БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
Термин «биологическая терапия» обозначает (в отличие от социо- и психотерапии) методы лечения, направленные на патобиологические соматоцеребральные механизмы патогенеза психических заболеваний.
Основные методы биологической терапии:
• Психофармакотерпия
• Электросудорожная
• Инсулинокоматозная
ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИЯ
Началом современной психофармакотерапии считается введение в психиатрическую клинику хлорпомазина (аминазина) в 1952 году. Лечение психотропными препаратами в настоящее время является основным терапевтическим подходом в лечении психических расстройств.
Психотропные препараты подразделяются на группы: нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы, нормотимики.
Нейролептики (психолептики, большие транквилизаторы, антипсихотические препраты) – устраняют психомоторное возбуждение, страх, агрессию, психопродуктивные расстройства – бред, галлюцинации и др. Современная рабочая гипотеза механизма действия нейролептиков предполагает, что в основном они оказывают влияние на дофаминергическую систему. Нейролептики являются антагонистами дофаминовых рецепторов, за счет чего и реализуется их антипсихотический эффект. Однако следствием этого является возникновение ряда неврологических, гормональных, вегетативных и аффективных нарушений. Впоследствии было доказано участие серотонинэргической системы в формировании психопатологической симптоматики. Новые нейролептики (рисперидон, оланзапин) обладают равным сродством к дофаминовым и серотониновым рецепторам.
Транквилизаторы (анксиолитики, малые транквилизаторы, психоседатики) – устраняют эмоциональную напряженность, тревогу. В отличие от нейролептиков они не оказывают антипсихотического действия и не вызывают экстрапирамидных побочных эффектов.
Шесть основных эффектов действия транквилизаторов:
1. Транквилизирующий или анксиолитический (уменьшение тревоги, страха, эмоциональной напряженности).
2. Седативный (психомоторная заторможенность, дневная сонливость, сопровождаемые снижением концентрации внимания, уменьшением скорости реакций, потенцирование действия алкоголя и других депремирующих ЦНС средств).
3. Миорелаксирующий (проявляется в виде ощущений слабости, вялости, усталости).
4. Противосудорожный.
5. Снотворный (в зависимости от применяемой дозы характерен для всех бензодиазепинов).
6. Вегетостабилизирующий (регулирование деятельности вегетативной нервной системы); эффект используют при купировании нейровегетативных проявлений тревоги и диэнцефальных кризов.
Антидепрессанты (тимолептики, тимоаналептики) – устраняют болезненно пониженное настроение и заторможенность психической деятельности.
Лекарственные препараты, специфически снимающие депрессии, появились в конце 1950-х годов. В 1957 г. были открыты ипрониазид, ставший родоначальником группы антидепрессантов — ингибиторов МАО, и имипрамин, на основе которого получены трициклические антидепрессанты. По современным представлениям при депрессивных состояниях наблюдается снижение серотонинергической и норадренергической синаптической передачи. Поэтому важным звеном в механизме действия антидепрессантов считают вызываемое ими накопление в мозге серотонина и норадреналина. Ингибиторы МАО блокируют моноаминоксидазу - фермент, вызывающий окислительное дезаминирование и инактивацию моноаминов. В настоящее время известны две формы МАО - типа А и типа Б, различающиеся по субстратам, подвергающимся их действию. МАО типа А обусловливает в основном дезаминирование норадреналина, адреналина, дофамина, серотонина, тирамина, а МАО типа Б — дезаминирование фенилэтиламина и некоторых других аминов. Выделяют ингибирование конкурентное и неконкурентное, обратимое и необратимое. Может наблюдаться субстратная специфичность: преимущественное влияние на дезаминирование разных моноаминов. Все это существенно сказывается на фармакологических и терапевтических свойствах разных ингибиторов МАО. Так, ипрониазид, ниаламид, фенелзин, транилципромин необратимо блокируют МАО типа А, а пирлиндол, тетриндол, метралиндол, эпробемид, моклобемид и др. (новое поколение антидепрессантов) — оказывают на нее избирательное и обратимое влияние. Трициклические антидепрессанты получили название из-за наличия характерной трехциклической структуры. Механизм их действия связан с угнетением обратного захвата нейромедиаторных моноаминов пресинаптическими нервными окончаниями, в результате чего происходит накопление медиаторов в синаптической щели и активация синаптической передачи. Трициклические антидепрессанты, как правило, одновременно уменьшают захват разных нейромедиаторных аминов (норадреналина, серотонина, дофамина). В последнее время созданы антидепрессанты, блокирующие преимущественно (избирательно) обратный захват серотонина (флуоксетин, сертралин, флувоксамин, ципралекс и др.).Существуют и так называемые «атипичные» антидепрессанты, отличающиеся от «типичных» как по структуре, так и по механизму действия. Появились препараты би- и четырехциклической структуры, у которых не обнаружено выраженного влияния ни на захват нейромедиаторов, ни на активность МАО (миансерин и др.).Общее свойство всех антидепрессантов — их тимолептическое действие, т. е. положительное влияние на аффективную сферу больного, сопровождающееся улучшением настроения и общего психического состояния.
