ШЕДЕВРЫ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА 3 страница
Самый известный из памятников — София Киевская. Этот главный собор, построенный при Ярославе Мудром, представляет собой пятинефный, пятиапсидный, 13-купольный храм. Интерьер богат и живописен. По образцу Софии Киевской возводили Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Хотя каменное строительство велось на Руси X—XI вв. в основном византийскими зодчими, эти постройки отличались от византийских многоглавием, пирамидальностью и новыми строительными материалами.
Живопись Киевской Руси также представлена монументальными формами — мозаикой и фреской. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, внеся и национальные черты. Живописный канон представляет собой «евангелие для неграмотных». Мозаики покрывали центральный купол, подкупольное пространство (Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта в алтарной апсиде). Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, проповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески. Например, два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей, фигуры скоморохов, музыкантов и т. п.
В XI в. время первого расцвета переживает иконопись. Было создано множество произведений этого вида станковой живописи. Сохранилось имя знаменитого иконописца Алимпия Печерского, ему приписывают создание иконы Оранты Ярославской, или Великой Панагии. Иконы почитали как видимый символ невидимого мира. По приданию, древнейшие иконы явились чудесным образом («Спас Нерукотворный») либо написаны с натуры (Богородица евангелиста Луки).
Церковь требовала соблюдения иконописного канона. Условность письма: плоскостность, удлиненность фигур, обратная перспектива и вневременность, золотой фон как символ божественного света — подчеркивали возвышенную духовность образов. Богословие в образах, красках, жестах, надписях и текстах — таково предназначение иконы. Чтобы следовать иконографическому канону, мастера пользовались иконописными подлинниками, а также толковыми (словесное описание сюжета) и лицевыми прорисями.
Расцвет культуры домонгольской Руси (XII — начало XIII вв.)
После распада Киевского государства образовался ряд самостоятельных княжеств — Владимиро-Суздальское, Новгородская республика и др.; единый историко-культурный процесс разделился на несколько потоков, но сохранилось исконное духовное единство Руси.
В это время родилось великое «Слово о полку Игореве» и «Моление Даниила Заточника». Архитектура отличается уменьшением объемов и упрощением конфигурации каменных зданий. В Новгороде сложился собственный тип храма. Торговому городу была чужда киевская изысканная роскошь. Традиционной становится небольшая кубической, формы одноглавая церковь с одной или. тремя апсидами без резного декора, т. к. местный камень плохо поддавался резьбе (церковь Спаса на Нередице).
Во Владимиро – Суздальском княжестве особенно активно каменное строительство велась при Андрее Боголюбском. Знаменит Успенский собор — величественный пятиглавый храм, украшенный резным аркатурным поясом — дом Богоматери. А при впадении Нерли в Клязьму, на высоком искусственном холме вознеслась церковь Покрова, памятник мировой архитектуры. Посвященный новому празднику богородичного цикла, этот храм, по преданию, построил князь Андрей Боголюбский, печалясь о смерти сына Изяслава. Одноглавая церковь Покрова поражает гармонией пропорций и поэтичностью образа, устремленностью к небу.
С закатом Киевской державы отошло в прошлое и дорогостоящее искусство мозаики, или «мерцающей» живописи.
В это время на Руси появляется икона «Богоматерь Умиление» из Византии, получившая название «Владимирская Богоматерь», (ГТГ), именно для нее строили Успенский собор во Владимире. Драматическая судьба иконы и удивительная красота и проникновенность сделали ее одной из самых прославленных на Руси.
Новгородская школа этого периода может быть представлена иконами византийско-киевской традиции. Это «Спас Нерукотворный» (ГТГ). На русских воинских хоругвях изображали именно этот образ Христа-триумфатора. Монументальна икона «Устюжское благовещение» (ГРМ). Широко известна и икона «Ангел златые власы» (ГРМ). Суровость и внушительность образов, сочетание контрастных цветов, укрупнение форм — отличительные черты новгородской школы.
На самом высоком уровне развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.
Русская культура второй половины XIII—XV вв.
Если время с 1240 г. до середины XIV в. отмечено заметным упадком во всех областях культуры в связи с нашествием и вторжением западных феодалов (немецких, тверских, датских, венгерских, литовских и польских), то период со 2-й половины XIV в. до конца XV в. являет собой подъем национального самосознания, стремление к объединению русских земель во главе с Москвой. Разгром Византии и установление на Балканах турецкого владычества усилили значение Московской Руси как центра православия.
