Правление Анны Иоанновны (1730—1740).
Внутренняя и внешняя политика приемников Петра I.
1. Екатерина I.
Петр 1 не успел назначить себе преемника. Старая знать, мечтавшая вернуть прежние порядки, хотела посадить на престол малолетнего Петра, сына казненного за участие в заговоре против отца царевича Алексея Петровича. Но вельможи, выдвинувшиеся при Петре 1, выступали за передачу престола Екатерине, вдове императора. Спор о преемнике решили гвардейские полки. В дальнейшем они постоянно участвовали в дворцовых переворотах, оказывая поддержку тому или иному кандидату. Время с 1725 по 1762 г. В.О.Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов.
Меньшиков и другие представители новой знати, опираясь на гвардейские полки, возвели на престол Екатерину 1. Так в 1725 г. бывшая прачка стала государыней могущественной Российской империи. Вместе с ней к власти пришли сподвижники Петра I во главе с любимцем Екатерины Меншиковым. К этому времени в его руках была сосредоточена огромная власть.
Для поддержки императрицы был образован новый высший орган управления страной — Верховный тайный совет, куда вошли семь соратников покойного царя во главе с Меншиковым. Без одобрения Совета не мог быть принят ни один указ, ему подчинялись коллегии. Меншикову и другим верховникам, как их стали называть в правящих кругах, пришлось столкнуться с тяжелейшими проблемами. Формально преобразования Петра I продолжались.
Была сокращена подушная подать, наложен запрет на использование армейских частей для получения недоимок по налогам, дворянам была облегчена служба, обсуждался вопрос о сокращении расходов на армию и флот. Во внешней политике на смену взвешенным решениям Петра пришли непродуманные действия, наносившие России вред. Правительство Екатерины поставило страну на грань войны с Данией ради интересов Голштинского герцогства, куда была выдана замуж дочь императрицы Анна Петровна. Из-за личных амбиций Меншикова Россия вмешалась в конфликт по поводу Курляндии. Неосторожная политика на юге чуть не привела к войне с Турцией.
Петр II.
В 1727г. Екатерина I умерла, назвав своим преемником единственного оставшегося в живых по мужской линии Романова, 11-летнего Петра Алексеевича, который взошел на престол под именем Петра П. До совершеннолетия он должен был находиться под контролем коллективного регента — Верховного тайного совета.
В первые месяцы правления царя-мальчика влияние Меншикова достигло пика. Он стал фактически единоличным регентом, перевез царя в свой дворец, обручил свою дочь с Петром II, ее имя стали упоминать в церквах наряду с именами царственных особ. Меншиков получил звания генералиссимуса и полного адмирала. Он попытался обезопасить себя от ставших его противниками членов Верховного тайного совета и других влиятельных лиц. В ссылку были отправлены П. А. Толстой и командир Семеновского полка И. Бутурлин, с помощью которого и ночь смерти Петра I была решена судьба трона.
Сильное влияние на Петра II оказывал его друг — юный князь Иван Долгорукий. К 13—14 годам Петр II был рослым красавцем, про которого говорили, что он обладал жестоким сердцем, посредственным умом и огромным властолюбием. Подлинной страстью Петра стала охота, на которой он порой пропадал по три-четыре месяца кряду. Долгорукие и Остерман умело пользовались этими отсутствиями, желая вести царя из-под влияния Меншикова.
Петр II вскоре объявил, что больше не нуждается в помощниках и будет сам руководить страной. Он переехал из Петр II дома Меншикова в Петергоф, объявил о своем намерении жениться на сестре Ивана Долгорукого Екатерине.
Все чаще преобразования Петра I подвергались осмеянию. Старомосковская знать все теснее сплачивалась вокруг юного царя.
Здание, которое так долго строил Меншиков, разлетелось как карточный домик. Падение светлейшего князя было стремительным. Его лишили чинов и званий, российских и иностранных орденов, в том числе и за
Полтавскую победу, имущество конфисковали. Приговор был суров — ссылка вместе с семьей в Сибирь, в село Березово. В пути умерла его жена, затем дочьМария. Вскоре умер от туберкулеза и он сам.
Россия все дальше уходила от свершений и планов Петра I. Петр II объявил о прекращении кораблестроения на Балтике: Когда нужда потребует употребить корабли, я пойду в море, но я не намерен гулять по нему, как дедушка. При новом правительстве, возглавляемом Долгорукими и Остерманом, были предприняты шаги по оздоровлению подорванной экономики: отменены некоторые монополии, в том числе на продажу соли. Россия стремилась не втягиваться в военные конфликты. Мир способствовал возрождению народного хозяйства. В 1730 г. в Москве полным ходом шли приготовления к свадьбе царя. Однако за несколько дней до свадьбы 14-летний император простудился и вскоре скончался.
Верховники берут власть. Поскольку прямого наследника по мужской линии не оставалось, речь пошла о наследовании по женской линии. Дочери Петра I Анна (а значит, и ее сын Петр) и Елизавета сразу же были отклонены: по мнению знати, их мать, императрица Екатерина I, была подлого происхождения. Русская родовитая аристократия не простила Петру I его выбора, теперь она диктовала стране свою волю.
Верховники остановили свой выбор на 37-летней вдовствующей герцогине курляндской Анне Иоанновне, дочери умершего в 1698 г. соправителя Петра — Ивана Алексеевича, которая полностью зависела от политической и материальной поддержки России.