Ноотропы (психоэнергизаторы) повышают психический тонус, улучшают мышления, память.
Аминалон (гаммалон) - препарат, являющийся производным ГАМК, обладает ноотропным эффектом с антиастеническим и вазовегетативным действием, улучшает концентрацию внимания, память. Выпускается в таблетках по 250 мг. Принимается курсами по 1-2 месяца, средняя терапевтическая доза 1,5 - 3 грамма в сутки. В качестве побочных явлений можеь вызывать диспептические расстройства, нарушения сна, колебания АД.
Ацефен - обладает ноотропным эффектом с психостимулирующим и антиастеническим действием. Формы выпуска - таблетки по 100 мг. и флаконы для инъекций, содержащие 250 мг препарата. Назначается внутрь и внутримышечно, средняя терапевтическая доза 0,3 - 1,5 г.
Пантогам (кальциевая соль гомопантотеновой кислоты) - ноотропный эффект с транквилизирующим, вазовегетативным действием. Выпускается в таблетках по 250 и 500 мг., средняя терапевтическая доза 0,3 - 1,5 г. В отдельных случаях может вызывать аллергические реакции.
Пикамилон (натривая соль - никотинол ГАМК) - ноотропный эффект с тоанквилизирующим, антиастеническим, выраженным вазовегетативным и адаптогенным действием. Выпускается в таблетках по 10, 20 и 50 мг., средняя терапевтическая доза 0,04 - 0,3 г. В качестве побочных явлений может вызывать головную боль, тошноту, аллергические реакции.
Пирацетам (ноотропил - циклическое соединение ГАМК) - преимущественно антиастеническое, ноотропное, вазовегетативное действие. Формы выпуска - таблетки по 200 мг, капсулы 400 мг, ампулы по 5 мл 20% раствора. Редко возникают побочные явления в виде возбуждения, диспептических расстройств.
Пиридитол (энцефабол - дисульфид пиридоксина) - ноотропный эффект с психостимулирующим и антидепрессивным действием. Выпускается в таблетках по 50 и 100 мг., сироп во флаконах по 200 мл (0,1 г в 5 мл) средняя терапевтическая доза 0,2 - 0,6 г. В качестве побочных явлений может вызывать явления возбуждения, бессонницу, головную боль, тошноту.
Нормотимики. К этому классу относятся соли лития и некоторые противосудорожные препараты – карбамазепин и соли вальпроевой кислоты (натрия вальпроат).
Соли лития. Механизм терапевтического действия ионов лития до сих пор не выяснен. Предполагается, что вследствие сходства с ионами натрия, калия, магния ионы лития могут участвовать в изменении активности различных нейротрансмиттерных систем и структуры клеточных мембран.
Применяются следующие препараты – лития карбонат, лития сульфат (преимущественно в ретардированной форме), лития оксибутират. Соли лития применяются для профилактики аффективных приступов и для лечения маниакальных состояний. Применяются также для лечения и профилактики шизоаффективных психозов и реккурентной шизофрении. Дозы подбираются индивидуально, в крови поддерживается концентрация лития в диапазоне 0,6 – 1,6 ммоль/л. Обычно это достигается при дозировке 600 – 1200 мг/сутки.
ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНАЯ ТЕРАПИЯ (ЭСТ)
Метод введен в клиническую практику итальянскими психиатрами Карлетти и Бини в 1938 году. Ранее применялись методы медикаментозной судорожной терапии (коразол, камфора), которые не нашли широкого использования в связи с трудностью подбора индивидуальных доз и многочисленными осложнениями.
ЭСТ заключается в вызывании эпилептического припадка электрическим разрядом.
Показания. Применяется при тяжелых и резистентных к терапии меланхолиях (и реже маниях), кататонических расстройствах (кататоническое возбуждение, реже – ступор), злокачественной (фебрильной) кататонии, резистентных к терапии формах шизофрении. В целом при этих состояниях вначале проводится фармакотерапия, а при ее неудаче – электросудорожная терапия (витальным показанием к ЭСТ является фебрильная кататония). Если же при предыдущих приступах больные проявляли фармакологическую резистентность и хорошо реагировали на судорожную терапию, при рецидивах можно с нее и начинать. Лечение ЭСТ эффективно в 70-80 % случаев. Нередко судорожная терапия – это мероприятие, спасающее жизнь.
Противопоказаниями являются повышенное внутричерепное давление и тяжелые заболевания сердца (особенно нарушения проводимости). При общесоматических заболеваниях, особенно болезнях сердца, легких и сосудистой системы, показания определяются вместе с интернистами. При повышенном артериальном давлении предварительно необходимо добиться его нормализации. При водителе сердечного ритма, беременности, в позднем возрасте судорожная терапия также возможна.
Согласие. Важно обстоятельство информировать больного о характере и объеме лечения. Правильно информированный больной не испытывает страха перед лечением или не больше, чем перед другими видами лечения, и, не сомневаясь, соглашается на повторные сеансы. Разъяснения для согласия больного отмечаются в истории болезни. И в отношении наркоза больного необходимо информировать. И он должен дать согласие на исполнение анестезиологом своих обязанностей. Если больной в силу психического состояния не способен правильно оценить необходимость лечения и согласиться на него, можно применить правовое попечительство. Только при угрожающих жизни состояниях принимается немедленное лечение.
Предварительное обследование: рентген грудной клетки и (у больных свыше 60 лет) рентген шейного и грудного отделов позвоночника; ЭКГ и определение уровня электролитов сыворотки крови, мочевины, трансаминазы. Сахар крови. Определяются АД, частота пульса, обмен глюкозы. Наличие глаукомы. Определяется лево - и праворукость.
Премедикация и наркоз. В предшествующие лечению часы не дают никаких медикаментов, особенно транквилизаторов и снотворных (из-за влияния на порог судорожной готовности). При лечении литием возможно проводить ЭСТ при концентрации в крови ниже 0,4 ммоль/л. Непосредственно перед сеансом дают 0,5 мг атропина внутривенно, анестезиолог делает краткий наркоз (бревимитал, около 0,7 мг/кг массы тела) и мышечную релаксацию (сукцинил, 0,5 – 0,8 мг/кг массы тела). Отклонения от этих доз должны быть обсуждены между психиатром и анестезиологом. Интубация не обязательна, но возможна. Тубус языка, чтобы освободить верхние дыхательные пути. Резиновый валик между зубами, чтобы избежать прикуса языка и повреждения зубов.
Техника. Имеются разнообразные приборы с различными техническими характеристиками. Современные аппараты работают на основе короткоимпульсной технологии (преобладают синусоволновые приборы). Длительность протекания и сила тока при необходимости подбираются так, чтобы достичь расчетной длительности судорожного периода. Стимуляция обычно унилатеральная, проводится при помощи двух электродов, расположенных на недоминантном полушарии (парасагиттально и темпорально).
Завершение и наблюдение. Во время подачи тока сначала возникают инициальные подергивания конечностей, а затем (после паузы в несколько секунд) разворачивается собственно судорожный припадок. Время до наступления судорожного припадка и длительность судорог протоколируется, в том числе под ЭЭГ контролем. Для терапевтического эффекта решающим является появление очевидного, хотя и ослабленного судорожного припадка; это достигается как премедикацией, так и использованием соответствующих электротехнических средств, что необходимо учитывать при последующем лечении.