Борьба против монголо-татар стала главной темой фольклора в былинах и новом жанре исторической песни (например, об Авдотье-Рязаночке, возглавившей строительство новой Рязани). Ведущим жанром в литературе, становится воинская повесть («Слово о погибели земли русской», « Повесть о разорении Рязани Батыем»), а позже возникают исторические произведения о победе над татарами («Сказание о Мамаевом побоище», летописная повесть о Куликовской битве, «Задонщина», близкая «Слову о полку Игореве»).
Самостоятельное развитие новгородского зодчества привело к созданию простого и конструктивно ясного, классического типа одноглавого храма с богатым наружным декором (церковь Федора Стратилата, Спасо-Преображения па Ильине), аналога ему нет в архитектуре других стран.
В Пскове развивалось в основном оборонное зодчество. Крепость Изборск — одно из крупнейших сооружений Древней Руси. XV в. — время бурного развития Псковской архитектуры, было возведено 22 церкви.
В «послекуликовский» период каменное строительство и в Московском княжестве приобретает большой размах. Строились церкви в Москве, Коломне, Звенигороде, Можайске, Дмитрове, Раннемосковское зодчество создало новый тип одноглавого храма башнеобразной конструкции на высоком цоколе, со сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных закомар и кокошников, с куполом на высоком барабане и системой лестниц к перспективным порталам (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря в Москве).
Длительная изоляция Руси от Византии и разобщенность русских земель подтолкнули формирование в XIII в. новгородской и ростовской школ живописи, а в XV .в. — тверской, псковской, московской и вологодской. Более всего сохранились новгородские памятники. Своеобразным «бунтом» против византийской традиции стали краснофонные иконы («Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», ГРМ). От парадного искусства в них яркие краски, орнаментальность, графическое построение формы («Никола Липенский», Новгородский музей).
В XV в. монументальная фресковая живопись Новгорода переживает расцвет. Огромное влияние оказал на нее великий византиец Феофан Грек. В 1378 г. он расписал церковь Спаса па Ильине.
В куполе — Христос Пантократор (Вседержитель), и барабане — про роки, в апсиде - причащение (евхаристия) и святители. Живописная ма нера Ф. Грека отливается мощью и смелостью: широкие удары кисти, уверенно положенные блики (как знаки божественной энергии), преобладание красно - коричневых и желтых охр - все выразительные средства на-правлены на воплощение страстного духовного горения.
К числу оригинальных икон относится новгородское «Отечество», трактуюшее Троицу не в виде трех ангелов Бог отец — это убеленный сединами старец на престоле, Бог-сын — отрок, Дух святой — голубь. Такая конкретная форма понадобилась для борьбы с ересью, отвергавшей догмат Святой Троицы. В XV в. появляется новый тип двух-трехчастной иконы, воспринимающейся как историческая картина («Чудо от иконы Знамения пресвятой Богородицы» пли «Битва новгородцев с суздальцами»).
Московская живопись по размаху и разветвленности в XIV-— XV вв. не знала себе равных. Ко времени переезда Ф. Грека в Москву здесь сложилась самобытная художественная традиция. Московские мастера учатся у Феофана, но не подражают ему. Под руководством греческого мастера были расписаны церковь Успения Богородицы, Архангельский и Благовещенский собор Московского Кремля. Лучшая из сохранившихся икон круга Феофана — «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны с «Успением Богородицы» на обороте (ГТГ).
В работе над созданием иконостаса Кремлевского Благовещенского собора встретились Феофан Грек и Андрей Рублев — величайший художник Древней Руси. Высокий иконостас — это русское национальное явление, в его становлении сыграли большую роль эти выдающиеся иконописцы.
Полнота единения с Богом в молитве — эту идею в хоровом звучании воплощает композиция иконостаса, спаянная также и художественными средствами общего ритма и цветового строя. Ряды икон (чины) соотносились с архитектурой храма и живописью на стенах. Читается пятиярусный иконостас «хронологически »: сверху — праотеческий ряд ветхозаветной церкви от Адама до Моисея с новозаветной Троицей в центре; ниже -пророческий ряд и Богоматерь с младенцем на центральной иконе; далее праздничный чин событий из жизни Христа и Богородицы от рождества ее до успения; затем деисусный ряд икон молящих Спаса (в центре) о милости; внизу располагался местный чин — рад икон, особо почитаемых в данной местности, и храмовая икона (справа от царских врат).
