметного огня.
Удачное осуществление этих факторов в сочетании с надлежащей выучкой и тактической подготовкой летного состава делают штурмовую авиацию мощным боевым средством, способным эффективно и надежно поражать самые различные объекты.
К современному штурмовому самолету предъявляются следующие основные тактико-технические требования.
1. Скорость — 300—350 км/час. Скорость обеспечивает внезапность штурмового налета и делает штурмовиков малоуязвимыми для ПВО, сокращая время нахождения их в зоне огня, над территорией противника и вообще в воздухе. Однако, необходимо иметь в виду, что большие скорости сокращают [15] время ведения огня штурмовиками, отрицательно отражаются на точности попадания и увеличивают скольжение и рикошетирование бомб, упавших на землю.
2. Боевая грузоподъемность (бомбовая нагрузка) — в пределах 300—500 кг (кроме пулеметов). Для поражения объектов, требующих бомб мелкого калибра (до 10 — 15 кг), грузоподъемность особого значения не имеет, и самолет может поднять большое количество мелких бомб. Но для разрушения объектов с малоуязвимой материальной частью (танки, поезда, железнодорожное полотно, различные сооружения и т. д.), требующих бомб калибра 30—50 кг и больше, малая грузоподъемность резко снижает боевую эффективность самолета. Необходимо учесть, что уменьшение количества бомб на самолете непропорционально увеличивает количество самолетов, и для достижения тех же результатов нужно давать значительно больше самолетов. Следовательно, малая грузоподъемность самолетов снижает боевую мощь штурмовой авиации. Чрезмерное же увеличение грузоподъемности утяжеляет всю конструкцию самолета и делает его тихоходным и неманевренным.
3. Радиус действия должен быть не меньше 300 — 400 км. Такой радиус действия обеспечивает возможность поражения целей в достаточно глубоком тылу противника; позволяет организовать взаимодействие штурмовиков с другими родами авиации в глубоких налетах; допускает 2—3 вылета на близкие расстояния без пополнения горючего, чем сокращает сроки боевой готовности и увеличивает количество вылетов в сутки или же позволяет увеличить боевую нагрузку за счет горючего; уменьшает значение расстояния от аэродрома до линии фронта и позволяет использовать штурмовиков в качестве легкобомбардировщиков.
4. Маневренность, большой диапазон скоростей и хороший обзор вперед, вниз и в сторону необходимы для четкого выполнения бреющего полета, применения к местности и связанного с этим резкого маневра по горизонтали и вертикали в составе группы. Кроме того, большой диапазон скоростей обеспечивает малую посадочную скорость, что расширяет возможность использования небольших аэродромов и полевых посадочных площадок, облегчая и ускоряя перебазирование штурмовиков, увеличивая [16] тем самым их оперативную маневренность и сокращая сроки боевой готовности частей при перебазировании.
5. Большой потолок особого значения для штурмового самолета не имеет. Он нужен только при использовании штурмовиков в качестве легкобомбардировщиков. Но хорошая скороподъемность обязательна для быстрого набора высоты с бреющего полета и для резкого маневра по вертикали.
6. Кроме перечисленных выше требований, ответственные части штурмового самолета (мотор, радиатор, бензиновые баки, место сидения экипажа) желательно забронировать снизу и сбоку. Но при бронировании неизбежна тяжеловесность самолета, отрицательно отражающаяся на его летных качествах. Покрытие самолета броней целесообразно только при условии, если оно незначительно утяжеляет самолет и надежно прикрывает его жизненные части от ведущегося под острыми углами ружейного и пулеметного огня. Если это неосуществимо, целесообразнее броней пожертвовать.
Штурмовая авиация должна снабжаться надежными моторами со значительным запасом мощности при крейсерской скорости на горизонтальном полете для обеспечения маневра по вертикали.
При отсутствии на вооружении специального штурмового самолета, отвечающего всем изложенным выше требованиям, штурмовая авиация может вооружаться самолетами, принятыми в легкой бомбардировочной авиации, при условии некоторого специального их оборудования и вооружения.
Вооружение штурмовиков должно отвечать следующим требованиям:
а) давать в минимальное время максимум огня;
б) обеспечивать непрерывность воздействия на атакуемый объект.
