Процесс законотворчества
Процесс законотворчества (законодательный процесс) – деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и иных субъектов по принятию законов.
Стадии законотворческого процесса:
1) планирование законотворческого процесса;
2) законодательная инициатива;
3) подготовка проекта закона;
4) принятие закона;
5) включение закона в Национальный реестр правовых актов;
6) опубликование закона.
Планирование законодательного процесса включает в себя разработку государственных программ и ежегодных планов подготовки проектов законов. Это основа законодательного процесса. Планы и программы утверждаются Президентом и содержат названия и виды законов, а также государственные органы, ответственные за их подготовку, сроки подготовки.
Правом законодательной инициативы обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.
Правом законодательной инициативы по вопросу изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь обладают Президент и граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 150 тысяч человек.
Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств (доходов), создание либо увеличение расходов, могут вноситься в Парламент лишь с согласия Президента либо, по его поручению, Правительства.
Законопроект о делегировании президенту законодательных полномочий предлагается только Президентом.
Право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей путем внесения проекта закона.
Стадия подготовки проекта закона, по общему правилу, предшествует стадии законодательной инициативы и может предшествовать либо протекать параллельно со стадией планирования.
При подготовке законопроекта составляется план работы, где предусматриваются:
- этапы подготовки проекта с указанием сроков их выполнения;
- определение состава временной комиссии или рабочей группы по подготовке проекта;
- изучение материалов, необходимых для подготовки проекта;
- определение концепции, вида и структуры проекта;
- подготовка текста проекта;
- подготовка перечней актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению;
- направление проекта на согласование заинтересованных государственных органов;
- доработка проекта с учетом полученных замечаний и предложений;
- экспертиза проекта;
- внесение проекта закона в компетентный орган для передачи в Парламент.
Проект закона подлежит обязательной юридической экспертизе в Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.
Проект закона в порядке законодательной инициативы направляется для принятия в Парламент на имя Председателя Палаты представителей, регистрируется и хранится в Секретариате нижней палаты.
Для предварительного рассмотрения и заключения по законопроекту определяется головная комиссия, которая направляет его в постоянные комиссии и структурные подразделения Секретариата для замечаний и предложений. По завершении работы головная комиссия направляет свое заключение и законопроект в Совет Палаты представителей для рассмотрения вопроса о включении его в повестку дня сессии.
Рассмотрение проектов в Палате представителей осуществляется, как правило, в двух чтениях.
При первом чтении:
- заслушивается доклад субъекта законодательной инициативы, внесшего проект и содоклад головной комиссии;
- обсуждается концепция, направленность и структура законопроекта, основные институты и целесообразность его принятия;
- при наличии альтернативных проектов выбирается проект, который ляжет в основу при рассмотрении во втором чтении.
По результатам обсуждения нижняя палата голосованием (простым большинством) принимает либо отклоняет проект, о чем издается постановление.
После первого чтения законопроект передается на доработку в ту же или иную комиссию и может быть вынесен на народное обсуждение (между первым и вторым чтением).
Во втором чтении:
- выступает председатель головной комиссии с докладом;
- принимается наименование будущего закона;
- законопроект обсуждается постатейно, по главам, по разделам или в целом;
- каждая статья, глава, раздел или проект в целом ставятся на голосование;
- в случае раздельного голосования проект в последующем ставится на голосование в целом.
В результате голосования (простым или квалифицированным большинством) палата принимает решение о принятии проекта закона, либо о его отклонении, либо о направлении его на доработку.
При отклонении рассмотрение данного законопроекта возможно после повторного его внесения в Парламент в порядке законодательной инициативы. Такой проект рассматривается как новый.
Принятый текст проекта передается в течение 5 дней направляется на рассмотрение в Совет Республики, где должен быть одобрен или отклонен в 20-дневный срок. Решение принимается простым или квалифицированным большинством голосов в форме постановления. Верхняя палата не может вносить изменения и дополнения в текст проекта. Если законопроект не был рассмотрен в названный срок, он считается одобренным.
По решению Президента или по его поручению Правительства законопроект может быть признан срочным. Это влечет необходимость его рассмотрения в течение 10 дней в каждой палате.
Законопроект становится законом после его принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики.
В случае отклонения верхней палатой проекта палаты могут создать согласительную комиссию. Если последняя не может выработать единый текст, Президент вправе потребовать, чтобы палата представителей приняла окончательное решение квалифицированным большинством голосов.
Принятый закон направляется в течение 10 дней на подпись Президенту. Если Президента не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель закон считается подписанным. Вместе с тем закон не считается подписанным и не ступает в силу, если он не мог быть возвращен В Парламент в связи с окончанием сессии («карманное вето»).
При несогласии с законом Глава государства возвращает его в Палату представителей со своими возражениями (отлагательное вето), которые должны быть рассмотрены в течение 30 дней. Парламент может преодолеть вето Президента, проголосовав за закон без учета возражений Главы государства 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Парламента. Такой закон подписывается Президентом в 5-дневный срок и вступает в силу даже, если он не подписан.