Кисти Феофана Грека в Благовещенском соборе принадлежат 7 икон деисуса, а 7 икон праздников, по-видимому, написаны Андреем Рублевым. Об этом гениальном иконописце известно немного. В Успенском соборе Владимира он участвовал в создании монументального иконостаса в 6 м высотой из 61 иконы, в числе лучших его икон «Богоматерь Владимирская». Чудом сохранился Звенигородский чин: «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Спас» — гениальный образ Христа — учителя истины.
Самое совершенное творение А. Рублева — «Троица», писанная в похвалу духовному учителю Сергию Радонежскому для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Содержание иконы не ограничено богословскими идеями о таинстве причастия и триединстве божества, она несет в себе и величественную идею соборности, духовного единения людей как условия подлинной свободы человечества.
Русская культура конца XV—XVI вв.
После двух с половиной веков почти полной изоляции культура молодого Российского государства вошла в соприкосновение с ренессансной культурой Запада, укрепляя свое положение среди европейских государств.
Наряду с исторической песней появляется народная баллада («Гнев Ивана Грозного на сына», «Оборона Пскова»). Развивается светская публицистика и историческая литература, проникнутая идеей укрепления самодержавия и его союза с церковью. Появляется и новый жанр остросюжетной повести, его героем стал активный торговый люд.
Выдвижение Москвы сопровождалось размахом строительства. Рядом с искуснейшими мастерами со всей Руси работали и лучшие зодчие Европы, создавая общерусский архитектурный стиль. В Кремле на месте старых храмов времен Ивана Калиты возводились новые. Первым был построен Успенский собор (итальянский архитектор Аристотель Фиораванти) — величественный крестово-купольный пятиглавый храм с единым внутренним пространством. Благовещенский собор, домовую церковь великих князей строили псковские мастера. Среди традиционных образов святых условные портреты великих русских князей и византийских императоров. Архангельский собор (итальянский архитектор Алевиз Новый) соединил в себе традиционные элементы и черты итальянской дворцовой архитектуры XV в. (раковины в закомарах, орнаментированные порталы, круглые венецианские окна). В этом соборе — государственном некрополе — хоронили великих князей и царей. Завершает ансамбль Соборной площади Грановитая палата (Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари), имевшая 500-метровый квадратный зал, перекрытый четырьмя крестовыми сводами с мощным опорным столбом посередине.
В начале XVI в. в каменном зодчестве возникает новый тип шатрового храма, возродивший традицию русского деревянного зодчества. Знамениты два храма, связанные с именем Ивана Грозного. Церковь Вознесения в Коломенском воздвигнута в честь рождения маленького Ивана IV (будущего Грозного) — наследника престола; церковь-памятник во славу родной земли. Вариантом шатрового храма был и собор Василия Блаженного
(Покрова на рву) — храм мемориальный в память покорения Казанского ханства, построенный зодчими Бармой и Постником под стенами Кремля. Вокруг центрального шатрового «столпа» восемь меньших, увенчанных причудливыми главами — многонациональная сказочная каменная поэма. Это был взлет архитектурного гения русского народа. Стоглавым собором 1551 г. шатровые постройки как противоречащие византийским образцам были запрещены.
Среди живописцев второй половины XV в. выделяется Дионисий. Он и продолжает «рублевское» направление, и отступает от него. Мирянин, видимо, знатного происхождения, Дионисий возглавлял большую артель, выполнявшую княжеские, монастырские и митрополичьи заказы. Известны его иконы «Спас в силах» и «Распятие» (ГТГ) и житийные — митрополитов Петра и Алексия. Самым замечательным памятником Дионисия являются фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря па Вологодчине, объединенные ярко-лазурным тоном — ликующее славословие в красках. Место рублевской глубины и простоты занимает у Дионисия праздничная торжественность, уравновешенная и декоративная. После Дионисия эпическая песнь Древней Руси постепенно затихает. Постановлениями Стоглавого собора искусство становится орудием в руках церкви, а она сама — орудием деспотического самодержавия. В условиях церковного надзора затухало настоящее творчество, преобладал шаблон и ремесленничество.
