Направления субъективного подхода к анализу общества.

Символический интеракционизм.

Это направление социологической мысли опирается на труды американских социологов Джорджа Мида и Чарльза Кули, творивших в первой трети 20 века. Сам термин "символический интеракционизм" был введен в научный оборот учеником Дж. Мида Гербертом Блумером в 1937 году.

Центральное понятие социологической теории Дж. Мида - межиндивидуальное взаимодействие. Именно совокупность всех взаимодействий и создает общество. Начальной фазой межиндивидуального взаимодействия выступает жест или слово. Если взаимодействующие индивиды уже имеют опыт общения, то жест (или слово) вызывает у всех вступающих во взаимодействие одинаковый отклик, т.е. жест (слово) становится символом. Символический интеракционизм - это взаимодействие индивидов с помощью символов, это понимание общества как суммы взаимодействий взаимодействующих индвидов.

Ч. Кули взаимодействие людей считал производным от их представлений друг о друге. Отсюда общество, состоящие из суммы личных и групповых взаимодействий, будет не социальной реальностью, а как бы совокупностью представлений об этой реальности, т.е. о людях, их связях, предметах реального мира и т.д.

Эти идеи развивал Г. Блумер. Он утверждал, что индивид, наделяя окружающих людей и объекты смыслом, таким образом, творит мир. Для него мир таков, каким он его себе представляет. Отсюда следует, что социальное действие - это скорее конструирование, чем реакция, отклик на стимулы внешнего мира.

Общество для Г. Блумера не объективная реальная структура, где человеку подобает знать свое место (как у Т. Парсонса, например), а постоянный процесс взаимодействий между конструктивно творящими индивидами. Эти индивиды, взаимодействуя, создают ситуации. От того, как они интерпретируют эти ситуации, и зависят их индивидуальные или коллективные действия (а не от того, что какие-то внешние социальные силы вызывают определенное поведение индивидов).

Как видим, в символическом интерационизме личность не только не теряется, а более того - приобретает самодовлеющие значение. Мир, создаваемый представлениями людей, взаимодействие на основе символов носит субъективный характер. А социальное действие индивида полностью зависит от его представлений о реальном мире, а не от действительного положения вещей.

Среди современных представителей интеракционизма наиболее известны Ч. Моррис, И. Гоффман, М. Бубер.

 

Феноменология.

Основы феноменологического видения мира заложил немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938), который рассматривал мир с одной стороны, как субъективный процесс, воздействующий на личность, вызывая у нее "поток сознания"; с другой стороны, лозунг Гуссерля "Назад к самим предметам!" означал отделение сознания личности от предметного мира, а предметов этого мира - от причинных и функциональных связей между ними. Такое "чистое" сознание (т.е. не связанное с предыдущим опытом, интерпретированием предметных связей, идеологическими установками) создает с "чистыми" предметами чисто смысловое поле (т.е. связи сознания с предметом носят смысловой, но не причинный и не функциональный характер). Поэтому познание предметного мира направлено не на восприятие свойств и функций познаваемого объекта, а на сам процесс восприятия. Отсюда вытекает, что для исследователя не имеет значение, существует ли мир реально и что он воспринимает: объективные предметы или нереальные образы, миражи, галлюцинации. Главное, чтобы субъект ощущал "переплетение переживаний в единстве потока" мира и сознания.

Такой метод познания Гуссерль назвал "методологической редукцией" или "брокетингом" (последний переводится с английского как "постановка в скобки"). В скобки ставится вопрос: "Существует ли реально человек или окружающий мир?" Избавившись от этого трудноразрешимого вопроса, Гуссерль весь научный интерес концентрирует на изучении связи сознания с окружающими предметами.

Поток субъективного сознания в повседневном бытии соприкасается с предметным миром. Точки соприкосновения и являются феноменами. В отличие от явления, которое указывает скрывающуюся за ним сущность, феномен самодостаточен. Хотя не всегда виден "невооруженным" глазом. Раскрываются феномены для индивида в процессе рефлексии, т.е. особого вида переживания, имеющего целью поддерживать связь сознания и предметного мира.

