Методика первоначального обучения письму

1. Определение понятия «письмо»Письмо – это сложное речевое действие, форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания букв, соответствующих элементам устной речи. Письмо - процесс перекодирования смысловых единиц нашей речи в условные знаки или их комплексы, которые могут быть написаны или напечатаны.Процесс письма: осмысление звучащего слова → слого-звуковой анализ слова → дифференцировка выделенных в слове звуков, установление их последовательности → перекодирование звуковой формы слова в графическую (соотнесение звуков /фонем/ с буквами /графемами/ → непосредственное воспроизведение на бумаге графического комплекса. 2. Особенности графического навыка. Этапы формирования навыка письма

Обучение письму — это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.

Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма.

Этапы формирования навыка письма1)ориентировочный этап (ребенок дошкольного возраста приучается обращаться с бумагой, ручкой, развиваются движения руки, зрительный анализ, осознание письменной деятельности как средства общения),2)аналитический (вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания; приходится добукварный и букварный периоды школьного обучения, на которых происходит развитие моторики при написании элементов букв и их соединений и осуществляется связь звука и буквы),3)аналитико-синтетический этап (послебукварный период, который включает в себя переход к соединению букв в слове, преобладает процесс синтеза),4)синтетический (соединение отдельных элементов в целостное действие),5)автоматизация (образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементно сознательной регуляции и контроля). 3.Психофизиологические особенности осуществления процесса письма

Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».

Письменная речь усваивается сознательно, необходимо созревание мозговых структур и подготовленность психических функций и процессов, участвующих в письме.

Графические навыки письма относятся к сенсомоторным (слуховое восприятие, зрительное восприятие, пространственное отношение и представление, развитая психомоторика). Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. Они формируются совместно с чтением, орфографией, развитием речи.

В процессе письма в работу вовлекаются кора головного мозга, органы зрения, слуха, многие мышцы тела. Процесс овладения навыком письма имеет сложную психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа буквы, механизмы координации и регуляции движений.

К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры.

Осложняется формирование навыка и тем, что слабо развиты мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому необходимо развивать движение пальцев и кисти руки.

Как показал ряд работ (Р.Е. Левиной, Ж.И. Шиф, С.М. Блинкова, А.Р. Лурия и другие), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с разными видами письменной речи.

Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании.

Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинетические ощущения (двигательное чувство, способность определять направление и объем движений в различных суставах), также связаны с процессами письма – именно управлением движений через артикуляционные системы речи.

Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Её поражение ведет к пространственным нарушениям процесса письма. Соблюдение чередования и последовательности наружной повторности букв связано с премоторной областью коры (в переднем мозге к моторной коре прилегает премоторная, где находятся дополнительные центры регуляции движении) и сохранением моторного образа слова.

Левые лобные доли – моторный центр речи – больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма.

По мнению А.Н.Леонтьева психофизиологическую структуру письма можно представить в следующих 3 операциях: -процесс символизации, -процесс моделирования звуковой структуры слова с помощью графических символов, -графомоторные операции. Предпосылками формирования этих операций являются:- навык символизации, который формируется в символических играх с замещением предметов, в изобразительной деятельности;- развитие фонематического восприятия ребенка;- овладение фонематическим анализом, который необходим для моделирования звуковой структуры слов с помощью букв (установление временной последовательности фонем, трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв параллельно с графомоторными операциями записи букв);-сформированные графомоторные навыки, зависящие от зрительно-моторной координации.

 

