Порядок назначения судебно-психологической экспертизы

Юридическим основанием производства судебно-психологической экспертизы является постановление лица, производя­щего дознание, следователя, прокурора или судьи либо опреде­ление суда (судьи и двух народных заседателей). Иные письмен­ные документы или устные распоряжения не могут служить ос­нованием для проведения экспертизы.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы обязательно должно указываться обоснование ее назначения. Особенно аргументированными должны быть доводы лица (ор­гана), назначившего комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, поскольку из обоснования должно быть ясно, поче­му в данном конкретном случае возникает необходимость в ис­пользовании как психиатрических, так и психологических спе­циальных познаний.

Кроме того, в постановлении (определении) должны содер­жаться и другие сведения: кто и когда вынес постановление (оп­ределение); фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, постав­ленные перед экспертами, и материалы, предоставляемые в рас­поряжение экспертов.

Вопросы, поставленные перед экспертом-психологом, не должны выходить за рамки его профессиональной компетентно­сти. В качестве источников информации, предоставленных в распоряжение эксперта, обычно указывают: подэкспертное лицо; уголовное дело; приобщенную к делу медицинскую доку­ментацию. Это не исключает того, что в необходимых случаях могут быть предоставлены и другие материалы, имеющие значе­ние для производства судебно-психологической экспертизы и приобщенные к уголовному делу: продукты творчества (рисунки, литературные произведения) подэкспертного, письма, дневники, видеозаписи следственного эксперимента, допросов и т.п.

Назначение судебно-психологической экспертизы предъяв­ляет особые требования к органу, ведущему производство по делу, при сборе необходимых для экспертизы материалов. В ча­стности, данные о личности подэкспертного лица не должны ограничиваться характеристиками с мест работы и жительства, которые часто являются формальными. Желательно собрать полные биографические данные (наследственность, особенности воспитания в семье, успеваемость и взаимоотношения в учебных заведениях), сведения об отношении к семье, работе, сослужив­цам, друзьям, к самому себе, о поведении, об особенностях реагирования в экстренных ситуациях.

Ходатайствовать о назначении судебно-психологической экспертизы может само лицо, нуждающееся в экспертизе (обви­няемый, свидетель, потерпевший), а также его представитель (защитник обвиняемого, законный представитель потерпевше­го). Ходатайство можно заявлять перед тем органом, в производ­стве которого находится уголовное дело, и оно должно быть обоснованным. Орган, ведущий производство по уголовному делу, вправе и по собственному усмотрению, при отсутствии хо­датайств, прийти к выводу о назначении экспертизы (при пред­варительном расследовании уголовного дела - это дознаватель, следователь, прокурор; при судебном разбирательстве — это су­дья или суд в коллегиальном составе).

Следователь обязан ознакомить обвиняемого с постановле­нием о назначении экспертизы (за исключением случаев, когда его психическое состояние делает это невозможным) и разъяс­нить его права. Обвиняемый вправе заявить отвод эксперту-психологу, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, ознакомиться с заключением экспер­та. Следователь может удовлетворить ходатайство обвиняемого и изменить или дополнить свое постановление о назначении экс­пертизы либо отказать в ходатайстве, вынеся соответствующее Постановление, объявляемое обвиняемому под расписку.

Как показывает опыт, судебно-психологическую экспертизу в отношении лица, совершившего правонарушение, в уголовном деле целесообразно проводить после предъявления обвинения или перед составлением обвинительного заключения, т. е. в конце расследования, в гражданском — во время подготовки дела к слу­шанию. В административном процессе указанная экспертиза мо­жет назначаться во время разбирательства дела. Раннее назначе­ние экспертизы, когда еще не собраны основные доказательства, не выявлены участники события правонарушения, может оказать­ся преждевременным, а сама экспертиза — неполной.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательст­вом следователь может присутствовать при производстве любой назначенной им экспертизы, в том числе и судебно-психологической.

Гражданско-процессуальное законодательство предусматри­вает возможность проведения судебно-психологической экспер­тизы в суде или вне суда, если это необходимо для характера экспертного исследования (ч.2 ст.75 ГПК РСФСР).

Назначение и проведение судебно-психологической экспер­тизы в суде имеет ряд особенностей. В уголовно-процессуальном законе нет четкого определения порядка вызова эксперта в суд, кроме случаев, когда эксперт принимал участие в деле на пред­варительном следствии. В гражданско-процессуальном законо­дательстве предусмотрен вызов участников процесса извеще­ниями и повестками (ст. 151 ГПК РСФСР).

На практике имеет место как полупроцессуальный, так и процессуальный порядок вызова экспертов-психологов. В случа­ях, когда судья или суд предполагает необходимость проведения судебно-психологической экспертизы, то в стадии предания об­виняемого суду или подготовки дела к слушанию в постановле­нии или определении судьи такой вызов может быть специально оговорен. В подготовительной стадии судебного разбирательства может быть вынесено определение о назначении экспертизы и допуске к судебному разбирательству, а во время судебного следствия, судебного разбирательства — другое определение о постановке перед экспертами-психологами вопросов. Вопросы могут ставиться в первом определении, а во втором — уточнять­ся и дополняться.

Проведение судебно-психологической экспертизы в суде, с одной стороны, имеет ряд преимуществ по сравнению с прове­дением ее в ходе предварительного следствия или дознания. В суде эксперт-психолог является участником непосредственного разбирательства. Он может выяснять, уточнять важные для него обстоятельства, участвовать в исследовании доказательств, в до­просах, очных ставках, осмотрах и т. д., требовать вызова новых лиц, сбора новых доказательств и т. п. С другой стороны, при проведении экспертизы в суде или во время разбирательства де­ла эксперты-психологи существенно ограничены во времени. Это сказывается на выборе методик экспертного обследования, интерпретации полученных данных, на качестве заключения экспертизы.

