Общее и специальное развитие психофизического аппарата актера посредством особого набора упражнений (тренаж, тренинг, стретчинг)

Основные сферы технологического процесса создания произведения театрального искусства

 

Введение единого технологического подхода, как следствие предполагает выпуск однотипных сценических произведений. Это противоречит основным условиям творчества в сфере искусства. Поэтому при изготовлении одного спектакля или серии различных имеет смысл говорить о едином технологическом процессе. Цель данного процесса, его структура и функциональные различия элементов работают на создание уникального продукта, единственного в своем роде спектакля. При переходе из состояния выпуска одного сценического произведения к другому театральный коллектив должен изменить многие технологические приемы и осуществлять новый спектакль новыми методами и средствами. Подобная смена технологии в реальной театральной практике встречается редко, но современные исследователи подводят к мысли о необходимости ее применения.

Современное искусствознание выделяет наиболее общие сферы применения театральных технологий: актерское мастерство, режиссуру и театральную педагогику. Рассмотрим некоторые наиболее заметные технологии.

Список рекомендуемой литературы

1. Аристотель. Поэтика // Соч. в4т.-М., 1983. Т.4.

2. Дидро Д. Парадокс об актере.- М.-Л., 1938.

3. Пави П. Словарь театра.- М., 1991.

4. Станиславский КС. Работа актера над собой.- М., 1957.

5. Ершов П.М. Технология актерского мастерства.- М., 1992.

6. Ремез О.Я. Введение в режиссуру-М., 1987.

7. Гребенкин А.В. Возвращение к игре // Материалы семинара-практикума объединенной лаборатории педагогики и психологии творчества РАТИ «Актерские технологии».- М., 2000.

8. Захаров М.А. Контакты на разных уровнях- М., 2000.

 

Технологии в сфере актерского мастерства

Общее и специальное развитие психофизического аппарата актера посредством особого набора упражнений (тренаж, тренинг, стретчинг)

Специфика существования театрального коллектива состоит в систематическом выпуске разноплановых спектаклей. Это обстоятельство заставляет исполнителей находиться в состоянии постоянной готовности к активной работе. Подобное возможно только при максимальной нагрузке в сфере сценической практики, что в условиях любого творческого коллектива для всех исполнителей не представляется возможным. Данную проблему способен решить комплекс специальных упражнений, предназначенный для систематических занятий.

У истоков современного тренинга стояли практические рекомендации К.С. Станиславского. Сейчас это явление представляет собой обширную совокупность различных технологических подходов к проблеме развития психофизического аппарата актера, в которой выделяют три основные функции: а) подготовка актеров к выступлению; б) развитие знаний, умений и навыков начинающих артистов; в) улучшение здоровья занимающихся.

Согласно цели занятий тренинги подразделяются на развивающие, тематические и индивидуальные. Если первые призваны улучшать какое-либо качество у группы актеров, то вторые отвечают за их подготовку к определенному спектаклю, где тема тренинга близка теме спектакля. Современная театральная педагогика широко применяет практику составления индивидуального комплекса упражнений. Этот метод выглядит наиболее действенным, поскольку учитывает индивидуальные особенности конкретной личности.

Все виды развивающих тренингов имеют в своем составе приблизительно равное соотношение упражнений, нацеленных на улучшение определенных качеств актера. Усиление одного или нескольких направлений превращает развивающий тренинг в специальный, предназначенный для сугубо специфических целей. Обычная структура развивающего тренажа выглядит таким образом:

• упражнения на внимание;

• развитие воображения и фантазии;

• расширение восприятия;

• дыхание и голосоведение;

• мышечная свобода;

• работа в предлагаемых обстоятельствах;

• воспитание живого сценического общения и т.д. Укажем наиболее заметные из перечисленных направлений.

Развитие внимания.Для успешного овладения навыками фиксации внимания на определенном предмете, смены объекта внимания в границах известных «кругов», широко применяются популярные медитативные техники или их адаптация к использованию в учебном процессе.

От фантазии к вчувствованию. Фантазия есть способность человека к моделированию в сознании реальности с существующими и несуществующими предметами и свойствами. В процессе становления личности она играет важную роль. Миф, религия, сказка стоят у колыбели каждого человека и активизируют его мозговую деятельность путем введения новых причинно-следственных связей в осознаваемую реальность. Актер, специфика деятельности которого состоит в существовании по законам художественной действительности в воображаемом мире спектакля, не может обойтись без фантазии.

Отметим несколько блоков упражнений данного направления:

• развитие индуктивной формы воображения (объект – свойство);

• развитие дедуктивной формы воображения (свойство – объект);

• метод изменения пространственных характеристик объекта в сознании;

• метод изменения признака или сущностных особенностей предмета.

• метод вчувствования в объект состоит в привлечении в себя его признаков и перенесении собственных качеств в изучаемый объект.

