Стыд на защите «я» и личностной целостности

Эмоция стыда обладает особой отзывчивостью на критику по отношению к со­кровеннейшей способности человека, – способности к личностной целостности. При первых признаках посягательства на «Я» стыд встает на его защиту, он принуж­дает человека сильней чувствовать сигналы, свидетельствующие об излишней от­крытости «Я», о чрезмерной искренности и уязвимости. Переживание стыда и ус­пешное противостояние ему играют важную ноль в развитии и сохранении Я-концепции и личностной идентичности. Естественное стремление избежать пережива­ний этой эмоции, нормальное желание не поддаваться ей с излишней легкостью ста­новится существенным мотивом для развития целого комплекса интеллектуальных, физических и социальных навыков, помогающих индивиду укрепить чувство соб­ственной адекватности и компетентности. Но если ребенок с детства, особенно на основе опыта социализации стыда, усваивает, что он несамостоятельный, неловкий и ни на что не годный, то, став взрослым, он, скорее всего, в своем поведении будет руководствоваться определенными приемами защиты «Я» (Lewis, 1971).

Одним из характерных способов избежать стыда является отрицание. Отрица­ние выступает в роли оборонительного сооружения на пути стыда, потому что стыд – крайне болезненная эмоция, переживание стыда мучительно, его трудно скрыть или выдать за что-то другое. Отрицание самого существования или значимости источника сты­да может стать одним из способов достижения этой цели, оно помогает, по крайней мере психологически, отодвинуть стыд.

Вторым способом защиты от стыда является подавление. Пользуясь механиз­мом подавления, люди пытаются не думать о самих смущающих ситуациях, о ситуа­циях, связанных с переживанием стыда или даже с возможностью переживания сты­да. Подавление, по сравнению с отрицанием, может иметь более серьезные послед­ствия для психологической адаптации и благополучия индивидуума. Механизм отрицания предполагает, что человек в момент переживания стыда отрекается от него, но отрицание не исключает того, что впоследствии он попытается осмыслить ситуацию, вызвавшую стыд, и постарается избежать ее в будущем. И наоборот, ис­пользуя механизм подавления, человек сжигает все мосты, связывающие его с воз­можностью переосмысления ситуации и с самоусовершенствованием, он «удовлет­воряется своим "Я", самоутверждаясь, как Нарцисс» (Lewis, 1971, р. 89).

Работа, связанная с восстановлением и укреплением «Я», надломленным мощ­ным переживанием стыда, нередко затягивается на несколько дней и недель. Даже спустя несколько месяцев, а иногда и лет индивид может вспомнить о постыдной ситуации и вновь будет пытаться найти достойный выход из нее. Вновь и вновь пре­даваясь фантазиям о ситуации, вызвавшей стыд, индивид упражняет свои способно­сти межличностного общения, овладевает техниками контроля над постыдными си­туациями и обстоятельствами. Впоследствии, оказавшись в подобной ситуации, он испробует придуманный им способ противостояния стыду и, обогащенный новым опытом, продолжит воображаемые репетиции и усовершенствования. Описанный здесь процесс позволяет человеку почувствовать собственную адекватность и спо­собствует упрочению самоидентичности.

Третьим способом защиты от стыда является самоутверждение.

По утверждению Хелен Льюис, такое аффективное расстройство, как депрессия, можно рассматривать в качестве крайнего радикального способа защиты «Я» от стыда. согласно ее теории, депрессия – прямое следствие «непроработанного стыда». Депрессия, так же как и стыд, центрируется вокруг «Я».








Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 219;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.