В качестве основных средств поражения штурмовая авиация применяет: бомбы различного типа и калибра, пулеметный огонь.
Действительность поражения достигается концентрацией огня.
Наиболее мощное поражение при штурмовом ударе достигается бомбами. Разнохарактерность объектов по стойкости и разрушаемости (живая сила, технические средства борьбы, сооружения [17] и т. д.) вызывает необходимость применения разнотипных и разнокалиберных бомб.
Это осложняет бомбардировочную аппаратуру, технику и тактику воздушных атак, затрудняет работу органов боевого питания (требуются боекомплекты различных бомб), увеличивает время на зарядку и удлиняет срок боевой готовности штурмовиков. Поэтому обязанностью командования штурмовой авиации является выбор бомб таких типов и калибров, которые с достаточным эффектом могут поразить в предстоящей атаке различные объекты.
Максимальный боевой эффект при штурмовом ударе по тактическим объектам достигается применением толстостенных, крупноосколочных бомб. Такого типа бомбы, разрываясь на поверхности земли, дают достаточное количество осколков большой пробивной и разрушительной силы со сравнительно пологой (низкой) траекторией. Осколки поражают живую силу в радиусе около 100 м, а особо малоуязвимую материальную часть (танки, бронемашины, орудия) — в радиусе 15—25 м. Такие бомбы для штурмовой авиации являются достаточно универсальными.
Тонкостенные, мелкоосколочные авиабомбы поражают только живую силу и самую легкую материальную часть, не причиняя почти никакого ущерба техническим средствам борьбы и различным сооружениям. Они применимы только для атаки массовых скоплений живой силы, что, однако, при современных, оснащенных техникой, армиях, где живая сила чередуется с машинами и орудиями, менее выгодно, чем применение крупно-осколочных бомб.
Для разрушения с бреющего полета различных сооружений, требующих фугасного действия, могут применяться обычные фугасные авиабомбы. Однако, необходимо учесть, что при сбрасывании с бреющего полета они причиняют меньшие разрушения, чем будучи сброшенными с высоты, когда они с силой пробивают сооружения или глубоко зарываются в грунт до момента взрыва.
Бомбы, сброшенные с бреющего полета, ударяются о землю почти в горизонтальном положении, в землю не зарываются, а скользят по поверхности. В зависимости от грунта и скорости полета они скользят 10—30 м или рикошетируют, иногда значительно изменяя свое направление. Скольжение бомб отрицательно [18] влияет на точность попадания по мелким объектам или по узкой длинной цели, значительно снижая боевой эффект. Поэтому выгоднее в штурмовой авиации применять бомбы с «тормозящими» приспособлениями, даже в ущерб их балистическим данным, имеющим для точности попадания с бреющего полета менее важное значение.
Для обеспечения кучности и точности попадания по мелким, малоуязвимым объектам бомбардировочная аппаратура штурмовых самолетов должна допускать сбрасывание не менее 6 — 8 бомб в 1 сек., а также подвеску одновременно разнокалиберных бомб. Вообще переход от одного калибра к другому при подвеске не должен занимать много времени. Бомбардирование с бреющего полета и с малых высот при хорошей подготовке экипажа может производиться с простейшими прицелами или «на-глаз», даже без прицела.
Бомбы всякого типа и калибра могут сбрасываться с бреющего полета только при наличии взрывателей с замедлителями, иначе неизбежно самопоражение штурмовиков.
Период замедления от момента падения бомбы до взрыва ее должен быть равен времени, необходимому для ухода самолета от места взрыва за предел досягаемости осколков бомб данного типа.
Необходимый период замедления определяется посредством деления радиусов предельной досягаемости осколков (в метрах) на путевую скорость самолета (в метрах в секунду).
Для сбрасывания тонкостенных осколочных и фугасных авиабомб калибра до 80—100 кг самолет, как правило, должен уйти от места взрыва минимум на 300—400 м, а при толстостенных бомбах — на 500—600 м.
Пример. Путевая скорость самолета 180 км/час, или 50 м/сек; для сбрасывания тонкостенных бомб период замедления (300—400 м : 50) = 6—8 сек., а для сбрасывания толстостенных (500 — 600 м : 50) = 10—12 сек.