4. Характеристика процесса письма первоклассника
Опытный Начинающий овладевать письмом
· автоматизм письма · процесс распадается для него на множество самостоятельных действий
· редко обращает внимание на начертание и соединение букв, на орфографию · должен следить за собой, чтобы правильно держать ручку, положить тетрадь
· строчки придерживается автоматически и переносит слова, почти не задумываясь над соблюдением правил · учась писать букву, должен вспомнить ее форму, элементы, разместить ее на строчке в тетради, учитывая разлиновку, вспомнить, как будет двигаться ручка по строке
· внимание сосредоточено на содержании и отчасти на стиле и пунктуации · если пишет целое слово, он дополнительно к тому должен вспомнить, как соединяется одна буква с другой, и высчитать, поместится ли слово в строчке
· не задумывается над тем, как держать ручку, как положить бумагу и т. п. · должен помнить, как следует сидеть, не приближая глаза к тетради
· положение рук и посадка давно установились · замедленный темп письма, быстрая утомляемость умственно и физически (напрягается все тело, особенно мускулы кисти и предплечья)
  · ручка движется по бумаге медленно, неуверенно, вздрагивает; написав букву, ученик отрывается и рассматривает её, сравнивает с образцом, иногда подправляет; движения руки нередко сопровождаются движениями головы или языка
  · одна и та же буква написана в разных случаях по-разному (это — следствие недостаточного умения, усталости)
Вывод: не приходится затрачивать сознательных усилий на графическую, техническую сторону письма. Вывод: все названные действия требуют от него сознательных, волевых усилий.
5. Звенья процесса письма на этапе его формирования
Составляющее звено процесса письма Функциональное значение в процессе письма Зона мозга Нейропсихологический фактор
1.Зрительный образ буквы Анализ элементов, включённых в букву, различение письменных и печатных букв. Затылочные отделы Перцептивный(восприятие)
2.Зрительно-пространственный анализ Различение различных букв, имеющих сходную конструкцию (н-п, р-ь) и пространственнее детали (ш-щ, у-ц, б-д), положение буквы в зеркальном пространстве. Теменно-височная-затылочная область Пространственный (восприятие и переработка пространственных характеристик и соотношений)
3.Исполнение написания А)осознаётся схема движения, соответствующая образу буквы; Б)плавность перехода от одного элемента к другому, от одной буквы к другой. А)Теменная область Б)Заднелобная (премоторная область) А)Кинестетический (внешние, тактильные и внутренние ощущения и чувства,)Б)Кинетический(физическое движение) - обеспечивает такие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи последовательных сменяющих друг друга «шагов».
4.Инициация написания Постановка целей; выбор программы сочетания букв, слов; контроль за написанием с пониманием смысла; расстановка знаков препинания. Лобные отделы Произвольная регуляция (постановка целей действий в соответствии с мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами; планирование; контроль)
5.Соотнесение звука и буквы через проговаривание Различение сходных по артикуляции звуков ( д-н,б-м и др.), а также дифференцировка звуков в сложных сочетаниях согласных. Теменная область Кинестетический (Обеспечивает передачу сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах и несущих информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме движения)
6.Восприятие звуков речи Различение звуков, сходных по звучанию, но с различным или особым написанием: глухие и звонкие согласные, простые и йотированные гласные, написание с мягким знаком. Верхневисочная область Фонематический
7.Слухоречевая память Удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь. Широкая височная зона Модально-специфический (обеспечивают восприятие тактильных (осязание), слуховых и зрительных стимулов)
8.Стабильность написания Равномерность темпа письма; сохранение размеров букв по всей длине строки, от начала до конца страницы; соразмерность интервалов Глубинные структуры (активное состояние мозговых структур) Нейродинамический (свойства нервной системы в целом; процессов; анализаторов)
Этапы формирования графического навыка:1)заштриховка фигур, обводка трафаретов и др. упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности. Вести прямую линию и закруглять её, соизмерять длину линии и т.п., 2)письмо элементов букв,3)письмо отдельных букв без соединения с другими буками,4)письмо сочетаний букв, слогов, целых слов с целью выработки навыка соединения букв. 6.Принципы обучения письмуПроцесс письма не может осуществляться без педагогических принципов обучения.

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой.

Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.

Например, доктор педагогических наук, профессор П.И. Пидкасистый, выделяет следующую систему принципов обучения в современной общеобразовательной школе.

1)принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

2)принцип научности содержания и методов учебного процесса (требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда; нацеливает учителя на использование в организации учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения);

3)принцип систематичности и последовательности (предлагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе; нацелен на сохранение преемственности обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности);

4)принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют своего работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения; навыки, приемы, привычки, которые формирует учитель, обучая учащихся письму, должны быть с самого начала их подачи разъяснены учащимся и понятны им; учащиеся должны знать, как, в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, как сидеть при письме и др.; сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты);

5)принципа повторности (осуществляется в основном в упражнениях, упражнение – это не просто механическое повторение нужных движений и их последовательности, это такое повторное воспроизведение, при котором совершенствуется исполнение; повторение особенно важно на первых этапах обучения письму, т.к. за время перерывов в учении (болезни, каникулы) дети довольно часто забывают правила при письме, формы отдельных букв и т.д.);

6)принцип наглядности (означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию учебного материала; при обучении письму используют изобразительную наглядность (картина, фотографии, рисунки), символическую и графическую наглядность (графики, схемы и т.д.), внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя) и внешнюю (буквы из бархатной и наждачной бумаги), направленную на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики руки; обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей, таблиц и других пособий);

7)принцип доступности обучения (требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок; непосильный для данного возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учение, работоспособность школьников но и излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса учащихся к учению);

8)принцип связи обучения с жизнью;

9)принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы (учитель должен использовать самые разнообразные формы организации обучения, а также различные способы взаимодействия учащихся в процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах);

10)принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей (учёт развития восприятия, скорости движения, нервно-мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы – координации движений; способностей детей к письму; особенностей зрения детей (близорукие, дальнозоркие), отклонений в моторике);

11)принцип прочности (требует, чтобы знания прочно закрепились в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения),

12)принцип посильности (предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму. т.к. процесс письма сложен для первоклассников из-за медлительности и недостаточной твёрдости движений руки).