Средствами искусства государство стремилось возвеличить официальные политические идеи в иконописи историко-аллегорического жанра о торжественном возвращении Ивана Грозного из покоренной Казани — «Благословенно воинство небесного царя». Идея «Москва — Третий Рим» воплотилась в росписях Новодевичьего монастыря.
Именно в XVI в. сложилась культура великорусской народности и начинается история культуры русского народа в собственном смысле слова, а развитие древнерусской художественной культуры вступает в завершающую фазу.
6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Столетий и племен смиряя спор, ...Всем дав участье на вселенском пире. Рим над землей крыло свое простер. Все истины, что выступали к свету, Под гул побед, под сенью римских прав, Переплавлялись властно в новый сплав. -...Рим до конца исполнил труд владыки, Он был свершен, когда под вопль и крики Сонм варваров Империю свалил.
В. Брюсов. «Светоч мысли»
Свободой Рим возрос, а рабством погублен.
А. Пушкин. «Лицинию»
Римская цивилизация стала эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее последней страницей. Римское государство прошло путь от сельской общины на р. Тибр до мировой державы. «Вечный город» распространил свою власть от Британских островов до берегов Северной Африки, от Геркулесовых столбов (Гибралтар) до глубинных областей Азии.
Римская культура (VIII в. до п. э. — V в. п. э.) была явлением значительно более сложным, чем греческая. В ее формировании приняли участие многие племена и народы, подчинившиеся римской власти — население Италии, греческих областей, эллинистических государств (Египет, Пергам и пр.). Сформировался синтез греческой и римской культур — позднеантичная греко-римская культура (I—V вв. н. э.). Именно она легла в основу средневековой цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.
Само слово «Рим» стало синонимом величия, славы и военной доблести, богатства и высокой культуры. «Все дороги ведут в Рим», — гласила известная поговорка о столице мира. И весть о падении «Вечного города» (476 г. н. э.) была подобна удару грома, поразившего современников.
В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Патриотизм, готовность пожертвовать жизнью за родину, уважение и любовь к героическому прошлому, традициям предков — на этом стояла римская идеология.
Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного патриция, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Государственное управление и право, дорожное строительство и военное искусство достигли у римлян совершенства, литература и искусство успешно привились на греческом стволе. Однако на труд скульптора смотрели как на ремесло, о чем свидетельствует анонимность римского скульптурного портрета, в частности.
В античный гуманизм римляне внесли черты аналитического миропонимания: суровая проза, точность и историзм мышления легли в основу культуры, далекой от возвышенной поэтичности мифотворчества греков. Практицизм пронизывает все сферы римской культуры.
Если гений греческого народа — гений художественный, то римский гений—политический, постоянно стремившийся к расширению сфер своего влияния и государственных интересов. Внешняя история Рима — история беспрерывных войн. Внутренняя история беспокойна и кровава. Не утихала борьба между плебеями и патрициями, между политическими партиями, аристократическими семьями.
Вся писаная история, легенды и религия, различные виды искусства должны были утверждать идею военного могущества римлян, якобы изначально предопределенного, вечного и незыблемого.
Особенное влияние на развитие римской художественной культуры оказала религия, прошедшая путь развития от религии общин (фамильной, соседской и гражданской) к мировой религии христианства в эпоху кризиса рабовладельческой империи.
«Греция, взятая в плен, победителей диких пленила» — эта фраза римского поэта Горация говорит и о заимствовании римлянами греческого пантеона богов.
Именно у греков римляне переняли обычай возводить богам статуи и поклоняться им и храмах. Греческого Зевса отождествили с римским Юпитером, его жену Геру с Юноной, Аида с Плутоном, Ареса с Марсом, Афродиту с Венерой, Артемиду с Дианой, Афину с Минервой, Гефеста с Вулканом, Гермеса с Меркурием, Посейдона с Нептуном, Диониса с Вакхом и т. д.