Необходимый период замедления при увеличении скорости самолета уменьшается. [19]
Однако, приведенный расчет периода замедления применим только для действий звена или подразделения в сомкнутом строю, когда глубина боевого порядка незначительна и не превышает 50—100 м. Во всех случаях, когда звенья или отряды эшелонируются в глубину, период замедления устанавливается, исходя из следующего расчета: радиус предельной досягаемости осколков применяемых бомб плюс глубина боевого порядка (в метрах) делятся на путевую скорость самолета (в метрах в секунду).
Пример. Путевая скорость самолета 252 км/час, или 70 м/сек, предел досягаемости осколков применяемых бомб — 500 м; глубина боевого порядка — 400 м; период замедления должен быть установлен (500 м +400 м = 900 м : 70) = 13 сек.
Следовательно, чем больше радиус досягаемости осколков применяемых бомб и больше глубина боевого порядка, тем больший требуется период замедления, и наоборот. При действиях в составе более звена для компенсации возможных ошибок при определении летным составом дистанций период замедления во избежание самопоражения устанавливается для головных звеньев всегда с надбавкой 20—25% к расчетному времени.
Маневрирование и применение к местности при выходе на цель затрудняют определение и строгое выдерживание установленных дистанций, а незначительные колебания (отклонения) и изменение режима полета ведущим звеном в возрастающей степени передаются на сзади идущих. В результате фактическая глубина боевого порядка может значительно отклониться от заданной, и сзади идущие звенья могут налететь на взрывы бомб, сброшенных впереди идущими. Поэтому эшелонирование в глубину более 5 звеньев и установление глубины боевого порядка более 800 м не допускаются даже при наличии взрывателей, позволяющих установить период замедления для более глубокого боевого порядка.
В случае нанесения одновременного удара по одной общей или длинной и узкой цели крупными силами штурмовиков для сокращения глубины боевого порядка штурмовиков и периода замедления бомб атака производится эшелонами по 3—5 звеньев в каждом. Между атаками эшелонов устанавливается интервал по 3—5 мин., или же цель для каждого [20] эшелона подразделяется на участки, ограниченные хорошо заметными на бреющем полете ориентирами.
При действиях по рассредоточенным и подвижным, а тем более скороподвижным объектам необходимо иметь в виду, что период замедления, превышающий 10—15 сек., снижает боевой эффект, ибо объекты за это время могут выйти из радиусов разрушительного действия сброшенных по ним бомб. Поэтому в некоторых случаях, с целью максимального сокращения периода замедления, выгоднее производить атаку отдельными звеньями с короткими интервалами по времени. При действиях же по сосредоточенным, малоподвижным или неподвижным объектам, в интересах одновременного применения больших сил штурмовиков, их эшелоны могут быть большими по своему составу и иметь установленные максимальные периоды замедления.
Период замедления назначается в каждом отдельном случае командиром штурмовой части, устанавливающим порядок выполнения поставленной боевой задачи. Командир части обязан перед вылетом удостовериться, знают ли подчиненные ему командиры и весь летный состав установленный период замедления, а каждый экипаж обязан проверить, соответствует ли фактическая установка взрывателей заданному периоду замедления, и доложить об этом по команде.
С момента сбрасывания бомб с замедлителями до их взрыва изменение курсов самолета на бреющем полете более чем на 45°, уменьшение расчетной скорости полета и набор высоты воспрещаются, так как все эти маневры вызывают уменьшение горизонтальной скорости полета и могут привести к поражению штурмовиков от взрывов собственных бомб.
Ввиду того, что бомбы, сброшенные с бреющего полета, не успевают принять вертикальное положение или сколько-нибудь значительный угол наклона, замедлители ударною действия применимы только к бомбам, имеющим донные взрыватели. В этом случае ударник воспламеняет капсюль даже при скользящем ударе бомбы о землю, подаваясь вперед по инерции в момент соприкосновения бомбы с землей.
Замедлители должны быть переменными, позволяющими устанавливать период замедления в зависимости от характера объекта нападения, количества применяемых штурмовых сил [21] для одновременной атаки и порядка нанесения удара. Необходимый период замедления для штурмовой атаки может колебаться, как правило, от 5—6 до 30—40 сек., но не должен превышать 1 мин.
