Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в постнеклассическом естествознании
Главную идею постнеклассического естествознания, задавшую и постнеклассическую стратегию естественнонаучного мышления (см. схему 16), в яркой образной форме выразил «наставник преподавателей физики» американский физик – теоретик Р. Фейнман. Он писал, что «…если наш ограниченный ум ради некоторого удобства, разделяет этот стакан вина, эту Вселенную на части – физику, биологию, геологию, астрономию, психологию и т.д. – помните, что природа об этом не знает! Так что давайте сольём всё это воедино (например, в постнеклассическом естествознании – вставка наша), не забывая о его предназначении». Итак, на первый план выходит синтетический метод основоположника кибернетики Н. Винера и системный подход к сложно структурированным объектам на основе инновационной трансдисциплинарности современной физики.
Именно на фундаментальной основе инновационной трансдисциплинарности физики было создано междисциплинарное направление в современном естествознании – синергетика как совокупность наук о взаимопроникновении Порядка и Хаоса и изучении общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых неравновесных системах. Оформляется современная физическая исследовательская программа – единая теория поля в рамках объединения всех известных взаимодействий. Происходит синтез всех форм движения материи в единой эволюционной форме на основе принципа глобального эволюционизма. Эволюцию представлений о материи, движении и взаимодействии в современной постнеклассической картине Мира мы представили в схеме 22.
Особо хотелось бы подчеркнуть социопрактическую направленность постнеклассического естествознания в рамках эколого-социально-экономической синергетики природопользования.
Схема 22. Постнеклассическая картина Мира (XXI в.)
Основные представления о материи, движении и взаимодействии | Основные идеи, принципы и законы |
v «Мир – это окружающая нас природа на всех её уровнях, включая и общество. Это то материально – всеобщее (вспомним чувственно-материальный Космос у древних греков), что противостоит Человеку и частью чего он одновременно является в качестве одухотворённого существа… Поэтому противопоставление мира и человека, духа и материи является условным, так как они слиты в едином бытии»; v Тем не менее исследователи условно выделяют вещественную форму материи, состоящую из элементарных частиц – фермионов, полевую форму материи, состоящую из бозонов (причем последние являются переносчиками фундаментального физического взаимодействия) и физический вакуум. К этим формам материи астрофизики добавляют «темную материю и энергию», приписывая им 95% массы и энергии всех форм материи. При этом важно помнить о взаимосвязи массы и энергии в формуле Эйнштейна: W= mc2. v Все формы движения материи объединяются в одну эволюционную форму движения, которая задает принцип глобального эволюционизма в рамках «стрел времени» различных структурных организаций материи; v Принцип глобального эволюционизма положен и в основу единой теории поля, согласно которой все известные фундаментальные взаимодействия считаются проявлением единого фундаментального взаимодействия. Уже имеются отдельные фрагменты единой теории, в частности, объединения электромагнитного и слабого, и Великого объединения электромагнитного, слабого и сильного взаимодействий. v Постнеклассический поворот от науки «существующего» к науке «возникающего». По выражению И. Пригожина, происходит стратегический переход от физики существующего, опирающейся на один тип движения – локального перемещения (motus localis) тела в пространстве с течением времени к физике возникающего, опирающейся на другой тип движения – изменение (mutation) или смена форм. Происходит качественное развитие системы, однозначно связанное с направленность времени из прошлого в будущее («стрелой времени»). | v Принцип универсализма: «Независимо от предмета отдельных систем или метода, все они, в отличие от отдельных наук, основываются на всей совокупности эмпирического сознания – жизни, опыта, опытных науках – и стремятся таким путем к решению своей задачи… Этому соответствует стремление объединить разрозненное, создать связь и распространить её, не считаясь с границами отдельных наук». v В философии науки на первый план выходит надпредметность метафизики – учения о сущности бытия, как системе категорий (универсалий). Диалектика, рассматривающая бытие как систему связей и отношений, дополняет метафизику понятием двусторонности. «Мир всегда раздвоен, но не всегда противоречив. Двусторонность, а не противоречивость – суть бытия». В этой диалектической сути одно вытекает из другого: двусторонность предполагает связь, связь – взаимодействие, взаимодействие – развитие. v Обобщенный (универсальный) принцип относительности А. Эйнштейна: «Все физические явления во всех системах отсчета протекают одинаково». v Принцип эквивалентности масс: «Масса инертная и гравитационная эквивалентны». v В эволюционное естествознание включаются практически все естественные науки, и, несмотря на все сложности и трудности рассмотрения эволюции природы как целостного процесса, принцип глобального эволюционизма двусторонне объединяется с антропным принципом в коэволюционной синергетической парадигме современного естествознания. v На первый план вместо познания истины, фундаментальной обоснованности знания выходит способность решать проблемы и социопрактическая ориентированность определенных научных исследований. «Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти», - говорил академик Д. Лихачев. |
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 1231;