Опричнина. Последние годы царствования.
Тяжело заболев в 1553 г., Иван IV написал завещание, поручая царство только что родившемуся сыну — первенцу Дмитрию. Он потребовал от Боярской думы и своих помощников по Избранной раде, от удельного князя Владимира Андреевича старицкого и его семьи присягнуть на верность Дмитрию.
Многие бояре уклонились от этой процедуры. Царь выздоровел, маленький Дмитрий неожиданно умер, и наследником престола оказался другой малыш — Иван, родившийся на следующий год. Но царь не забыл «сомнения» своих приближенных.
К концу 1550-х гг. между царем и членами Избранной рады стали нарастать противоречия. Положение осложнялось тем, что в ходе долгих войн страна разорялась. Новые военные налоги тяжким бременем легли на плечи крестьян и горожан. Среди них начались ропот и недовольство.
Вновь ожили ереси. Еретики критиковали церковников за мздоимство и стяжание, подвергали сомнению само существование церковной организации. Боярская дума и духовенство требовали от Ивана IV восстановления прежнего порядка управления страной. Царь ответил на эти требования неожиданно.
В воскресный день 3 декабря 1564 г. москвичи наблюдали странную и устрашающую картину. Из ворот Кремля выехала длинная процессия. То были царь с семьей, его свита и охрана. Такие выезды были и прежде. Но этот отличался какой-то мрачностью, загадочностью. К тому же царь увозил с собой драгоценности, казну и старинные иконы. После месяца путешествия по Московскому уезду царь прибыл в Александровскую слободу, оттуда направил письмо митрополиту, в котором сообщал, что оставил Москву из-за изменников. Он перечислял все прегрешения бояр в период его малолетства и упрекал отцов Церкви в заступничестве за этих злодеев.
Особая грамота предназначалась посадскому населению Москвы, всем черным, т. е. простым, людям. Царь сообщал, что он ополчился на изменников бояр, приказных людей и дворян, а на них, простых людей, зла не держит. Москвичи направили Ивану IV челобитную, в которой говорилось, что царь волен править страной как ему, государю, годно и предавать казни изменников и лиходеев.
Так в 1565 г. началась растянувшаяся на несколько лет неограниченная диктатура Ивана Грозного. Одновременно царь и его новые помощники расправлялись с неугодными лицами, наживались на конфискации их имений. Уничтожению подлежали все, кто когда-либо выступал против Ивана IV. Интересы государственной централизации и укрепления царской власти соединились с личной местью царя, сведением личных счетов его новых соратников, обогащением одних за счет других.
Для этих целей царь и ввел в стране систему опричнины, разделения всех земель государства на две части. Одну он забрал под свое личное руководство и учредил там собственную Боярскую думу, приказы, войско. Назвал он эту часть страны опричной, его особой территорией. Слово «опричнина» происходит от древнего русского слова «опричь», что означает «кроме». Другая часть была названа земщина, что означало остальную землю. Там сохранялось старое управление во главе со старой Боярской думой. Был образован корпус личной гвардии (телохранителей) Ивана IV. Вскоре это опричное войско достигло 5 тыс. человек. Опричники носили мрачную черную одежду. Всадники привязывали на шею лошади собачьи головы, а к крупу — небольшие метелки. Это означало, что они должны вынюхивать, выгрызать и выметать измену из страны.
Цели опричнины выявились сразу же. Начались расправы с неугодными лицами. В разгар опричнины царь собрал Земский собор, чтобы обсудить вопрос об отношениях с Ливонией. Результат Собора был закономерным.
В 1567 г. русская рать отправилась в Ливонию. Но одновременно царь начал новые репрессии. Одних противников опричнины казнили, других публично отстегали батогами. Однажды царь вместе со своими верными помощниками — опричниками во главе с Малютой Скуратовым, который стал главным опричным палачом, ворвался в собор с саблей наголо, желая запугать митрополита. В другой раз опричник Алексей Басманов сорвал с Филиппа церковное облачение и выгнал его из собора. Это святотатство не смутило царя. Митрополита отправили в заточение в тверской монастырь. Позднее Малюта Скуратов предал митрополита жестокой смерти. Русская Православная Церковь причислила митрополита Филиппа к лику святых.
За гибелью митрополита последовали новые казни. Царь заставил Владимира Старицкого принять яд, погибла и вся его семья.
Опричнина свирепствовала все более люто. В этом позорном деле, развязанном Грозным, участвовали не только опричное войско, но и рядовые горожане и даже холопы, те, кто спешил свести счеты со своими недругами. Грозный царь лишь дал сигнал к опричной политике.
