Системный анализ при решении изобретательских задач
Как мы по–разному думаем, когда решаем одну и ту же задачу.
Допустим, предстоит построить дом. Печник будет видеть печь, трубу; плотник – крышу; стекольщик - окна. Каждый обращает внимание на то, в чем он специалист. Но творческая работа требует системного мышления, которое охватывает взаимодействие всех систем между собой и на всех уровнях.
Система – это комплекс организованных в пространстве и времени взаимосвязанных между собой элементов, необходимых и достаточных для выполнения требуемой функции, которую определяет человек.
Пример [Иванов, стр. 27-28].
Не существует ни в природе, ни в технике каких-либо обособленных систем. Любая из них является частью другой системы, которая называется надсистемой, а та, в свою очередь является частью более крупной надсистемы и т.д. В то же время самая маленькая система состоит из ряда более мелких подсистем. Таким образом, развитие систем идеи вверх и вширь, в то же время и вглубь.
Когда говорят об изобретателе, то часто употребляют сочетание «сильное мышление». Автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер так отвечает на этот вопрос: «Обычное мышление, когда человек видит только то, что дано в задаче. Если задача, допустим, связана с деревом, и человек видит только это дерево. Сильное мышление – когда одновременно работают минимум девять мысленных экранов: человек видит систему, данную в задаче, надсистему, подсистему – три разных этажа. И на каждом этаже – прошлое, настоящее, будущее. То есть надо видеть не только дерево, но и лес, и клеточку дерева. И все это в развитии: прошлое, настоящее, будущее».
Решая задачу, изобретатель должен одновременно держать в поле зрения все, что связано или может быть связано с ней. Разумеется, это упрощенная схема. В действительности, как мы знаем, присутствует много этажей вверх и вниз о рассматриваемой системы, много экранов (систем) влево (далекое прошлое) и вправо (далекое будущее). При решении изобретательский задач методом проб и ошибок человек может лишь случайно, неосознанно использовать такой стиль мышления. Но интуиции подводит часто.
Многоэкранный (многосистемный) стиль мышления должен быть нормой изобретателя, рабочей схемой, построенной с учетом развития технических систем.
Талантливый изобретатель должен мыслить системно, глобально, а действовать локально с малыми затратами, учитывая будущее, настоящее, прошлое.
С думой о будущем.
Что значит думать о будущем?
Думать о будущем это значит не делать ошибок в настоящем.
С думой о настоящем.
Любое изменение хотя бы малой детали в какой-либо машине влечет за собой изменение всей ее остальных частей – в надсистеме и подсистеме.
С думой о прошлом.
Что значит думать о прошлом системы?
Прежде всего, это не делать ошибок в будущем.
Если хотите быть изобретателем, помните следующее:
1. Мир системен и состоит из нескончаемых рядов надсистем и подсистем.
2. Все системы взаимосвязаны между собой. Изменение в одной из них влечет изменения во всех остальных. Жесткость (зависимость) связей увеличивается в сторону подсистем и ослабевает в сторону надсистем.
3. Талантливое мышление человека включает в себя минимум девять экранов – систему, подсистему, надсистему в прошлом, настоящем, будущем. Видеть систему в будущем – это значит не делать ошибок в настоящем. Видеть систему в прошлом – это значит не делать ошибок в будущем.
4. При решении изобретательской задачи нужно мыслить глобально, охватывая все системы и в пространстве, и во времени, а действовать локально, с минимальными затратами того же пространства и времени.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 347;