Таким образом, Гуссерль отрицал объективистский взгляд на мир, но в то же время не сводил его к чисто субъективным ощущениям. Он пытался найти ответ на вопрос: "Как конкретный субъект видит субъективно, а реальный мир, воздействуя на всех субъектов, предстает объективным образом?"

Основоположником социологической феноменологии был австрийский социолог Альфред Шюц, эмигрировавший в 1939 г. в США. В своих работах он опирался на философию Гуссерля. Как и все социологи субъективистского подхода, Шюц начал свои рассуждения от личности. Каждый индивид по Шюцу в повседневной жизни оказывается помещенным в так называемую «биографическую ситуацию», т.е. такое видение им мира, которое определяется его рождением, воспитанием, развитием, религиозными, идеологическими, культурными воздействиями. Биографическая ситуация одновременно представляется как созданная объективным миром и конкретным развивающимся субъектом, как соединение объективного и субъективного. Эта биографическая ситуация, которая, впрочем, не является застывшей конструкцией, а развивается в процессе жизни индивида и обеспечивает понимание им поведения другого человека, каждого социального феномена. Биографическая ситуация как бы определяет положение индивида в мире (в смысле его оценки), обеспечивает ему «нулевую точку в системе координат» и является источником перспектив развития личности.

В этих перспективах заключается бесконечное множество значений смыслов, накопленных с помощью индивидуального опыта, обучения и воспитания. Каждый феномен познаваемого мира является одновременно субъективным, т.е. познаваемым конкретной личностью, и объективным (или типичным, как выражается Шюц), т.е. принадлежащий многим подобным опытам других личностей. Каждый индивид имеет собственную биографическую ситуацию и по-своему типологизирует феномены. Все зависит от его собственной активности, интереса к феноменам. Как согласовать все это многообразие субъективной деятельности?

Повседневное мышление по Шюцу гармонизирует индивидуальные биографические ситуации и перспективы с помощью:

- идеализации взаимозаменяемости точек зрения, означающей предположение того, что партнер в моей ситуации поведет себя как я, а я в его ситуации - как он;

- идеализации совпадения систем релевантности, означающей предположение, что различие перспектив, вытекающих из индивидуальностей биографических ситуаций, несущественно; более существенными (релевантно) для нас являются наличие схожих целей деятельности, которые релевантно влияют на наши оценки и выбор.

Эти идеализации (допущения) составляют сущность предпосылки взаимности перспектив, которая ведет к формированию таких представлений о мире, которые теряют свою субъективность, становятся общими и воспринимаются как объективный мир. Это и есть т.н. мир повседневной жизни, поток феноменов. Он субъективен, так как зависит от восприятия каждого, но в наших взаимодействиях мир интерсубъективизируется и приобретает объективный (независимый от нас) вид.

Последователями Шюца в развитии феноменологических взглядов на общество явились Питер Бергер и Томас Лукман, которые в 1966 г. издали книгу со знаменательным названием: "Социальное конструктирование реальности", положившей начало феноменологическому направлению в социологии знания.

С позиции феноменологии вели свои научные исследования Г. Гарфинкель (феноменологическая этнометодология) и А. Сиккурель (феноменологическая герменевтика, социология знания).

Главное в подходе всех феноменологов заключается в том, что:

- действительность, реальный мир зависит от сознания индивидов, их интерпретации феноменов этого мира. Но индивиды воспринимают мир как объективный, независимый от них;

- индивид не является принадлежностью социальной структуры общества; он своей деятельностью эту структуру постоянно создает, укрепляет и изменяет;

- восприятие мира и деятельность индивидов осуществляется на основе феноменологической редукции, связывающей феномены реального мира с представлениями о них в сознании индивидов.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структурно-функциональный анализ | Психологическое направление.




Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 218; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2020 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.