К 1572 г. опричные казни стали затухать. С помощью опричнины Иван Грозный подавил всякую оппозицию и очаги удельной обособленности, уничтожил не только своих открытых противников, тех, кто не принимал его идей самодержавия, но всех тех, кто протестовал против его методов управления страной или хотя бы сомневался в их правомерности. Стало очевидно, что опричнина начала себя изживать.
В 1572 г. царь запретил употреблять даже слово «опричнина». Опричное войско было распущено. Но расправы царя с народом продолжались. До конца жизни Ивана IV оставался и его обособленный двор — отдельная организация управления (в отличие от земского управления, Думы, приказов и т.д.), которая очень напоминала опричные порядки.
В 1581 г. правительство Ивана Грозного провозгласило так называемые заповедные годы (от слова «заповедь» — «запрет»). Переход крестьян в Юрьев день за-прещался впредь до особого указа. С тех пор и идет поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Впоследствии все крестьяне, которые по писцовым книгам 1581 г. были записаны за тем или иным владельцем, оставались прикрепленными к своим землям вместе с потомством. Так они оказались в полной зависимости от владельцев земель. Теперь их можно было купить и продать вместе с землями.
Так было положено начало крепостному праву в России, которое просуществовало до 1861 г.
В конце 1570-х — начале 1580-х гг. Иван Грозный много болел. В свои 50 с небольшим лет он выглядел глубоким стариком. Рядом с Иваном IV появились новые фавориты — боярин Борис Годунов (брат жены его сына Федора Ивановича). В конце жизни у Ивана IV оставалось трое сыновей.
Старший, 28-летний Иван Иванович. Между отцом и сыном часто вспыхивали ссоры. Иван IV вмешивался в его личную жизнь, оскорблял жену Ивана Ивановича. Однажды даже побил ее. Наследник вступился за честь жены и пытался схватить отца за руки. Тогда тот нанес сыну смертельный удар своим тяжелым, окованным железом посохом. Через некоторое время Иван Иванович скончался.
Еще один сын Федор, не имел детей. А сын Дмитрий был рожден от 7 жены Ивана Грозного и мало имел прав на престол.
В малолетнем Дмитрии Годунов увидел опасность и отправил вместе с матерью в Углич. Своего человека Годунов поставил и на высший церковный пост.
В 1589 году было введено патриаршество в России. Первым русским патриархом стал Иов.
В 1597 году правительство Годунова ввело урочные лета, которые устанавливали бессрочный сыск беглых крестьян. Положение холопов стало намного хуже. Кроме того многие приписывали Годунову и смерть царевича Дмитрия, который погиб в 1591 году при загадочных обстоятельствах.
После смерти Ивана IV в 1584 г. царский престол перешел к 27-летнему Федору. Это был тихий и богобоязненный человек. Он ненавидел жестокость и насилие, время проводил в молитвах, за книгами, в беседах с учеными монахами. За спиной Федора между фаворитами и различными боярскими группами началась жестокая борьба за власть. Все большее преимущество в этой борьбе получал напористый, энергичный, умный и беспощадный Борис Годунов.
Царь Федор Иванович скончался 7 января 1598 г. Династия Рюриковичей прекратила свое существование в России.
Вопросы к лекции:
1. Какие изменения в жизни страны произошли в период первого боярского правления?
2. Какие качества характера малолетнего Ивана IV сформировала обстановка борьбы боярских группировок за власть?
3. В чем был смысл венчания Ивана IV на царство? Как события1547 г. в Москве повлияли на жизнь Ивана IV и его отношение к столице?
4. Какие мероприятия осуществила Избранная рада? В чем их значение?
5. Назовите основные направления и задачи внешней политики России в эпоху Ивана IV. Чем объяснить, что ее завоевательный, наступательный характер осуществлялся на восточном направлении?
6. Почему на южном направлении Россия придерживалась оборонительной тактики?
7. Какие пережитки удельной Руси сохранялись во второй половине XVI в. и как они препятствовали Ивану IV осуществлять неограниченное правление?
8. Какой политический процесс сопровождался массовым террором, многочисленными казнями во всех странах?
9. Какие последствия для страны имела опричнина? Были ли ей альтернативы в XVI в.? Почему она оказалась возможной?
10. При каких исторических обстоятельствах появилась поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»? Почему она не могла появиться ни в 1497 г., ни в 1550 г.?
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 680;