Тоталитарный режим в Казахстане.
Жесткая командно-административная система установившаяся в СССР к сев. 20-х гг., достигла своего апогея в 30-40 гг., в том числе и в Казахстане. В 30-е годы в стране повсеместно установились социалистические отношения. Земля, фабрик и заводы, колхозы и совхозы были огосударствлены. С одной стороны, утверждалась общественная собственность на средства производства, с другой стороны шло отчуждение крестьянства от земли. В стране утвердилась бюрократическая централизация. Теория Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила базой для расширения функций карательных органов. В составе союзного наркомата внутренних дел было создано особое совещание (ОСО) для применения репрессивных мер. Массовые репрессии и депортация народов СССР – одна из ярких страниц истории ХХ века.
Репрессия (лат – подавление) – карательная мера, наказание, применяемое карательными органами.
Выделяют следующие этапы репрессии:
I. 1920-1936 гг.
II. 1937-1941 гг.
III. 1941-1953 гг.
На территории Казахстана располагались лагеря для заключенных. Первые лагеря стали формироваться при царском режиме, так Троицкий лагерь для военнопленных в годы первой мировой войны, находившийся между Челябинском и Кустанаем получил название «лагерь мертвецов».
Тоталитарное государство с его экстенсивным хозяйством, базировавшимся на использование дешёвого труда, эксплуатировало и ту его сферу, которую формировала «лагерная экономика».
В 20-годы труд заключённых был задействован в относительно узких масштабах и направлялся главным образом на обеспечение собственных нужд лагерей, но уже в начале первой пятилетки была осуществлена реорганизация тюремно-лагерной системы. В 1929 г ОГПУ инициировало ряд мероприятий, в числе которых предусматривался переход «от системы существующих мест заключения к системе концлагерей…» 27 июня 1929 г Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило постановление «Об использовании труда уголовно заключённых». Согласно ему концентрационные лагеря ОГПУ переименовались в исправительно-трудовые с заключением в них, осужденных на срок 3 года и более. В этой же связи предписывалось расширить существующие и организовать новые лагеря в районах, где планировалась освоение «природных богатств путём применения труда лишённых свободы». Осуждённые на срок до 3 лет должны были оставаться контингентом специально – создаваемых сельскохозяйственных и промышленных колоний.
В 1934г был образован Наркомат внутренних дел (НКВД), в структуры которого передавалось главное управление лагерей и колонии – ГУЛАГ. В состав ГУЛАГа входили специализированные управления: промышленного и специального строительства, горно-металлургической промышленности, управление топливной промышленности и другие.
Таким образом, ОГПУ-НКВД, оставаясь карательно-силовыми органами, в то же время обретали функции хозяйственно-экономических ведомств.
Архипелаг ГУЛАГ простирал свои границы и в пределы Казахстана. По данным на начало 1939 г. на территории республики находилась 21 тюрьма с 13657 заключенным, а в колониях ГУЛАГА работало 7899 осужденных.
Карлаг. Одной из крупнейших структур ГУЛАГа являлся Карагандинский лагерь – на 1939 г. среди 42 лагерей НКВД он занимал 9 место по численности заключенных (35072 человек, около 3% всех лагерных узников страны).
Карлаг был создан в 1930 г. в границах Тельманского, Жанааркинского и Нуринского районов Карагандинской области и постепенно расширяясь, занял территорию в 1780 тыс. га. Управление лагеря находилось в селе Долинское.
По своему преимущественному «профилю» Карлаг считался сельскохозяйственным лагерем НКВД. В административном отношении вся его территория делилось на 19 отделений, запасной фонд и сельскохозяйственную, опытную станцию. Лагерь обслуживался двумя железнодорожными линиями: Караганда – Балхаш и Жарык – Джезказган. Контингент заключенных вначале был равен 37 тыс. человек. После войны в лагере было уже 45 тыс. заключенных. С ними рядом работали десятка тысяч спецпереселенцев и местных колхозников.
Лагерь АЛЖИР был создан из подразделений Карлага, который раскинулся на 110 тыс. га. Он был организован на территории Центрального Казахстана специальным решением СНК СССР. Немалую часть пространства его занимал совхоз-гигант, последним 26-м отделением которого был АЛЖИР («Акмолинский лагерь жен изменников Родины»). Введенный в действие в 1937 г., лагерь просуществовал до 1954 г., то есть 17 лет.
В АЛЖИР, в поселок Малиновка, ссылали членов семей крупных партийных и государственных деятелей. Карлаговская «точка» эта находилась в 35 км от Акмолинска и вмещала в себя от 8 до 12 тыс. узниц. Их привозили этапами со всех концов Союза – из Москвы, Ленинграда, Одессы, Баку, Киева, Тбилиси, с Дальнего Востока и Украины, из Грузии, Армении и других республик.
В результате репрессий пострадала, прежде всего, казахская творческая интеллигенция. Репрессиям подверглись Ж. Аймаутов, А. Ермеков, Досмухамедов, А. Букейханов и другие лидеры и члены партии «Алаш».
В 1937-1938 гг. террор принял массовый характер. В эти годы врагами народа были объявлены многие из тех, кто участвовал в установлении и упрочении Советской власти: А. Асылбеков, С. Мендышев, Т. Рыскулов, С. Садвокасов и др. Не стало среди творцов социализма и тех, кто с оружием в руках защищал завоевания революции – М. Масанчи, Т. Алиева, С. Джакупова и др. Были репрессированы и физически уничтожены основатели казахской литературы – С. Сейфуллин, Б. Майлин, М. Дулатов. Подверглись репрессиям основатель казахской лингвистики А. Байтурсынов, видный ученый-языковед профессор К. Жубанов, основатель казахской исторической школы С. Асфендиаров. Через гулаговские жернова прошли сто тысяч казахстанцев, более 27 тыс. были расстреляны.
Архитекторы и инженеры «Красной столицы» (Кызыл Орда, 1928 г.) были репрессированы в годы террора как организовавшие «заговор» - это - М. Тынышпаев, П. Буддаси, С. Голдгор, С. Баграков.
Под вторую волну репрессии попали видные государственные и общественные деятели, такие как С. Асфендияров, У. Джандосов, И. Джансугуров, А. Досов, И. Курамысов, Б. Майлин, Т. Рыскулов, Л. Мирзаян, С. Мендешев и др.
Поводом к третьей волне репрессии послужило постановление ЦК компартии Казахстана 1947 г. «О грубых политических ошибках в работе «Института языка и литературы АН Каз ССР». В национализме были обвинены: А.Жубанов, Б.Сулейменов, Е.Исмаилов, М.Ауэзов и др. Лженаучными были объявлены взгляды видного историка Казахстана А. Маргулана. Параллельно с «делом врачей» в Ленинграде в Казахстане было организовано «дело Е. Бекмаханова» (крупнейший историк, его работа «Казахстан в 20-40гг. 19в.» была объявлена как националистическая, идеологически вредная, в 1952г. осужден на 25 лет).
По данным академика М. Козыбаев, за годы советской власти было репрессировано 101 тыс., расстреляно 27 тыс. представителей казахской национальной интеллигенции. Из них реабилитировано всего лишь около 90 тыс. чел.
Таким образом, в условиях командно-административной системы пострадало очень много безвинных людей, на которых был навешен ярлык «враг народа». Их реабилитация началась только в 1957 г.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 3634;