Специфика литературного творчества и литературные способности
Литературные способности относят к творческим. Основным критерием творчества является оригинальность результата, его новизна, отличие от уже созданного ранее. Значит, одним из признаков творческой личности будет ее стремление к оригинальности, новизне, умение отказаться от привычного, устоявшегося.
Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно только в деятельности. Значит, и литературно-творческие способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно-творческой деятельности.
Основная деятельность ребёнка на уроке литературы – чтение и осмысление прочитанного. Читательское восприятие включает обе грани творчества – и внутренний процесс постижения искусства «для себя», и возможность выявления этого процесса в материальном результате, который может стать открытием для всех. Поэтому процесс формирования читателя в силу специфики предмета литературы не может быть не ориентированным на творчество и, следовательно, нуждается в методике, направленной на ЛР ребёнка через активизацию его творческих сил.
Итак, в основе читательской деятельности – способность человека эмоционально реагировать на словесные образы, на изобразительно-выразительные средства языка и литературы и конкретизировать в воображении словесные образы. Осмысление прочитанного требует уже обобщения словесных образов.
Таким образом, объединяют все выделенные нами виды литературной деятельности три компонента:
эмоциональная отзывчивость на художественное слово и язык художественных произведений;
способность к конкретизации словесного образа;
способность к обобщению словесного образа.
Первый компонент связан с эмоциональной сферой психики, второй – с воображением, третий – с мышлением. Но объектом во всех трех случаях является художественное слово.
Закономерности процесса литературного развития (ЛР)
Первый этап в ЛР принято называть этапом наивного реализма. Завершается этот этап тем, что при самостоятельном чтении ребенок способен воспринять произведение, предназначенное для детского чтения, на аналитическом уровне, а иногда и осмыслить его идею, интерпретировать произведение как целое, сохранив при этом яркое эмоциональное восприятие и оценки. В собственном литературном творчестве ребенок может адекватно выразить в слове свои эмоции и мысли, сформировать замысел своего речевого произведения, композиционно выстроить высказывание, соблюдая логику, подобрать выразительные и изобразительные языковые средства для создания художественного образа. Эти способности обеспечиваются сформированной системой читательских и речевых умений
Процесс ЛР протекает неравномерно, умения формируются постепенно, в читательской и писательской деятельности учеников, поддерживается расширением читательского опыта, кругозора и культурного поля ребенка и нуждается в стимулировании.
Восприятие литературных произведений разных жанров в одном возрасте неодинаково по результатам: так, рассказы и сказки осмысляются глубже, чем басня и лирическое стихотворение, детская игровая поэзия – лучше, чем пейзажная лирика. В лирике событий как таковых нет, эмоциональный опыт у ребенка еще невелик, поэтому лирика воспринимается упрощенно, поверхностно, с житейской точки зрения: красиво, нравится и т.п. Это связано с особенностями восприятия словесного искусства младшими школьниками . Поэтому читательские умения следует формировать на разном литературном материале, т.к. сам материал требует разного подхода.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 820;