В основу выделения этой системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, отраженные в работах Ю.К.Бабанского, М.Н. Скаткина и других.

Помимо общедидактических принципов при обучении письму используются и принципы, вытекающие из специфики формирования графического навыка (Т.П. Сальникова, Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова и другие):

- принцип сочетания различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей;

-принцип совместного обучения чтению и письму.

Согласно принципам звукового аналитико-синтетического метода, соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву, читают тексты, а на уроке письма пишут эту букву и слова с ней. Такой порядок письма приводит к нарушению принципа генетического: нет постепенного перехода от «легких» букв к «трудным». Первая буква, которую дети пишут,— буква а,— не является самой легкой по начертанию. Самыми легкими для письма, вероятно, должны быть признаны буквы и, ш, о, л. Можно было бы также определить градацию легкости и трудности букв по их соединениям с другими буквами. 7.Задачи обучения письму1. Ознакомить с правилами посадки и владения инструментами (научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля).2. Способствовать становлению умений ориентироваться в пространстве листа, строки, легко определять пространственные отношения между ними.3. Совершенствовать способности к зрительному восприятию различных форм; поднять на новый уровень наглядно-образное и отвлечённое мышление учащихся, необходимого для восприятия конфигураций букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений пишущей руки.4. Сформировать чётко дифференцированные зрительно-двигательные образы письменных букв.5. Предупреждать искажения при написании букв.6. Научить осмысливать слова, воспринимая их на слух и зрительно, разделять их на звуки, обозначать звуки буквами.7. Научиться писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, соотносить их размеры, располагать на сроке, соединять буквы в словах; делать пробелы между словами; переводить печатный текст в письменный.8. Обучить письму слогов, слов, предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи.9. Научить списывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом проговаривания.10. Научить записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.11. Способствовать укреплению мелкой мускулатуры кисти руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки.12. Формировать умение писать связно (безотрывно), скоро, разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и т.д.13. Формировать внутреннюю потребность в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполненных заданий.14. Исправлять индивидуальные недостатки почерка у отдельных учеников. 8.Организационные и гигиенические условия обучения письму
Организационные условия Гигиенические условия
· наклонное письмо под углом в 65° к строке · правильный подбор и расстановка мебели
· тетрадь на парте лежит под углом в 25°, чтобы в ходе письма кисть находилась в одном и том же положении относительно предплечья, а движение руки по строке обеспечивалось сгибанием руки в локтевом суставе и в плече; при этом правая рука свободно движется по листу, а левая лежит на листе, придерживая его; тетрадь на парте лежит так, чтобы начало строки приходилось на середину груди пишущего; по мере заполнения страницы, тетрадь продвигается вверх, но начало заполняемой строки по-прежнему находится напротив центра груди пишущего · соответствие парты росту и пропорциям тела ученика, во избежание нарушений осанки, парта подбирается в соответствии с существующими нормативами
· правильная посадка, положение рук, головы, ног · расстояние от первой парты до доски — не менее 2 м, от последней парты — не более 8 м
· расстояние между тетрадью и глазами пишущего, линией спины · свет падает с левой стороны сидящих учеников; освещённость на поверхности парты — 75—80 люксов; у доски должны быть дополнительные светильники с отражателями
· как школьник держит ручку (3 пальцами под углом 50-60 градусов, расстояние от кончика пера до указательного пальца – 2 см), каков наклон ручки (она должна быть направлена концом в правое плечо пишущего) · высота доски нижнего края — 85 см от пола, доска матовая
· разлиновка тетради в 2 линейки, высота строчной буквы 4 мм, заглавной – 8 мм. · бумага в тетради матовая, белая, цвет обложки мягкий голубой, жёлтый, розовый или фиолетовый
  · продолжительность непрерывного письма в период обучения грамоте не должна превышать пяти минут
  · после каждого «сеанса» письма дети должны переменить форму деятельности и обязательно посмотреть вдаль, например на доску
  · чередование устных и письменных видов работы
  · проведение 2-3 физминуток, упражнений для пальцев и кисти рук
Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму обеспечит не только эффективность обучения и работоспособность учащихся на уроках, но и их правильное физическое развитие, их нормальное зрение, правильную осанку. 9.Из истории обучения письму Развитие методики чистописания связано с историей письменности. На возникновение и развитие письменности оказали влияние этапы исторического развития общества, расширяющиеся и осложняющиеся потребности людей в общении, достижения научно-технического и культурного прогресса человечества. Люди вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве. Позднее появляются папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, шариковые ручки. В области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало то, что больше удовлетворяло запросам общества. В начале 19 века в употребление входят стальные перья. Обучение письму было очень сложным. Применялся в основном метод механических упражнений, переписывания. Учащиеся по несколько месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, предложения, часто не умея читать. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой. При Петре I был упрощен шрифт. Письмо достаточно упростилось, но шрифт оставался вычурным. Со временем обучения письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет. Чистописание входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания были учителями рисования, черчения. Важно было писать красиво и скоро. В середине 19 века появляется ряд руководств к обучению скорописи разных авторов под названием «Курс скорописи». В 20 веке встал вопрос об упрощении письменного шрифта. Вплоть до начала 70-х гг. 20 века в русской начальной школе были приняты шрифты, сохранившие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма: волосные и нажимные линии, большие и малые пламевидные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил, а затем забывались, т.к. современные ручки непригодны для тонкостей старой каллиграфии. В 1970 году был принят новый школьный письменный шрифт, значительно упрощённый, приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотрывного письма. Исторические изменения претерпевали и методы обучения детей чистописанию. До середины 19 века обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. Основной метод – механическое повторение упражнений в письме букв, слов, предложений. К. Ушинский предложил совместное обучение чтению и письму. С этих пор порядок обучения письму стал зависеть от порядка обучения чтению. При одновременном обучении чтению и письму овладение графическим навыком стало проще, доступнее и интереснее. Этот принцип сохранился и в современной школе. С конца 19 века вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятий мебель. Дискутируется в это время ряд вопросов по прямому или наклонному письму, по косой сетке или без неё. Обнаружилось преимущество наклонного письма как более быстрого и удобного. Наилучшие результаты достигались путём разумного сочетания этих способов на определённых этапах обучения письму. 11.Характеристика аналитико-синтетической работы учащихся при письме

Элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма,— в этом и состоит аналитический подход. Он дает основу для конструктивного письма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания буквы, конструируют новую букву, пишут ее. Конечно, подлинного конструирования нет, учитель лишь создает такую иллюзию у детей, приучая их к самостоятельности, к поиску, к творчеству.

При обучении письму очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем — к неправильному становлению почерка ученика.

Правила письма:

-расстояние между словами (примерно равное букве «и» строчной.),

-пересечение петли у букв г/, д (на нижней строке.),

-на какой высоте следует начинать поперечное соединение у буквы м (на середине строки, если пишут по двойной разлиновке.),

-на какой высоте следует соединять буквы мил (примерно треть высоты буквы.),

-высота нижнего закругления у буквы в (примерно две трети высоты буквы),

-высота петли у буквы «е» (чуть больше половины высоты буквы.) и т. д.

Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена как аналитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании с подражанием образцу: копированием прописей, многократным переписыванием буквы, слова.

Приёмы аналитико-синтетической работы:

-анализ буквы, её графических составных элементов,

-сравнение букв по составу и начертанию,

Элементы букв:

-палочка короткая – прямая линия (в букве п),

-длинная палочка – прямая линия (в букве р),

-линия с закруглением с 2 сторон (элемент буквы г)

-палочка с закруглением внизу (элемент букв и, ш),

-палочка прямая с петлей (в буквах у, д),

-овал и полуовал (в буквах о, с),

-палочка с 2 закруглениями — внизу и вверху (в букве г),

-малая петля (в буквах ц и щ).

Учителю необходимо знать, как формируется навык письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.

Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т. е. для развития орфографических навыков.

Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессах письма, и навык письма формируется успешнее.

Велико значение как для письма, так и для чтения также и общего речевого развития школьника: богатства словаря, умения строить предложения, разнообразия используемых синтаксических конструкций, логических связей в связной речи. Позднее, когда дети уже овладеют более или менее устойчивым навыком письменного выражения собственных мыслей, письменный навык будет оказывать существенное воздействие на речь, на мышление, на процесс выражения мыслей в речевых формах.Для формирования правильного навыка письма очень важно, чтобы первое слово, которое напишут ученики, было уже своим собственным словом, выражающим их наблюдения, их чувства, их жизненный опыт. К концу букварного периода учащиеся успевают в течение урока записать до 20 слов, т. е. приблизительно до 100—120 знаков или письменных букв (если учесть, что непосредственно письмо на уроке занимает примерно 2/3, времени, т. е. 30 минут, то скорость письма составляет примерно до четырех букв в минуту).







Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 3898;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.