Елизавета Петровна (1741-1761).
Арест Бирона, приход к власти непопулярных в стране среди гвардии брауншвейгцев, засилье немцев в управлении Российским государством расшатали власть, пробудили русское национальное самосознание. Общество вновь обратилось к эпохе Петра I, имя которого снова засияло в ореоле славы и величия. Вместе с этим с каждым днем росла популярность его дочери Елизаветы.
Ночью, одетая в гренадерскую форму, Елизавета предстала перед гренадерами Преображенского полка. Ее ждали. Елизавета обратилась к гренадерам: Хотите следовать за мной, готовы ли умереть со мной, если понадобится? Гренадеры дружно ответили: Рады положить души наши за Ваше величество и Отечество наше. Гренадеры без помех проникли в Зимний дворец. Брауншвейгская чета была застигнута врасплох. Вместе с младенцем — императором Иваном Антоновичем чету отправили в Петропавловскую крепость, куда заключили также Миниха и Остермана. Утром следующего дня выстроенные на площади перед дворцом полки столичного гарнизона и гвардия присягнули новой императрице. Тут же был объявлен Манифест о восшествии на отеческий престол Елизаветы Петровны.
Заняв престол, Елизавета объявила об отмене смертной казни в России. И действительно, в течение своего царствования она не подписала ни одного смертного приговора.
Свое царствование Елизавета Петровна начала с небольшого сокращения подушной подати. Вместе с тем крепостные крестьяне не были допущены к присяге новой императрице. За них присягу давали господа. Это четко указывало на внутриполитическую ориентацию нового правительства: крепостничество по-прежнему оставалось незыблемым. Елизавета Петровна лишь несколько ограничила применение крепостного труда в промышленности, т.к. его невыгодность все больше давала о себе знать. Было ограничено также право покупать крестьян к мануфактурам, сокращалось число приписных крестьян. Елизавета объявила о ликвидации Кабинета и учреждении императорского Совета. В его состав вошли ее ближайшие сторонники. Лидером стал соперник Остермана, опытный сановник Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, вернувшийся из ссылки незадолго перед переворотом. Засияли старые русские фамилии — Трубецкой, Нарышкин, Черкасский, Куракин. Высокие придворные звания получили Шуваловы и А. Г. Разумовский.
Сенат снова стал Правительствующим (главным после императрицы) органом власти в стране, он был пополнен русскими вельможами. Елизавета Петровна восстановила некоторые петровские коллегии и Главный магистрат. Террор в отношении русской знати и дворянства прекратился, но Тайная канцелярия продолжала действовать. Через ее застенки за время правления Елизаветы Петровны прошло око о 80 тыс. человек. Елизавета поощряла строительство новых кораблей на Балтике, восстановила количественный состав русской армии. Частично сократился правительственный аппарат, был усилен принцип единоначалия, восстановлен в прежнем объеме прокурорский надзор. Во времена Елизаветы Петровны дворянство обрело новые привилегии. Был сокращен срок государственной службы в армии, на флоте, в системе управления. Дворяне получили право ссылать провинившихся крестьян в Сибирь, причем эти люди засчитывались в качестве отданных государству рекрутов. Дворяне могли также продавать своих крепостных крестьян другим лицам для отдачи в рекруты.
Среди прочих дворянских привилегий и льгот появилась передача казенных заводов (в частности, уральских) дворянам. Была введена монополия дворян на винокурение, что давало им колоссальные барыши. Правительство сокращало казенные монополии, справедливо считая, что свобода и конкуренция частных предпринимателей и торговцев будут содействовать развитию экономики.
Современники и историки характеризовали время Елизаветы Петровны как спокойное, консервативное. Самодержавная власть в России оставалась незыблемой. Усилиями елизаветинских сподвижников были проведены назревшие реформы в области экономики. Отменили внутренние таможни, которые стояли непреодолимыми барьерами на пути торговли. Отныне можно было без каких бы то ни было платежей развозить товары по стране. Был ликвидирован внутренний аппарат таможен, где процветала коррупция. Новый таможенный протекционистский тариф защищал интересы отечественных промышленников.
К середине XVIII в. стабильное состояние государства, разумные реформы привели к подъему промышленности и торговли. Возникли десятки новых металлургических заводов, росло число суконных, парусно-полотняных, бумажных и текстильных мануфактур. Они строились не только в Петербурге и Москве, но и в Калуге, Воронеже, Ярославле, Серпухове, в городах Сибири. Села Иваново, Кинешма, Павлове обрели крупные производства и получили статус городов. На новых предприятиях применялся труд вольнонаемных рабочих, хотя в уральской металлургии, на заводах Демидовых по-прежнему преобладал подневольный труд.
Заметное место в создании заводов и мануфактур приобрел купеческий капитал. Шел процесс формирования национальной буржуазии.