В Республике Беларусь допускается вступление закона в силу с изъятиями положений, на которые Президент наложил вето.
Дата принятия закона – дата подписания Президентом либо последний день срока, когда закон должен быть подписан им или возвращен в Парламент.
Включение закона в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА – это система учета правовых актов Республики Беларусь, составляющих законодательство Республики Беларусь; неточно, весь массив правовых актов) происходит путем направления в НЦПИ действующей копии оригинала закона в течение 3-х дней после принятия.
Стадия официального опубликования закона осуществляется параллельно с включением закона В НРПА, поскольку законы должны опубликовываться немедленно.
Под официальным опубликованием закона понимается доведение его до всеобщего сведения путем воспроизведения текста закона в следующих официальных изданиях (официальных источниках опубликования):
- Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
- газета «Звязда» (на белорусском языке);
- газета «Народная газета» (на русском языке);
- Ведомости Национального собрания (Верховного Совета), если закон опубликован (до 01.01.2001г.);
- Свод законов (с 01.01.2008г.);
- электронная версия Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.
Закон вступает в силу через 10 дней с момента (дня) официального опубликования, если иной срок не установлен в самом законе.
ТЕМА 16.
ТИПОЛОГИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
1. Античные концепции типологии
2. Историко-формальный подход Гегеля
3. Историко-формационный подход Марксизма
4. Цивилизационный подход типологии
5. Либертарно-юридическая концепция типологии права В.С. Нерсесянца
16.1. Античные концепции типологии
Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили различные формы государства и права на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм они относили те из них, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным – те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей.
Опираясь на такой подход, Платон выделял три правильные формы: царскую власть (законную монархию, т.е. правление одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и демократию (власть народа на основе законов); и три неправильные формы: тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (власть демоса не на основе законов). С тех же позиций Аристотель считал тремя правильными формами царскую власть, аристократию и политию (правление большинства на основе законов); а тремя неправильными – тиранию, олигархию и демократию (правление демоса не на основе закона).
Данный подход к типологизации права и государства, основанный на критерии законности и противопоставления законного проявления беззаконию, широко использовался в последующей политико-правовой масли и сохранил свое значение до настоящего времени.
16.2. Историко-формальный подход Гегеля
Гегелевская типология государства строится на основе его учения о развитии и смысле во всемирной истории различных общественно-духовных формаций (царств), представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы, которым соответствуют определенные типы государств: теократия, демократия, аристократия, конституционная монархия.
С позиций всемирно исторического процесса развития права и государства Гегель выделял 4 формы существования миропорядка: 1) восточное; 2) греческое; 3) римское; 4) германское. Эти царства представляют собой объективные исторические формации, формообразования мира. Со сменой этих царств происходит смена существующих типов государства и права. Восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя), греческому и римскому царствам – демократия или аристократия (свобода некоторых, т.е. части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой. Восток, по мнению Гегеля, знал и знает только то, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны.
16.3. Историко-формационный подход Марксизма
Критерием типологии права и государства, позволяющим выявить и закономерные связи этих явлений как во времени, так и среди существующих государств и их правовых систем, согласно Марксу и Энгельсу является понятие «общественно-экономической формации». Под последней подразумевается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Экономические отношения, будучи основой и источником развития общества, позволяют увидеть единообразие, сходство разных стран в отдельные исторические периоды.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется по объективным причинам путем ниспровержения устаревших и установления новых, соответствующих достигнутому уровню развития производительных сил. Последовательная смена четырех классовых общественно-экономических формаций объективно определяет логику развития государства и права и основные этапы этого развития.
Рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической общественно-экономическим формациям соответствует конкретный исторический тип государства и права. Под историческим типом права следует понимать совокупность существенных признаков, свойств, связей, которые выражают его классовую сущность в рамках определенной общественно-экономической формации.
Исторически первым типом государства и права были рабовладельческие государство и право, возникшие на развалинах общинно-родового строя. Рабовладельческое государство было орудием рабовладельцев, выполнявших функции защиты их собственности, захвата чужых земель и обращения населения завоеванных земель в рабство. Рабовладельческое право выражало волю рабовладельцев, по преимуществу было недостаточно развитым и весьма жестоким по отношению к правонарушителям.
Феодальное государство и право пришли на смену рабовладельческому. У отдельных народов этот тип государства и права сменил публичную власть общинно-родового строя. Феодальное государство выступало мощным средством защиты сословных привилегий феодалов, их права собственности на землю, на владение крепостными крестьянами и присвоение большей части произведенных ими материальных благ. Феодальное государство постоянно вело войны с целью захвата чужых территорий либо обороны своей. Феодальное право закрепляло и проводило в жизнь волю феодалов, освящало их сословные привилегии, власть над крепостными крестьянами. Оно было недостаточно развитым и закрепляло жестокие, изуверские меры наказания преступников.
