Участие работников в руководящих органах акционерных
Обществ
Сегодня институт участия работников в делах предприятий в развитых странах мира приобрел разнообразные формы и направления, из которых следует выделить два основных в организационном и методологическом отношениях.
Первое направление проявляет себя в создании на предприятиях (в организациях) как частного, так и государственного секторов экономики представительных органов работников для участия совместно с дирекцией в решении вопросов социального и экономического развития предприятия. Такие органы создаются обычно на законодательной основе под давлением профсоюзов или по инициативе прогрессивных правительств западных государств, заинтересованных в поддержании равновесия социальных сил в гражданском обществе.
Второе направление определяет участие работников в управлении акционерными обществами и предприятиями, которые на Западе возникают по законам рыночной экономики как одна из принятых форм предпринимательства, а в Украине в основном в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Во многих развитых государствах мира представители работников акционерных предприятий (обществ, компаний) входят в качестве полноправных членов в их наблюдательные советы и советы директоров. Подобная практика получила на Западе лаконичное название – «участие», под которым понимается деятельность профсоюзных и других представителей персонала, направленная на решение вопросов социального и экономического развития трудового коллектива.
Когда речь идет о частном секторе экономики следует делать различие между формами участия. Одна из них предполагает, что представительство работников в наблюдательном совете (совете директоров) должно быть в меньшинстве, а другая – что представительство работников может быть равно представительству акционеров.
Еще в 1975 году в так называемой Зеленой книге Комиссии Европейских сообществ (ныне – Европейский союз) отмечалось, что в случае, если представителей наемных работников в правлении акционерного общества меньшинство, то не происходит какого-либо серьезного нарушения баланса сил в принятии решений. Но положение меняется, когда возникает паритет сторон и акционеры утрачивают абсолютное большинство в правлении, что для них нежелательно.
Работодатели на Западе были всегда против формулы, согласно которой представители неакционеров составляли бы большинство в руководящих органах обществ и предприятий. В подобном положении дел они видели ряд отрицательных моментов, среди которых: посягательство на частную собственность; видимость получения представителями работников права распоряжаться имуществом предприятия; опасность для свободы рыночной экономики, ибо затрудняется принятие быстрых решений по удовлетворению возникшего спроса; фактическое предоставление слишком широких полномочий профсоюзам, которые играют доминирующую роль в формуле паритетного участия и могут быть представлены лицами, не работающими на данном предприятии; нарушение колдоговорного процесса из-за того, что представители работников могут сильно влиять на ход назначений и особенно переизбрания членов правления АО.
Другое важное различие между формулами участия зависит от статуса руководящего органа акционерного общества (наблюдательный совет, совет директоров или правление). В принципе наблюдательный совет назначает и может отозвать управленческий орган (коллегиальный или единоличный в лице управляющего). Он определяет главные направления в деятельности АО, но, как подчеркнуто в упоминавшейся Зеленой книге Комиссии ЕЭС, само наличие наблюдательного совета позволяет провести четкую границу между функциями оперативного управления, с одной стороны, и функциями надзора и контроля за управлением АО, с другой. В подобном случае директора могут свободно осуществлять свои управленческие обязанности при условии, что наблюдательный совет имеет возможность их подменить, когда возникают глубокие разногласия между ними, либо не одобрить их некоторые важные предложения.
Наконец, третье важное различие между формулами участия касается вопроса, могут ли члены правления (дирекции) акционерного общества входить в состав наблюдательного совета или совета директоров. На практике данный вопрос решается отрицательно.
В большинстве рыночных государств мира представители работников в руководящих органах АО разного вида составляют меньшинство и никогда не превышали квоту в 50 % паритетного представительства.
Системы (формулы) участия работников в деятельности наблюдательных советов или советов директоров несколько видоизменяются в зависимости от сектора экономики, где находится акционерное общество или предприятие. В целом процент участия и интерес к проблеме управления АО больше в частном секторе, нежели в государственном. Объяснить это обстоятельство можно тем, что в государственном секторе промышленно развитых стран мира работникам обеспечены более стабильная, чем на предприятиях частного сектора, занятость и доступ к информации.
Сторонники участия представителей работников в заседаниях руководящих органов АО типа наблюдательного совета или совета директоров в частном секторе исходят из того, что без их участия затрудняется колдоговорный процесс на равных из-за отсутствия у профсоюзов надлежащей информации. В самом деле, такие важные для работников вопросы, как закрытие или слияние предприятий, изменения профиля производства и другие меры «рационализации», обсуждаются обычно на самом верху АО, а низовые органы участия в лице комитетов предприятий или производственных советов (типа нашего СТК) ставятся затем перед свершившимся фактом. Естественно, что подобная практика негативным образом отражается на ходе коллективных переговоров.
