Иерархическая организация
Мы рассмотрели три механизма для борьбы со сложностью:
q абстракцию (она упрощает представление физического объекта);
q инкапсуляцию (закрывает детали внутреннего представления абстракций);
q модульность (дает путь группировки логически связанных абстракций).
Прекрасным дополнением к этим механизмам является иерархическая организация – формирование из абстракций иерархической структуры. Определением иерархии в проекте упрощаются понимание проблем заказчика и их реализация – сложная система становится обозримой человеком.
Иерархическая организация задает размещение абстракций на различных уровнях описания системы.
Двумя важными инструментами иерархической организации в объектно-ориентированных системах являются:
q структура из классов («is a»-иерархия);
q структура из объектов («part of»-иерархия).
Чаще всего «is а»-иерархическая структура строится с помощью наследования. Наследование определяет отношение между классами, где класс разделяет структуру или поведение, определенные в одном другом (единичное наследование) или в нескольких других (множественное наследование) классах.
Пример:положим, что программа управления полетом 2-й ступени ракеты-носителя в основном похожа на программу управления полетом 1-й ступени, но все же отличается от нее. Определим класс управления полетом 2-й ступени, который инкапсулирует ее специализированное поведение:
with Класс_УпрПолетом1; use Класс_УпрПолетом1;
Package Класс_УпрПолетом2 is
type Траектория is (Гибкая. Свободная);
type УпрПолетом2 is new УпрПолетом1 with private;
procedure Установиться: in out УпрПолетом2:
тип: Траектория; ориентация : Углы;
параметры: Координаты_Скорость; команды: График);
procedure УсловияОтделенияЗступени (the: УпрПолетом2;
критерий:КритерийОтделения);
function ПрогнозОтделенияЗступени (the: УпрПолетом2)
return БортовоеВремя;
function ИсполнениеКоманд(the: УпрПолетом2)
return Boolean;
private
type УпрПолетом2 is new УпрПолетом1
with record
типТраектории: Траектория; доОтделения: БортовоеВремя;
выполнениеКоманд: Boolean;
end record;
end Класс_УпрПолетом2;
Видим, что класс УпрПолетом2 – это «is а»-разновидность класса УпрПолетом1, который называется родительским классом или суперклассом.
В класс УпрПолетом2 добавлены:
q авспомогательный тип Траектория;
q три новых свойства (типТраектории, доОтделения, выполнениеКоманд);
q три новых метода (УсловияОтделенияЗступени, ПрогнозОтделенияЗступени, ИсполнениеКоманд).
Кроме того, в классе УпрПолетом2 переопределен метод суперкласса Установить. Подразумевается, что в наследство классу УпрПолетом2 достался набор методов и свойств класса УпрПолетом1. В частности, тип УпрПолетом2 включает поля типа УпрПолетом1, обеспечивающие прием данных о координатах и скорости ракеты-носителя, ее угловой ориентации и графике выдаваемых команд, а также о критерии отделения следующей ступени.
Классы УпрПолетом1и УпрПолетом2 образуют наследственную иерархическую организацию. В ней общая часть структуры и поведения сосредоточены в верхнем, наиболее общем классе (суперклассе). Суперкласс соответствует общей абстракции, а подкласс – специализированной абстракции, в которой элементы суперкласса дополняются, изменяются и даже скрываются. Поэтому наследование часто называют отношением обобщение-специализация.
Иерархию наследования можно продолжить. Например, используя класс УпрПолетом2, можно объявить еще более специализированный подкласс – УпрПолетомКосмическогоАппарата.
Другая разновидность иерархической организации – «part of»-иерархическая структура – базируется на отношении агрегации. Агрегация не является понятием, уникальным для объектно-ориентированных систем. Например, любой язык программирования, разрешающий структуры типа «запись», поддерживает агрегацию. И все же агрегация особенно полезна в сочетании с наследованием:
1) агрегация обеспечивает физическую группировку логически связанной структуры;
2) наследование позволяет легко и многократно использовать эти общие группы в других абстракциях.
Приведем пример класса ИзмерительСУ (измеритель системы управления ЛА):
with Класс_НастройкаДатчиков. Класс_Датчик;
use Класс_НастройкаДатчиков, Класс_Датчик;
Package Класс_ИзмерительСУ is
type ИзмерительСУ is tagged private;
-– описание методов
private
type укз_наДатчик is access all Датчик'Class;
type ИзмерительСУ is record
датчики: array(1..30) of укз_наДатчик;
процедураНастройки: НастройкаДатчиков;
end record;
end Класс_ИзмерительСУ;
Очевидно, что объекты типа ИзмерительСУ являются агрегатами, состоящими из массива датчиков и процедуры настройки. Наша абстракция ИзмерительСУ позволяет использовать в системе управления различные датчики. Изменение датчика не меняет индивидуальности измерителя в целом. Ведь датчики вводятся в агрегат с помощью указателей, а не величин. Таким образом, объект типа ИзмерительСУ и объекты типа Датчик имеют относительную независимость. Например, время жизни измерителя и датчиков независимо друг от друга. Напротив, объект типа НастройкаДатчиков физически включается в объект типа ИзмерительСУ и независимо существовать не может. Отсюда вывод – разрушая объект типа ИзмерительСУ, мы, в свою очередь, разрушаем экземпляр НастройкиДатчиков.
Интересно сравнить элементы иерархий наследования и агрегации с точки зрения уровня сложности. При наследовании нижний элемент иерархии (подкласс) имеет больший уровень сложности (большие возможности), при агрегации – наоборот (агрегат ИзмерительСУ обладает большими возможностями, чем его элементы – датчики и процедура настройки).
Объекты
Рассмотрим более пристально объекты – конкретные сущности, которые существуют во времени и пространстве.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 404;