Именно греческая скульптура, точнее ее копирование римскими мастерами, сыграла особенную роль в утверждении и распространении императорского культа со времен Октавиана Августа. Однако в центре римской мифологии и религии — «Римский миф», формировавшийся накануне победоносных Пунических войн с Карфагеном и после них. Несмотря на огромное военное превосходство Рима, страны с более древней культурой считали римлян «варварами». Созрела необходимость обосновать «законное» место среди «великих держав». Отсюда увлечение греческой культурой, стремление связать происхождение римлян и италиков с греками и троянцами. Множились рассказы о героических деяниях «предков»: о герое Энее, сыне богини любви Венеры, спасшемся из-под Трои, о его потомках Ромуле и Реме, вскормленных волчицей, и т. п.
Античная традиция приписывает основание Рима, происшедшее в 753 г. до н. э., легендарному Ромулу, когда Рем перескочил борозду, обозначившую границы нового города, и был во время ссоры убит братом. Ромул стал первым римским царем, а новый город получил его имя.
С распространением императорского культа цезарей сенат еще при жизни причислял императора к сонму богов, учреждая для него храмы. Личность властелина символизировала могущество Рима. Его культ объединялся с культом богини Рома, опекавшей Вечный город.
Покоренные Этрурия и Греция одарили Рим достижениями в зодчестве, которые римская архитектура воплотила с невиданным ранее размахом градостроительства в соответствии со стратегическими планами и имперскими амбициями. Римская архитектура грандиозна, величественна, помпезна и обладает конкретно-историческим содержанием, а также высокой степенью практической целесообразности, новизной методов строительства и конструктивных решений. К числу римских достижений относится изобретение бетона, широкое использование арки и возведение сферического купола.
Потребности римского общества породили новые типы сооружений: амфитеатры для гладиаторских игр и звериной травли, термы — грандиозные римские бани, триумфальные арки и колонны, императорские форумы и святилища (Баальбек) и др. Дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники и т. п. получили на римской почве новое архитектурное решение. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм.
Всемирно известны римские водоводы-акведуки, первая из мощеных дорог — Аппиева — «царица дорог», строившаяся свыше 100 лет, с 312 г. до н. э., и названная в VII в. одним из чудес света.
Сохранились мемориальные триумфальные арки императоров Тита (в честь взятия им Иерусалима) и Константина Великого. Оригинальным памятником явилась и 30-метровая колонна императора Траяна перед его храмом, украшенная двухсотметровым ленточным рельефом, давшим яркие образцы исторического рельефа, с документальной точностью передающего картины походной жизни и эпизоды войн с драками.
Бесспорно, самые грандиозные памятники античного Рима— Колизей и Пантеон.
Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима — амфитеатр Флавиев (75—82 гг. н. э.) - в своей каменной чаше вмещал около 50 тысяч зрителей.
Название Колизей произошло от стоявшего рядом колосса - статуи Нерона, позднее переделанной в фигуру Гелиоса. Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровой энергии. Это ощущение рождают не только масштабы здания (высота около 50 м, диаметр 156 м и 188 м), но и торжественная мощь простых арочных ритмов. Четыре яруса украшены элементами трех ордеров: внизу — тосканским (заимствованным у этрусков), выше — ионическими полуколоннами, третий ярус и четвертый (мощный каменный пояс наверху) в коринфском стиле; каменное кольцо завершая арочную композицию амфитеатра, создает ощущение сдерживаемой силы. Даже в развалинах, без статуй, некогда его украшавших, Колизей дышит несокрушимой мощью.
По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает Пантеон (118—125 гг.) — «храм всех богов», построенный греческим зодчим Аполлодором из Дамаска при императоре Адриане и посвященный главнейшим римским богам.
Внутри в семи нишах восседали Юпитер, Марс, Венера, Рома и другие божества. Пантеон представляет собой монументальную гладкостенную ротонду, увенчанную полусферическим куполом, вход в храм украшен широким шеснадцатиколонным портиком: композитного (смешанного) ордера. Некоторая тяжеловесность, массивность внешнего облика храма искупается небывалым простором залитого светом из круглого девятиметрового отверстия, прозванного «око Пантеона», величественного шарового пространства (диаметр круглого храма и высота чуть более 40 метров). Интерьер Пантеона вызывает чувство покоя и величавой возвышенной гармонии. До конца XIX в. его купол оставался самым большим в мире. В эпоху Средневековья Пантеон был превращен в христианскую церковь, а в , 1520 г. в нем похоронили великого Рафаэля. Это величественное здание, словно частица Вселенной, античный космос, явилось последним шедевром архитектуры в период расцвета империи и вершиной римского зодчества.