Общепризнанным образцом участия работников и профсоюзов в управлении акционерными обществами и предприятиями остается Германия с ее системой «соучастия» на всех уровнях принятия решений. Кроме этого государства, осуществляющего на практике политику «социально ориентированной рыночной экономики» и социального партнерства, в Западной Европе имеется еще ряд государств, где представителям работников обеспечены места в руководящих органах АО.
В Германии сложилась наиболее развитая и законодательно оформленная система участия трудящихся в управлении производством как через создаваемые или на уровне предприятий и фирм органы – советы предприятия, так и через представителей трудового коллектива в наблюдательных советах акционерных обществ.
Следует отметить, что наблюдательный совет в акционерной компании в Германии не управляющий, а контролирующий орган. Тем не менее, он оказывает значительное влияние на дела компании. Наблюдательный совет назначает правление и контролирует его деятельность, имеет доступ к документам предприятия, может созывать общие собрания акционеров, участвовать в них и делать предложения к повестке дня. Без его согласия не могут решаться многие вопросы, касающиеся инвестиционной, организационной и финансовой сторон деятельности компании. Поэтому предоставление работникам равного с предпринимателями числа мест в наблюдательных советах предприятий стало важным завоеванием трудящихся (Закон 1951 года, регулирующий вопросы участия трудящихся в управлении предприятиями угольной и металлургической промышленности).
Наблюдательные советы состоят из 5, 7 или 10 представителей собственников (в зависимости от величины основного капитала) и такого же числа представителей от наемных работников. Кроме того, в состав совета входит также в качестве его председателя нейтральное лицо. Кандидатура нейтрального председателя должна быть одобрена обеими сторонами. Председательствуя на совете, он выступает посредником при возникновении разногласий.
Определенная квота в составе представителей наемных работников отводится профсоюзам.
Законом 1951 года впервые было предусмотрено назначение наблюдательным советом в качестве равноправного члена правления акционерного общества так называемого директора по труду (или рабочего директора). В его ведении находятся все социальные и кадровые вопросы. Директор по труду не может быть назначен или отозван против воли большинства представителей трудящихся в наблюдательном совете.
В следующем, 1952 году, был принят Закон об уставе (конституции) предприятия, в соответствии с которым соучастие трудящихся в наблюдательных советах было введено и в других отраслях (в компаниях, где занято более 500 человек). Но здесь уже не было речи о паритетном участии. Представители работников наемного труд в соответствии с этим законом могли составлять лишь треть членов наблюдательного совета, причем профсоюзы не имели права выдвигать своих кандидатов.
Более демократичная модель была принята Законом 1976 года о соучастии, но только для компаний с численностью занятых свыше 2000 человек. Так же как и первая модель, действующая с 1951 года в угольной и металлургической промышленности, она предусматривает равное представительство в наблюдательном совете владельцев капитала и наемных работников. Но в отличие от нее модель соучастия, введенная в 1976 году для крупных компаний остальных отраслей, не предполагает нейтральности председателя наблюдательного совета. Здесь он, как правило, избирается акционерами и, соответственно, защищает их интересы. Поскольку в спорных случаях председатель имеет два голоса, это облегчает владельцам капитала проведение таких решений, которые они считают правильными. Кроме того, в квоте, выделяемой в наблюдательном совете для лиц наемного труда, одно или даже несколько мест резервируются для руководящих служащих из верхнего эшелона администрации. Поэтому данная модель не гарантирует реального паритета.
Владельцы компаний имеют возможность воспользоваться и другими средствами сдерживания нежелательных для них инициатив трудящихся в наблюдательных советах. Так, наиболее важные дела принято обсуждать не на пленарных заседаниях наблюдательных советов, а в их комитетах, где представители трудящихся составляют меньшинство. Кроме того, они связаны обязательством хранить предпринимательскую и коммерческую тайну.
Эти факты дают основание левым силам Германии критиковать введенную в 1976 году систему соучастия, хотя на сегодняшний день она намного демократичней, чем в других западных странах.
Требования профсоюзов о распространении на все отрасли экономики модели паритетного участия работников наемного труда в наблюдательных советах, действующей в угольной и металлургической промышленности, наталкивается на сопротивление предпринимателей. Они считают, что так понимаемый паритет представляет опасность для нормального функционирования предприятий в рыночной экономике.
Их доводы сводятся к следующему. Рыночное хозяйство не возможно без частной собственности на средства производства, предполагающей право собственника распоряжаться этой собственностью. Паритетное же участие отнимает у собственников это право. Как показывает опыт паритетного участия в угольной и металлургической промышленности, в наблюдательном совете противостоят или объединяются две равные по силе фракции, что в конфликтных ситуациях парализует принятие необходимых для компании решений. Механизм разрешения патовых ситуаций, который не гарантирует собственникам права последнего слова, неизбежно заставляет их нести ответственность за решения, принятые помимо их воли.