Важным моментом в назначении судебно-психологической экспертизы является выбор экспертов. Судебно-психологи­ческую экспертизу может проводить экспертная комиссия в со­ставе не менее двух-трех специалистов. Предпочтение в привле­чении в качестве экспертов следует отдавать научным и научно-педагогическим работникам, лицам, имеющим базовое психо­логическое образование или работающим в области психологии в учебных или научно-исследовательских учреждениях не менее 5 лет и имеющим научные публикации по психологии. В экс­пертной комиссии необходимо участие специалиста по судебной психологии; им может быть преподаватель по этой дисциплине в юридическом вузе или работающий в данной отрасли сотруд­ник НИИ.

При назначении экспертизы в экспертном учреждении сле­дователь или суд направляет туда постановление (определение) и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. На ос­новании постановления (определения) руководитель эксперт­ного учреждения поручает производство экспертизы одному или нескольким сотрудникам этого учреждения, которые и обязаны провести экспертное исследование и дать свое заключение. В экспертном заключении делается отметка о разъяснении прав и обязанностей и о предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 307 УК РФ).

Если экспертиза проводится вне экспертного учреждения, то следователь или суд после выяснения личности, специальности и компетентности психолога, которому поручается экспертиза, вручает эксперту постановление (определение), разъясняет права и обязанности, предупреждает об ответственности за дачу заве­домо ложного заключения. О выполнении этих действий следо­ватель делает отметку в постановлении о назначении эксперти­зы, которая удостоверяется подписью эксперта.

В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин [11] полагают, что назначе­ние экспертизы согласно процессуальным действиям обязательно оформляется специальным письменным актом: на предвари­тельном следствии — постановлением, а в процессе судебного рассмотрения дела — определением суда.

В следственной практике выработался определенный стереотип постановления о назначении экспертизы. Оно состоит из трех час­тей' вступительной (вводной), описательной и резолютивной.

Во вступительной части указывается, когда (год, месяц, чис­ло), где (населенный пункт), кто (должность, классный чин или звание, фамилия, инициалы) составил постановление и по ка­кому уголовному делу (наименование расследуемого факта либо фамилия обвиняемого и статья УК, по признакам которой воз­буждено дело).

В описательной части постановления кратко излагаются об­стоятельства дела и основания для назначения экспертизы, в частности необходимость установления определенных фактов, проверки и точной оценки имеющихся доказательств, особенно при их противоречивости. В конце описательной части делается ссылка на статьи УПК РСФСР, в соответствии с которыми на­значается экспертиза.

В резолютивной части указывается, экспертиза какого вида назначается и кому поручается (экспертное учреждение либо конкретный эксперт), формулируются вопросы эксперту. В слу­чае необходимости судебно-психологического анализа конкрет­ных результатов деятельности (текстов, фото-, аудио-, кино-, видеоматериалов) перечисляются также подлежащие исследова­нию объекты, включая сравнительные образцы.

К вопросам, которые ставятся перед экспертом, предъявля­ются следующие требования.

1. Вопросы не должны выходить за пределы специальных знаний сведущего лица, которому поручается производство экс­пертизы. Например, перед экспертом-психологом недопустимо ставить вопросы, решаемые на основе специальных знаний из других отраслей науки или техники.

2. Задаваемые эксперту вопросы не должны носить право­вого характера. Имеются в виду вопросы о наличии состава пре­ступления, виновности или невиновности определенного лица, форме его вины, которые решаются следователем и судом на

основе имеющихся в деле доказательств.

По общему правилу оценка каких-либо действий с правовой точки зрения, с учетом определенных правовых норм, является прерогативой следователя и суда. Исключение делается только для норм технического содержания (например, правил техники безопасности), уяснение которых требует специальных знаний, выходящих за пределы профессиональной подготовки следова­телей и судей.

Постановка перед экспертом вопросов о соответствии опре­деленных действий таким правилам вполне правомерна. Вместе с тем перед экспертом нельзя ставить вопросы, касающиеся со­блюдения несложных технических правил, уяснение которых специальных знаний не требует и может быть установлено сле­дователем и судом путем анализа материалов дела.

3. Формулировки вопросов эксперту должны быть опреде­ленными, ясными (недвусмысленными), конкретными и по воз­можности лаконичными. Отвечающие этому требованию вопро­сы дают четкое представление о факте, подлежащем установле­нию посредством экспертизы.

4. Перечень вопросов должен быть достаточно полным с тем, чтобы заключение эксперта носило исчерпывающий характер. Одновременно надо ставить лишь те вопросы, выяснение кото­рых диктуется необходимостью.

5. Вопросы надлежит перечислять в строгой логической по­следовательности, формулируя вначале те, от решения которых зависит решение других. Рекомендуется группировать вопросы по объектам исследования, а также по эпизодам дела и версиям. Бесцельна постановка перед экспертом вопросов, которые при современном состоянии науки решить заведомо невозможно.

Постановление о назначении экспертизы до его направления (предъявления) эксперту должно быть предъявлено (оглашено) обвиняемому. Если обвиняемый является несовершеннолетним либо в силу своих физических или психических недостатков не в состоянии самостоятельно осуществлять право на защиту, то при ознакомлении с постановлением может присутствовать его законный представитель, защитник, педагог (ст. ст. 34, 49, 397 УПК РСФСР).

Обвиняемый, не владеющий языком, на которым ведется су­допроизводство, знакомится с постановлением через переводчика.








Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 1492;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.