После короткого наркоза пациент находится в бодрствующем состоянии, хотя зачастую чувствует себя разбитым. Помимо всего прочего, он может быть дезориентирован. Поэтому, по меньшей мере, в течение сеанса кто-то обязательно должен при нем находиться. После этого он может проводить день как обычно.
Проведение курса лечения. Сеансы судорожной терапии проводятся с промежутками в два дня (возможны более короткие и более длительные интервалы). В большинстве случаев необходимо 6 – 10 сеансов. На все это время лекарственное лечение прерывается. Однако комбинация ЭСТ с нейролептиками или антидепрессантами возможна. Бензодиазепины по возможности следует отменить непосредственно перед ЭСТ, так как они обладают противосудорожным действием.
Побочные эффекты. ЭСТ – не такое тяжелое вмешательство, как долгое время считалось. Риск приравнивается к риску наркоза. У части больных возникают легкие обратимые расстройства когнитивных функций. Иногда бывает выраженная преходящая слабость, которая может находиться в связи с депрессией. Редко отмечается ретроградная и еще реже антероградная амнезия, распространяющаяся на период от нескольких дней до нескольких недель; она обратима. Проявлений расстройств памяти при использовании современных технических средств практически не бывает. Принятие этого метода больными и их родственниками достаточно высокое; страх перед лечением отмечается редко.
Механизм действия в деталях неизвестен. Развернутый припадок является непременным условием успеха. Однако до сих пор остается неясным, сам ли судорожный припадок или предполагаемый ингибиционный ответ головного мозга оказывает терапевтическое действие. Нейротрансмиттерные изменения обсуждаются как гипотеза. Судорожное лечение действует, как и другие антидепрессивные методики, уменьшением
REM-фазы сна, хотя ее значение для механизмов действия неизвестно. Психопатологическая интерпретация показывает, что судорожная терапия лишает почвы любую психопатологическую симптоматику и, таким образом, обусловливает «бессилие» психоза.
ИНСУЛИНОТЕРАПИЯ.
С тех пор, как был открыт инсулин, он используется как психофармакологическое средство. В психиатрии лечение инсулиновыми комами (появившееся в 1935 г., введенное в клиническую практику австрийским психиатром Заккелем) почти 20 лет являлось главным средством соматической терапии. С появлением нейролептиков оно стало менее распространенным, потому что нейролептики не менее эффективно действуют в острой стадии, они проще в применении и риск лечения значительно меньше.
Показания к инсулинокоматозной терапии (в настоящее время применяемой крайне ограниченно): дебют параноидной шизофрении, другие формы резистентной к терапии шизофрении.
Показания к инсулиногипогликемической терапии: психовегетативные состояния истощения и упадка, тяжелые депрессивные (и другие) неврозы, упорные меланхолии и труднодоступные подострые шизофренические синдромы, а также терапевтическая резистентность.
Проведение: накануне вечером после ужина больной не должен больше употреблять ничего, содержащего калории. Утром между 7 и 8 часами больной получает маленькую дозу инсулина (вначале 8 МЕ, медленно повышая дозу до 40 МЕ или более). Во время слабовыраженной гипогликемии могут проявляться усталость и легкие вегетативные явления. Спустя примерно полтора часа гипогликемию прерывают питьем стакана воды с глюкозой (кроме больных с резекцией желудка) и приемом обильного завтрака (иногда инъекции 0,5 – 1,0 мл глюкагона). Затем больной проводит свой день в клинике как обычно. Лечение проводиться ежедневно (без выходных), в течение 4-6 недель.
Лечение для физически здоровых людей совершенно безопасно (перед лечением проводят тест с сахарной нагрузкой). Механизм действия видится в вегетативной и психической перестройке. Во время лечения инсулином нарастает масса тела, что положительно воспринимается больным с недостаточной массой, и отрицательно – лицами с избыточной массой.
Малый курс инсулина практикуется сейчас лишь в немногих лечебных заведениях. Хотя круг показаний сужается из-за введения психофармакологических средств, все же малый курс инсулина полезен как альтернативное лечение: при терапевтической резистентности психических расстройств примерно в ¾ случаев в лечении отмечается сдвиг в сторону существенного улучшения.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 637;