Таким образом, с точки зрения собственников капитала модель, введенная в 1976 году, предусматривает максимально допустимую степень участия наемных работников в наблюдательных советах. Паритетное же соучастие в угольной и металлургической промышленности рассматривается как исключение, которое обусловлено особой ситуацией в этих отраслях в послевоенный период и политикой оккупационных властей США, Великобритании и Франции.
Главным же звеном системы соучастия в Германии остаются советы предприятий (или производственные советы), которые представляют всех работников наемного труда, занятых на предприятии (в акционерном обществе), независимо от их членства в профсоюзах. Порядок формирования, структура, функции и права производственных советов регулируются упомянутым Законом об уставе предприятия 1952 года.
С 1989 года к сложившейся системе соучастия подключен еще один элемент – комитеты спикеров руководящих служащих, имеющие информационно- консультативный статус. Порядок избрания и полномочия этих комитетов во многом схожи с теми, которые приняты для советов предприятий. Отметим, что пока ни одна другая развитая страна современного мира не имеет еще такого уровня производственной демократии и социального партнерства, которых достигла послевоенная Германия. Это единственная в мире модель участия, переросшая в соучастие.
Более доступна для подражания французская модель производственной демократии и регулирования социально-трудовых отношений на предприятиях всех форм собственности. Во Франции в настоящее время вопрос об участии работников в руководящих органах акционерных обществ решается на основе Закона 1982 года, содержание которого отражено в статье L.432-6 Трудового кодекса.
В этой статье, в частности, говорится следующее: «В обществах (акционерных) два члена комитета предприятия, делегированные комитетом и принадлежащие один – к категории технических кадров и мастеров, а другой – к категории служащих и рабочих, присутствуют с правом совещательного голоса на всех заседаниях совета директоров или наблюдательного совета, в зависимости от случая. В обществах, где в соответствии со статей L.433-2 создаются три избирательные коллегии, численность представительства персонала в совете директоров или в наблюдательном совете доводится до четырех членов, из которых два принадлежат к категории рабочих и служащих, третий – к категории мастеров и четвертый – к категории инженеров, руководителей служб и административных, торговых или технических кадров».
Представители персонала имеют право на получение тех документов, которые направляются или вручаются членам совета директоров или наблюдательного совета в связи с проведением их совещаний. Представители персонала могут выражать пожелания комитета совету директоров или наблюдательному совету, который должен дать мотивированное заключение по этим пожеланиям.
К этому следует добавить, что комитеты могут быть созданы на уровне производственного объединения, то есть группы предприятий, входящих в одну фирму. Это особенно важно, если учесть, что такой комитет (в отличие от обычного комитета предприятия) может получать уже не разобщенную, а сводную информацию о деятельности фирмы в целом; он располагает копией финансового отчета, который объединение направляет государственному комиссару по финансам и бюджету, а также всеми планами деятельности и экономическими перспективами на следующий год.
Комитет объединения, как правило, состоит из руководителя головного предприятия и представителей персонала (пропорционально его численности) от каждого из входящих в объединение предприятий. Общее число представителей не может превышать установленную законом квоту. Комитет собирается не реже одного раза в год.
Как и Германия, Франция после 2-й мировой войны успешно развивала институционные формы участия работников в управлении акционерными обществами и предприятиями и показывает многим развивающимся странам пример социального партнерства и производственной демократии. Социально-трудовое законодательство Франции стало основой для разработки многих конвенций и рекомендаций Международной организации труда.
В Дании два закона от 13 июня 1973 года – один об акционерных обществах, а другой об обществах с ограниченной ответственностью – предоставили работникам этих обществ, где занято не менее пятидесяти человек, право избирать по два члена в совет директоров, причем такое представительство было с тех пор увеличено до трети членов совета директоров. Устав общества может предусматривать большее число представителей персонала, но большинство членов совета всегда должно избираться собранием акционеров. Ходатайство о представительстве может исходить либо от большинства представителей работников в комитете предприятия (который называется комитетом по сотрудничеству), либо от одной или нескольких профсоюзных организаций, объединяющих не менее десятой части персонала предприятия, либо непосредственно не менее чем от десятой части персонала. Ходатайство должно приниматься голосованием всего персонала. Эта же процедура применяется в случае, если требуется ликвидировать такое представительство.
Хотя и не существует правила пропорциональности, практика подтверждает необходимость иметь одного представителя от рабочих и одного представителя от служащих. Одним из таких представителей обычно является главный профсоюзный делегат предприятия. Члены правления могут заседать в совете директоров, однако они не могут составлять его большинство и председательствовать в нем.
Следует отметить, что законодательство многих стран обеспечивает определенные привилегии представительным органам трудящихся или их членам. Члены советов (комитетов) предприятия пользуются специальными привилегиями в случае увольнений на предприятии. Те же, по существу, правила действуют и в отношении представителей трудящихся в административных и наблюдательных советах, комитетах безопасности и гигиены труда и т. д., а также в отношении профсоюзных делегатов предприятия и его подразделений.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 393;