Субъект преступления
Субъектом преступления признавался только человек как вменяемое лицо, наделённое сознательной волей. Поэтому субъектом преступления перестали быть животные и неодушевлённые предметы.
Большинство европейских кодексов молодой возраст разделяли на два периода: 1) возраст полной невменяемости; 2) возраст относительной или возможной вменяемости. Малолетние до достижения возраста полной невменяемости не подвергались наказаниям. Однако против малолетнего «могут быть приняты соответственные меры для исправления и надзора. в особенности может иметь место отдача в воспитательное или исправительное заведение» (§ 55 Германского уголовного кодекса 1871 г.).
Возраст полной невменяемости или минимальной уголовной ответственности в XIX веке увеличился с 7 до 9 - 14 лет. Вопрос о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, решался в европейских кодексах различно. Например, 9 лет - по итальянскому кодексу 1890 г., 10 лет - по законодательству США; по русскому уложению о наказаниях 1845 г., которое установило возраст 7 лет, однако, в действительности таким пределом оставался возраст 10 лет, так как по закону дети от 7 до 10 лет не подлежали наказанию; 12 лет - по германскому кодексу 1871 г. (§ 55), 14 лет - по бразильскому кодексу 1830 г. Англия сохранила старый семилетний возраст полной невменяемости. В США и в XIX веке были случаи казни десятилетних детей. Французский уголовный кодекс 1810 г. не указывал точно возраста полной невменяемости.
Возраст возможной вменяемости допускал вероятность невменяемости, так что вопрос о ней должен быть разрешён в каждом отдельном случае судом. Малолетние до этого возраста по общему правилу признавались невменяемыми, пока не будет доказано обратное. Для вменяемости требовалось признание судом в каждом данном случае, что малолетний действовал с разумением, то есть в состоянии отличить правомерное действие от правонарушения. Если он признался действовавшим без разумения, то освобождался от наказания, но мог быть направлен в исправительные заведения для малолетних преступников. Если же судья признавал малолетнего вменяемым, то приговаривал его к наказанию, которое значительно смягчалось по сравнению с наказанием для взрослых.
Возраст возможной вменяемости был различный: 12 лет - по законодательству некоторых штатов США, 14 лет - по русскому уложению о наказаниях 1845 г.; по законодательству некоторых штатов США; 16 лет - по кодексам отдельных германских государств, действовавших до принятия германского кодекса 1871 г.; 18 лет - по германскому кодексу 1871 г. (§ 56). После возраста возможной вменяемости не допускалось уже по причине возраста никакого смягчения виновности и наказуемости. Например, Германский уголовный кодекс устанавливал возраст возможной вменяемости - от 12 до 18 лет. В этом случае обвиняемый подлежал оправданию, если он при совершении деяния «не обладал разумением, необходимым для понимания его преступности. В приговоре должно быть определено, подлежит ли обвиняемый возвращению в свою семью или же отдаче в воспитательное или исправительное заведение. В заведении он содержится до тех пор, покуда то признает необходимым управление заведения, однако же не долее достижения им полных двадцати лет» (§ 56). Если доказывалось, что лицо, когда ему было 12, но не менее 18 лет, осознавало преступность своего деяния, оно подлежало уголовной ответственности. Однако в этом случае назначалось менее суровое наказание, чем то, которое полагалось за совершение данного преступного деяния совершеннолетнему лицу» (§ 57). Юный возраст преступника рассматривался как доказательство того, что виновный ещё не закоренел в преступлении. В период государственных, устрашающих наказаний юный возраст, наоборот, рассматривался как доказательство того, что виновный преждевременно развратился.
Австрийский уголовный кодекс 1852 г. не признавал возраста возможной вменяемости. Вслед за возрастом полной невменяемости устанавливал возраст смягченных наказаний. Вследствие этого все малолетние с 14 лет предполагаются вменяемыми.
Сверх того, некоторые кодексы выделяли третий возраст смягчённых наказаний. Например, по русскому уложению о наказаниях 1845 г. этот возраст устанавливался с 14 до 21 года. Смягчение наказания состояло в неприменении к ним особо тяжких наказаний, замене тяжких наказаний менее тяжкими, в сокращении однородного наказания.
Французский уголовный кодекс не устанавливал возраста полной невменяемости. Он устанавливал только один возраст возможной вменяемости - 16 лет (ст. 66). Таким образом, по буквальному тексту закона, на скамье подсудимых могли появиться не только подростки, но и дети восьми, семи и даже менее лет. Подобные случаи действительно имели место во Франции. Такие подсудимые, конечно, всегда признавались судом действовавшими без разумения, а между тем вся судебная процедура может оказывать на них самое вредное влияние. Малолетние до 16 лет признаются действующими в состоянии невменяемости, пока не будет доказано противное. Для вменяемости требовалось признание судом в каждом случае, что субъект действовал с разумением. При наличии этого условия малолетний подвергался наказанию, которые в большинстве случаев смягчаются по сравнению с взрослыми. Если же суд найдет, что виновный до 16 лет действовал без разумения, то, освобождая его от наказания, или отдавал под присмотр родителей, или отсылал в исправительные приюты для малолетних на срок, определяемый судом, но не дольше достижения 20 лет. В 1912 г. во французском праве впервые был установлен возраст абсолютной невменяемости, а именно 13 лет. Возраст возможной вменяемости был от 13 до 18 лет.
Английское уголовное право считало детей до 7 лет безусловно невменяемыми, детей от 7 до 14 лет - вменяемыми условно, подростков от 14 до 16 лет подлежащими смягчённой ответственности. Такого подростка судья мог поместить в исправительную школу. После закона о детях 1908 г. дети до 14 лет не могли быть приговорены к заключению в тюрьму, какое бы преступление они не совершили. Подростки от 14 до 16 лет могли быть лишь в виде исключения приговорены к заключению в тюрьму, если суд признает, что подросток этого возраста настолько развращён или такого буйного характера, что не может быть содержим в специально для этих подростков устроенном месте содержания.
С провозглашением и признанием прав человека был установлен принцип формального равенства всех граждан перед уголовным законом, и равной уголовной ответственности для всех граждан, без различия происхождения и социального положения. Сословные привилегии дворянства и духовенства были отменены. Только характер самого преступного деяния, а не происхождение или социальное положение лица должны были определять меру ответственности.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 258;