Взрыватели с периодом замедления, начиная от нескольких минут и кончая несколькими часами, применяются для «минирования» того или иного объекта нападения, что позволяет держать его под постоянным ударом продолжительное время. Минирование выгоднее производить с высоты, чем с бреющего полета, потому что тогда бомбы зарываются в землю и до взрыва не могут быть обнаружены и разряжены противником.
Применение штурмовиками различного типа и калибра бомб как наиболее мощного средства поражения ни в какой степени не уменьшает значения пулеметов в системе вооружения штурмового самолета. Пулеметы применяются штурмовиками в воздушном бою и для поражения войск противника (в частности, для подавления наземных средств ПВО).
Без мощного пулеметного огня штурмовики окажутся беззащитными, по крайней мере, до момента появления их над целью, ибо бомбами они могут воздействовать на противника, лишь находясь вертикально над целью, а бомбы, сброшенные с замедлителями, рвутся и поражают противника только после ухода штурмовиков от цели. Следовательно, без применения штурмовиками пулеметного огня средства ПВО противника могут безнаказанно действовать от момента обнаружения до выхода над целью, а иногда даже в течение всего времени нахождения штурмовиков в поле зрения и зоне досягаемости земного огня.
Вооружение штурмовых самолетов достаточным количеством пулеметов — пулеметными батареями, стреляющими вперед и позволяющими открывать огонь с дальних дистанций, а также и турельными пулеметами, обеспечивающими обстрел в стороны и назад, дает, возможность захватить инициативу в бою и парализовать противодействие противника, держа объект нападения под огнем все время нахождения его в поле зрения штурмовиков (рис. 1, 2 и 3).
Наличие на самолетах пулеметных батарей всегда обеспечивает превосходство огня за штурмовиками, так как противник, не зная, откуда могут появиться штурмовики, вынужден [22] организовать ПВО со всех сторон защищаемого объекта, а из-за этого он по условиям местности и при скоротечности штурмового удара, как правило, не сможет применить против штурмовиков все свои средства ПВО.
Немаловажное значение имеет прицельность огня из пулеметных батарей. Хотя огонь ведется по [23] определенной площади, но зато, как правило, с дальних дистанций Условия стрельбы на бреющем полете и к тому же в строю группы самолетов предъявляют требования, чтобы летчик, пилотирующий самолет и одновременно ведущий стрельбу из пулеметных батарей, мог быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой: наблюдать за целью, за землей, за препятствиями на пути полета и видеть рядом идущие самолеты с одной и другой стороны, т. е. глаз летчика в момент стрельбы не должен быть постоянно «прикованным» к прицелу. Направление стрельбы по горизонтали легко регулируется незначительными поворотами самолета, а по вертикали (перелеты и недолеты) — изменением скорости и углов атаки самолета. Отрицательный угол самолету можно придать или увеличить простым прибавлением газа (скорости), но без набора высоты. Стрельба отчетливо корректируется по поднимающейся от попадания пуль пыли или снегу.
Мощный пулеметный огонь, нанося поражение противнику, одновременно является также и надежным средством самозащиты штурмовиков. При соответствующей установке пулеметов пулеметный огонь может исключить необходимость бронирования штурмового самолета. Броня неизбежно уменьшает боевую нагрузку, скорость и маневренность самолета. Бронированный, но более пассивный и тихоходный самолет может оказаться также и более уязвимым, ибо полное покрытие жизненных частей самолета и экипажа броней, не пробиваемой при прямых попаданиях (когда линия полета пули или осколка перпендикулярна плоскости брони и рикошеты исключаются), технически невыгодно.
Самолет не может быть одинаково сильным в бомбардировочном, пулеметном и прочем вооружении. Поэтому пулеметные батареи и специальные приспособления делаются [24] съемными и устанавливаются в зависимости от характера поставленной боевой задачи.
Необходимо учесть, что, при эшелонировании боевого порядка в глубину, звенья и подразделения, идущие на бреющем полете сзади, не могут вести пулеметный огонь вперед без риска поразить впереди идущие самолеты. В данном случае на впереди идущих звеньях целесообразнее усиливать пулеметный огонь за счет бомбовой нагрузки и возлагать на эти звенья в основном сковывание противника и подавление ПВО, а на идущих сзади — увеличивать бомбовую нагрузку за счет пулеметного вооружения.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 849;