В ходе буржуазных революций в XVI-XIX вв. феодальный тип государства и права заменяется на буржуазный, основанный на частной собственности на средства производства и формальном равноправии всех граждан. Буржуазное государство продолжало такие функции феодального государства, как захват чужих территорий, удержание в повиновении эксплуатируемых. Вместе с тем оно существенно ограничивало власть монарха либо вовсе его свергала, образовав республиканскую форму правления. Полицейский режим заменялся на демократический, значительно расширился круг политических прав трудящихся их возможность участвовать в формировании государственного аппарата.
Буржуазное право, будучи выразителем воли буржуазии, закрепляет выгодные ей порядки. В современных условиях буржуазное государство предоставляет максимум прав и свобод всем социальным классам.
Социалистическое государство и право приходят на смену буржуазному и основываются на общественной собственности на средства производства при плановом распределении государством благ, влечет к ликвидации класса эксплуататоров и эксплуатации человека человеком, предоставляет широкие социально-экономические права трудящимся, политическую власть рабочему классу и всем трудящимся при авангардной роли коммунистической партии.
Наиболее прогрессивной формой жизнедеятельности людей, согласно марксизму, является коммунистическое общество, существующее без государства и права. Это безгосударственный, бесклассовый, бесправовой социальный организм, саморегулирующийся на основе высокого коммунистического сознания и морали.
Переход от одного исторического типа государства и права к другому совершается в ходе социальных революций, представляющих необходимый и закономерный этап в развитии общества. Объективной основой социальной революции выступает требующий разрешения конфликт между уровнем развития производительных сил общества и несоответствующими ему, устаревшими производственными отношениями. Конфликт разрешается в ходе социальной революции и влечет за собой перестройку всей системы общественных отношений.
16.4. Цивилизационный подход типологии
Цивилизационный подход возник на основе культурологических исследований Шпенглера, Тойнби и Н.Я. Данилевского. Они отрицали единство общечеловеческой культуры (цивилизации). Каждая цивилизация отличается своей спецификой, имеет свои социальные и политические ценности, воззрения и устремления, свои государственно-правовые формы. Учитывая сходство и аналогии в развитии этих автономных цивилизаций, говорится о некоторых эмпирических законах повторяемости в процессе развития этих цивилизаций. Данные учения специально не исследуют проблемы государства и права, на основе чего можно строить теоретически значимую типологию. Вместе с тем некоторые ученые предлагают выделять право западной цивилизации и право восточной цивилизации.
16.5. Либертарно-юридическая концепция типологии права
В.С. Нерсесянца
Согласно данной концепции типы права и государства – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.
В государствах древнего мира индивид является свободным человеком и вместе с тем субъектом государства и права по этническому критерию. Так, афинскими гражданами и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских родов, а членами римской гражданской общины, римскими гражданами и субъектами римского права – лишь исконные римляне. По своему типу государство и право древности было этническим. Этот исходный тип государства и права выступает в качестве необходимой формы признания и закрепления людей на свободных и несвободных по этническому основанию. При этом отличие свободных от несвободных получает свое выражение в том, что свободные – это субъекты права, а несвободные (рабы) – соответственно объекты (статус).
Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. Прогресс свободы здесь состоит в том, что этнический критерий свободы уступает место сословному. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет. В этом смысле все свободны, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий независимо от национальности. Свобода носит характер сословных ограничений и привилегий.
При таком типе права каждый является субъектом права именно в качестве члена определенного сословия. Внутрисословное равенство сочетается с межсословным неравенством.
С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новое время приходит индивидуалистический тип государства и права. Человек является субъектом права как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия. Такая индивидуализация людей происходит в результате обособления сфер частной (частно-правовой) и политической (публично-правовой) жизни.
Современным (исторически последним) типом государства и права называется гуманитарно-правовой тип, поскольку каждый человек именно как человек является и официально признается государством и законом субъектом прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего позитивного права. В рамках данного типа государства и права продолжают сохраняться различия между правами человека и правами гражданина, государственно-правовые различия между гражданином и негражданином. Права граждан представляют собой государственно-правовые привилегии, которые можно охарактеризовать как остатки предшествующих типов права и государства.
Подобные привилегии обусловлены характером каждого государства и права как определенного способа и формы жизни людей именно данной конкретной совокупности свободных людей, чья принадлежность к исторически определенному сообществу (этническому, сословному, политическому, государственно-правовому) определяет и квалифицирует их в качестве субъектов права.
Отмеченные типы права и государства представляют собой исторически сменявшиеся друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы с древности до современности.
ТЕМА 17.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
1. Понятие реализации норм права
2. Применение права как форма реализации
3. Пробелы и коллизии в праве. Способы их преодоления
4. Правоприменительный акт
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 276;