Вольнонаемных рабочих не хватало, поэтому расширялось применение посессионных и приписных крестьян. Крепостнический труд оставался основой крупного производства. Это уникально для тогдашней Европы состояние экономики рано или поздно должно было завести Россию в тупик.
Активно развивалась внешняя торговля. Внутренняя торговля продвигалась вперед усилиями купцов и крестьянства. Пробивал себе дорогу принцип свободной конкуренции, который поддерживало правительство Елизаветы.
Жесткую, чисто петровскую политику проводила Ели-завета Петровна в области религии и национальных отношений. Лютеранские храмы были превращены в право-славные церкви, начались суровые репрессии против старообрядцев, бородачей вновь стали облагать налогом. Дважды Елизавета своими указами объявляла о высылке из империи евреев, не принявших христианства.
Одной из важнейших проблем для Елизаветы Петровны стал выбор преемника на троне. Сознавая, что эта проблема не раз становилась причиной серьезных потрясений для страны, императрица постаралась заранее подготовить наследника престола. Свой выбор она остано-вила на принце голштинском, племяннике, сыне ее сестры Анны Петровны — Карле Петре. Он был внуком и единственным продолжателем рода Петра I. Вызвав его в Россию и крестив по православному обряду, Елизавета Петровна надеялась подготовить достойного преемника в лице Петра Федоровича, как его стали именовать. В 1742 г. 14-летний Карл Петр прибыл в Россию.
Его приглашение в Россию стало роковой ошибкой императрицы. Наследник русского престола до конца своих дней считал Голштинию своей родиной, а лютеранство — родной религией. Россия была для него чужой страной.
Вторую серьезную ошибку совершила императрица, подобрав ранимому и впечатлительному Петру Федоровичу невесту. В 17 лет Елизавета Петровна женила его Софье Фредерике Августе, принцессе из захудалого немецкого Ангальт-Цербстского княжества. В России она приняла православие под именем Екатерины Алексеевны.
В Петербург приехала миниатюрная блондинка с голубыми глазами и железным характером. В свои 16 лет Екатерина Алексеевна была вполне сложившимся человеком. Она стремилась понравиться императрице, русской элите, гвардии и православному духовенству, стать в России своей. Екатерина упорно учила русский язык, постигала обычаи, истово молилась и соблюдала все религиозные предписания и ритуалы.
Первым испытанием для нового правительства в международной сфере стала война со Швецией. Швеция хотела вернуть уступленные России по Ништадтскому миру территории в Прибалтике. Елизавета Петровна действовала вполне в духе своего отца. Она двинула на север армию во главе с фельдмаршалом Ласси, которая нанесла шведским войскам ряд поражений в Финляндии. В 1743 г. Швеция запросила мира и отказалась от территориальных притязаний к России. Это был первый внешнеполитический успех новой правительницы. Другой пришел несколько позже в связи с участием России в большой европейской политической игре.
В середине 1750-х гг. на политической арене Европы заблистал государственный и военный талант прусского короля Фридриха II Великого. Он создал сильную армию и нацелился на захват близлежащих немецких княжеств, создание Великой Пруссии и овладение восточноевропейскими территориями.
Фридрих II захватил у Польши Силезию, напал на Саксонию, разгромил войско австрийцев и занял Дрезден и Лейпциг. Агрессивность Пруссии привела к появлению в Европе антипрусской коалиции Франции, Австрии и Швеции. Россия решила примкнуть к ней, полагая, что Пруссия угрожает ее интересам в Польше и Прибалтике, и взяла на себя основную тяжесть противоборства. Кровью русских солдат оплачивалась борьба с Пруссией за европейскую гегемонию.
В 1756 г. Россия вступила в Семилетнюю войну с Пруссией.
Русская армия под командованием фельдмаршала С. Ф.Апраксина двинулась в Восточную Пруссию. 19 августа при Гросс-Егерсдорфе пруссаки внезапно атаковали русские войска. Благодаря мужеству солдат и инициативе командиров атаки были отбиты. Сражение закончилось поражением прусских войск. Но Апраксин отступил из-за слухов о близкой кончине Елизаветы Петровны и вступлении на престол ее племянника Петра Федоровича, известного своими симпатиями к Фридриху. Но Елизавета Петровна выздоровела, а Апраксин был отдан под суд.
В 1758 г. был занят Кенигсберг. 1759 г. в битве у деревни Кунерсдорф армии Фридриха II было нанесено сокрушительное поражение. Русская армия 28 сентября 1760 г. заняла Берлин. Пруссия попала в безвыходное положение. Фридрих II был готов заключить мир на любых условиях. Но в ночь на 25 декабря 1761 г. Елизавета скончалась. Вступивший на трон Петр III, ярый поклонник Фридриха II, немедленно прекратил войну.
Семилетняя война укрепила международный авторитет России, возвысила воинскую славу русского солдата. В ходе этой войны засияли новые военные таланты.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 405;