Образ "мы" – основа социальной философии
В философии Нового времени утвердились взгляды на общество как на совокупность индивидов, которые когда-то осознали выгодность совместного существования и взаимопомощи и заключили "общественный договор". Такое воззрение подразумевает, что индивидуальность первична по отношению к общности. С.Л.Франк критикует однобокость подобных взглядов, которые он характеризует как "социальный атомизм". Социальная жизнь, говорит он, необъяснима одними лишь утилитарными соображениями. Общество – "не производное объединения отдельных индивидов; более того, оно есть единственная реальность, в которой нам конкретно дан человек. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция; лишь в соборном бытии, в единстве общества подлинно реально то, что мы называем человеком".
Чтобы понять эти утверждения Франка, нужно уяснить различие, которое он проводит между понятиями "соборности" и "общественности". Общественная жизнь неоднородна и противоречива, в ней Франк усматривает два слоя – внутренний и внешний. Внутренний слой состоит в единстве "мы", а внешний – в раздельности и противоборстве многих "я".
Противоборство лежит на поверхности, очевидно для всех, а единство "мы" – более глубокий слой, не сразу заметный.
Для множества "я", находящихся в противостоянии, необходима какая-то внешняя сила, власть, государство, чтобы организовать совместное их существование. Казалось бы, если устранить эту внешнюю силу, общество должно рассыпаться на множество неприязненных или равнодушных друг к другу индивидов. Однако, по мнению Франка, это не так: есть более глубокая и не сразу заметная основа общественной жизни. Он приводит такой пример: армия – механизм, основанный на жесткой внешней дисциплине, организация, в которой должна исчезать внутренняя жизнь личности, чтобы человек становился только экземпляром "пушечного мяса", однако "никакая самая суровая дисциплина не могла бы создать армию и заставить ее сражаться, если бы солдаты не были спаяны внутренним чувством солидарности, не сознавали интуитивно себя членами единой нации. Патриотизм, как чувство внутренней принадлежности единой родине, это единство соборно – духовного бытия есть основа, на которой только и может быть утвержден внешний механизм армии"39. То есть франк утверждает, что духовная соборность ("мы") изначально и неизменно имеется в общественной жизни и она-то составляет скрытую основу, на которой воздвигается механическая, внешняя общественность, например, в форме государств или партий.
Общество как органическое единство не может быть организовано. "Организовать" можно машину, но не организм, единство организма не налагается извне на раздробленные части, но действует в них самих, изнутри.
Адекватная социальная философия, считал Франк, может быть построена на основе образа "мы", а не "социального атомизма". Для индивида, который вполне явно осознает ценность для себя только своего "я", все же интуитивно, хотя бы и очень смутно, понятна и ценность целого, "мы", в котором его "я" только и может быть.
Бытие "мы" имеет тенденцию отчуждаться от "я", выступать как внешняя, сама по себе сущая реальность. Невидимое, бестелесное единство "мы" охватывает и захватывает нас как сверхвременное единство, не приуроченное к отдельной конкретной человеческой жизни. Оно, как нечто безличное, властвует над нашими судьбами (сравните с понятием das Man Хайдеггера). "Мы" в таком случае выступает по образцу какого-то "оно", как бы сгущается в предметность, является космическим началом в составе человеческой жизни. "...Оно обладает поэтому для человека всей жуткостью и иррациональностью, присущей космическому бытию; ему присуще все равнодушие и бессердечие природы".
Несмотря на жуткость опредмеченного "мы", оно имеет определенную и ценную функцию – охранять и укреплять основу всей нашей личной жизни. Оно дает холодный и разумный порядок, без которого не могло бы сохраняться теплое и романтическое таинство любви.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И КОЛЛОКВИУМОВ
1. Назовите четыре уровня "я" (по К.Ясперсу). Охарактеризуйте способы коммуникации, соответствующие этим уровням.
2. Почему Ясперс утверждал, что экзистенция недоступна познанию научными методами, но зато "проясняется" благодаря коммуникации?
3. Какое значение имеет "общая ситуация" для "экзистенциальной коммуникации"?
4. В чем состоит двойственность человеческого "я", по М.Буберу?
5. Почему Бубер характеризует Бога как "вечное Ты"?
6. Как вы могли бы объяснить утверждение Бубера, что настоящий диалог может происходить даже молча?
7. Какие три вида диалога различает Бубер?
8. Почему Бубер считал, что "настоящий диалог" и любовь – не одно и то же?
9. Почему М.М.Бахтин утверждал, что "быть – значит общаться диалогически"?
10. Почему Бахтин считал, что целостное понимание личности возможно только с позиции "вненаходимости"?
11. В чем, по мнению Бахтина, заключается несостоятельность "объективного" познания личности методами механистической психологии?
12. Каким образом Бахтин аргументирует утверждение, что познание личности (своей собственной и другого человека) происходит посредством диалога?
13. Какую роль играет диалог с точки зрения Бахтина в появлении и развитии идей в сознании индивидуума?
14. Что такое "скрытая полемика", "большой диалог"?
15. Прокомментируйте замечание С.Л.Франка, что "ты" вторгается в нас, в отличие от "оно", нейтрального по отношению к нам.
16. Как Франк объясняет то, что палачи и профессиональные убийцы предпочитают не смотреть в глаза своим жертвам?
17. Каким образом Франк аргументирует свое утверждение, что "мы" – первичная реальность по отношению ко всякому отдельному "я"?
18. Какие два типа отношений "я – ты" различает Франк?
19. Чем различаются, по мнению Франка, "соборность" и "общественность"?
Литература
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 7-180.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
Финк О. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 357-403.
Хёйзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Издательская группа "Прогресс", 1992. 464 с.
Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.
Гуревич П.С. О жизни и смерти // Жизнь земная и последующая. М.: Политиздат, 1991. С. 376-413.
Камю А. Миф о Сизифе // Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. С. 23-100. Или: // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 222-318.
Сартр Ж.-П. Стена. М.: Политиздат, 1992. С. 177-194.
Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. 822 с.
Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1984. С. 80.
Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. С. 267, 273, 283.
Бердяев H.A. Я и мир объектов // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 230-316.
Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.
Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. 624 с.
Ортега-и-Гассет X. "Дегуманизация искусства" и другие работы. М.: Радуга, 1991. 639 с.
Паскаль Б. Из "Мыслей" // Ларошфуко Ф. и др. Суждения и афоризмы. М.: Политиздат,1990. С. 145-264.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худ. лит., 1972. 470 с.
Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994. 384 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 424 с.
Бердяев H.A. Я и мир объектов // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 230-316.
Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.
Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. С. 294-370.
Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511 с.
Франк С.Л. Сочинения. М.: Изд-во "Правда", 1990. 607 с.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527 с.
Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 207-228.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 587;