Дыхание и голосоведение. Дыхание есть основа жизнедеятельности. Форма жизни и форма дыхания часто взаимосвязаны. Актер обязан уметь работать в разных режимах дыхания, различные медитативные техники максимально используют способность человека к многообразным типам дыхания и дают возможность их применения в сценических условиях. В области современных методик голосоведения выделяют известные методики К. Линклэйтер и С. Берри, а также методика «фасцинативного голосоведения» Ю.М. Поздняковой.

Мышечная свобода - базовое условие готовности актера к внутреннему перевоплощению. Она достигается введением физических упражнений к указанным выше разделам тренинга.

Современные школы часто включают в это направление комплекс приемов из арсенала АРТ-тренинга М.А. Чехова.

Воспитание точности целенаправленного сценического действия актера достигается путем строгого соблюдения условий, описанных в оригинальной технологической разработке П.М. Ершова, касающихся вопросов актерского мастерства и режиссуры: природа и логика действия; логика и техника бессловесных элементов действия; лепка фразы в логике словесного действия; перевоплощение, переживание и логика действия; логика действия, борьба и сюжет.

Творческий процесс работы с предлагаемыми обстоятельствами. У современных театральных школ сложилось отношение к предлагаемым обстоятельствам как к основному принципу и кардинальным условиям существования актера в виртуальной реальности сценического произведения. Но единое мнение по данному вопросу пока еще не выработано. Наиболее оптимальной представляется модель нахождения актера в двух кругах предлагаемых обстоятельств:

• малый круг есть условие жизни образа;

• большой круг охватывает сферу обитания персонажа с ее пространственно-временными особенностями. Сюда возможно включить также и наиболее общие факторы, определяющие среду (в том числе и атмосферу) художественного произведения.

Внутренняя техника перевоплощения актера основана на органическом существовании в двух кругах предлагаемых обстоятельств и непосредственно связана с работой его сознания и подсознания. Необходимость задействовать обе сферы во взаимосвязи отмечал еще К.С. Станиславский. Современных исследований по проблемам искусства перевоплощения мало, но все они достаточно разноречивы.

В современном отечественном театре сохранились и продолжают продуктивно развиваться три взгляда на процесс перевоплощения:

• рационалистический (В. Мейерхольд, С. Михоэлс, П. Ершов, М. Захаров);

• иррационалистический (М. Чехов, А. Васильев, Р. Виктюк);

• синтетический (К. Станиславский, Е. Вахтангов, О. Ефремов).

Принимая во внимание все три тенденции, представляем механизм перевоплощения следующим. Актер в процессе репетиции из области сознания перемещает информацию об образе в подсознание. Когда все то, что должно находиться в подсознании образа (например: восприятие образом среды - ощущение холода, жары; качества образа - заикание, хромота и т.д.), перешло в подсознание актера, а его сознание полностью уяснило цель и логику поведения образа, то процесс перевоплощения возможно считать завершенным. В этой связи необходимо напомнить об обязательном наличии «контролера» в процессе сценического мышления актера. Данная часть его сознания берет на себя функции сохранения личностных качеств исполнителя и контролирует творческий процесс сценического действия.

Если становлением внешней техники перевоплощения (костюм, грим, пластика, характерность речи и т.д.) театральное искусство занимается со времен античности, то проблему развития внутренней техники в начале нашего века поднял К.С. Станиславский.

Современные театральные технологии значительно расширили эту тенденцию. В настоящее время можно выделить шесть основных направлений применения в тренинге различных психотехник, предназначенных для улучшения внутренней техники актерского мастерства:

• развивающие упражнения из различных направлений индийской йоги;

• техника оздоровительной гимнастики на основе даосско-буддистской системы Цигун;

• развитие внутренней техники исполнения путем применения методов аутогенной тренировки;

• методики гештальт-терапии В. Келлера, А. Геф-лераи др.;

• методика «психодрамы» известного современного драматурга, писателя и театрального педагога Л. Петрушевской;

• стретчинг петербургского театрального педагога А. Константиновой (современная модификация взрослого тренинга для детей младшего и среднего школьного возраста, где представлен синтез элементов актерского мастерства и хореографии). Изложенное выше свидетельствует о том, что тренинг есть определенный прием современной театральной педагогики, повышающий эффективность развития психофизического аппарата актера и качественно улучшающий процесс сценического действия.

Список рекомендуемой литературы

1. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского.-М., 1994.

2. ЛинклэйтерК. Освобождение голоса-М., 1993.

3. Берри С. Голос и актер.-М., 1996.

4. ЧеховМ,А. Литературное наследие-М., 1986.

5. Чехов М.А. Об искусстве актера.- М., 1999.

6. Мантек Чиа, Хуан Ли. Внутренняя структура тайцзы: тайцзы-цигун-М.-София, 1998.

7. Томас К. Переживание образов. Высшая ступень аутогенной тренировки. -М., 1994.

8. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю. Баскакова. 2-е изд.- М., 1997.

9. Константинова А.И. Стретчинг.- СПб, 1993








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 537;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.