Верховники приступили к выработке кондиций (условий) приглашения на российский престол Анны Иоанновны. Они требовали, чтобы правительница не вступала в супружество и не назначала себе преемника. Это означало бы, что в России прекращает свое существование наследственная монархия. Правительница не должна была в ключевых вопросах принимать решения без согласия Верховного тайного совета. Самодержавная власть, таким образом, ограничивалась. Императрица не имела права объявлять войну и заключать мир, отягощать подданных новыми налогами, представлять к воинским званиям выше звания полковника. Гвардия и другие армейские части переходили в ведение Верховного тайного совета. Без суда правительница не смела отнимать у дворян имения и имущество и по своей воле предоставлять им вотчины и земли, населенные крестьянами. Анну Иоанновну обязывали не возвышать в придворные чины дворян без ведома Совета. Кроме того, верховники желали поставить бюджет страны под свой контроль. Кондиции заканчивала фраза: А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
Анна Иоанновна подписала кондиции и стала собираться в Москву. Проект верховников взбудоражил все дворянское сословие. Верховники растерялись, пытались лавировать, чтобы сохранить захваченную ими власть.
Обо всем этом Анна Иоанновна имела полную информацию. При подъезде к Москве она остановилась на несколько дней в одном из сел, где депутация от Преображенского полка и кавалергардов бурно приветствовала ее и потребовала восстановления самодержавия.
Анна Иоанновна потребовала принести кондиции и на глазах зала разорвала их. Так закончилась попытка ограничить самодержавие в России.
Правление Анны Иоанновны (1730—1740).
Анна Иоанновна окружила себя преданными и близкими ей людьми. Из Курляндии был вызван ее фаворит – обер-камергер Эрнст Иоганн Бирон. С тех пор он постоянно находился рядом с царицей и направлял ее действия. Человек представительный и образованный, Бирон предпочитал оставаться в тени, но держал в руках все нити управления ьстраной. Коренные интересы России Бирону были чужды.
Под стать ему оказались глава правительства А. И. Остерман и глава армии — фельдмаршал Б. X. Миних. Выходцев из немецких земель поставили во главе гвардейских полков.
Анна Иоанновна уничтожила Верховный тайный совет. Вместо него появился Кабинет в составе трех человек. Ведущая роль в нем принадлежала А. И. Остерману. Была воссоздана и Тайная канцелярия, (орган политического сыска).
Для упрочения своего положения Анна Иоанновна провела ряд мероприятий. Срок службы дворян был установлен в 25 лет. Был отменен закон о единонаследии, теперь имения можно было дробить между сыновьями; поместья были окончательно уравнены с вотчинами и должны были именоваться имение — вотчина. Был создан Кадетский корпус, откуда дворянские дети выходили сразу офицера-ми и не должны были, как при Петре, тянуть солдатскую лямку. Все это примирило дворянское сословие с властью. Новое правительство пошло навстречу промышленникам: старые порядки обеспечения предприятий крепостным трудом подтверждались. Более того, предпринимателям разрешалось покупать крестьян и без земли. Сфера крепостного труда в экономике расширилась.
Времена Анны Иоанновны иногда называют бироновщиной. Однако нельзя связывать бироновщину только с засильем лиц немецкого происхождения. Скорее, это был клан, члены которого были преданы царице, но в основе той преданности находились, как правило, материальные интересы — получаемые ключевые посты обеспечивали высокие доходы, возможность обогащаться за счет взяток и расхищения государственной казны. В понятие «бироновщина» входит создание в России сильного политического сыска, мощной репрессивной организации.
Со второй половины 1730-х гг. Анна Иоанновна все меньше занималась государственными делами. Тяга императрицы к развлечениям и роскоши расцвела пышным цветом. Балы, маскарады, торжественные обеды и ужины, сопровождаемые иллюминациями и фейерверками, сменяли друг друга.
В середине 1730-х гг., стремясь удовлетворить амбиции Анны Иоанновны, ее фаворита и ближайшего окружения, Россия ввязалась в войны с Польшей и Турцией, которые еще больше подорвали финансовое положение страны. Борьба немцев против немцев. На рубеже 1730—1740-х гг.
Россия находилась в состоянии глубокого экономического, политического и морального кризиса. Финансы страны не выдерживали расточительства двора и малорезультативных войн. Ситуацию обостряла обстановка страха, доносов и репрессий. Немецкое засилье в правящих кругах ощущалось все явственней, что возмущало значительную часть русской знати. Гвардейские офицеры отказывались подчиняться иностранным командирам.
В связи с тяжелым заболеванием Анны Иоанновны встал вопрос о наследовании престола. Потомства у императрицы не было, и пришлось вновь выбирать наследников на стороне. Анна Иоанновна остановилась на Иване Антоновиче — двухмесячном сыне своей племянницы Анны Леопольдовны, вышедшей замуж за герцога брауншвейгского Антона Ульриха. Чета уже долгое время жила в России на попечении Анны Иоанновны.
Таким образом, Анна Иоанновна передавала престол своим ближайшим родственникам по линии царя Ивана, обходя наследников по петровской линии — его дочь Елизавету и 12-летнего сына Анны Петровны, который носил имя своего деда — Петр.
Бирон стремился стать регентом при грудном младенце, который, по завещанию Анны Иоанновны, мог стать полноправным правителем лишь с 17-ти лет.
Определившись с наследником, больная Анна Иоанновна никак не могла назначить регента. Бирон и близкие к нему люди настаивали на кандидатуре фаворита. Императрица колебалась и, только когда врач объявил ей, что ее часы сочтены, вписала в завещание имя Бирона.
Так к власти в России пришел иностранец, не связанный ни с царствующей династией, ни с Россией. Против Бирона объединились все. Его регентство продолжалось лишь три недели. Бирон был арестован и отправлен в Шлиссельбургскую крепость. Анна Леопольдовна объявила себя правительницей. Бироновщина в России кончилась, но господство немцев лишь укрепилось.
В конце ноября 1741 г. произошел очередной дворцовый переворот, приведший к власти младшую дочь Петра I — Елизавету.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 502;