Также к явлениям мирового значения и ценности относится римский скульптурный портрет — история Древнего Рима в лицах, исторический «документ» небывалого возвышения и трагической гибели великой империи. Своим происхождением римский портрет связан с погребальным культом завоеванных этрусков, с греческой эллинистической скульптурой, а также с римским культом предков: обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить скульптурные портреты членов фамилии. Отсюда поразительная достоверность, даже «натурализм» и беспощадная правдивость пластических характеристик. Особенно это относится к обширной галерее римских императоров.
В эпоху ранней империи римское искусство, выполняя официальный заказ на возвышение и обожествление личности императора, училось льстить власти.
Сохранились скульптурные портреты Августа к образе республиканского полководца (из Прима Порта), изваянии в традициях героизированной греческой классики, Август, совершающий торжественный обряд жертвенного возлияния В тоге, наброшенной на голову, и, наконец. Август в образе Юпитера (по образцу садящего на троне фидиевского Зевса Олимпийского). На одном полюсе беспощадные портреты порочных тиранов Нерона, Калигулы, Каракаллы, галерея «солдатских императоров», а на другом — скульптурные образы Траяна, Веспасиана, Адриана, Антония, Пия, стремившихся к разумной государственной деятельности. К лучшим людям Рима принадлежал и император-философ Марк Аврелий, в его философских рассуждениях исчезло спокойствие некогда уверенного в себе римлянина, властителя мира, ищущая опоры мысль лихорадочно блуждает, охотнее склоняясь к горестно-иронической покорности слепой судьбе, проповедуемой стопками. Однако именно Марку Аврелию, отнюдь не героическому императору, был создан первый из дошедших до нас конный памятник.
Несомненно, скульптурной эмблемой Рима является знаменитая бронзовая Капитолийская волчица, отлитая, предположительно, этрусским мастером. Она была поставлена на Капитолийском холме в ознаменование свержения этрусских царей после почти столетних войн.
Выдающаяся страница древнеримской художественной культуры связана с «золотой латынью». Наиболее плодотворным «век Августа» оказался именно для римской поэзии. Ее расцвет связан с именами Вергилия, Горация и Овидия.
Вергилия Марона называют «римским Гомером» за создание эпической поэмы «Энеида» о странствиях "троянца Энея и его спутников. Вместе с тем в поэме присутствует и другой герой— дух Рима. В центре «Энеиды» идеал его бессмертия, основанного на божественном промысле. Гибель Трои, трагическая любовь Энея и царицы Карфагена Дидоны, путешествие героя по загробному царству, где Энею открывается его миссия — основание Великого города, и другие события воссозданы в национальном эпосе римского народа. В двенадцати книгах «Энеиды» неразрывно сплетаются прославление Рима и императора Августа, восхваление мифических предков, патриотизм и проникновенное понимание человеческих чувств.
Если Вергилий создал классический римский эпос, то Гораций (Квинт Гораций Флакк), друг и современник Вергилия, создал классическую римскую лирику.
Гораций также воспевал доблесть предков, призывал современников быть достойными отцов, однако охотнее он вспоминал о древней красоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о любви, о веселых пирушках с друзьями. Едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил поэзии, среди его «Од» выделяется знаменитый «Памятник»; вдохновленный этой одой А. С. Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
Труд Вергилия и Горация проложил дорогу их младшему современнику Публию Овидию Назону. «Певец любви и страсти нежной», блестящий поэт, Овидий страдальцем кончил свой век, сосланный Октавианом Августом на суровые тогда берега Черного моря и забыт. По-видимому, император был недоволен поэзией Овидия, которая не отвечала его политике.
Главный поэтический труд Овидия «Метаморфозы» — собрание античных мифов о превращениях одних тел в другие. Так, самовлюбленный Нарцисс стал цветком; ожила прекрасная статуя девушки, которую изваял Пигмалион и воспылал к ней любовью; нимфа Дафна, преследуемая Аполлоном, превратилась в лавровое дерево и т. д, В итоге родилось богатейшее собрание (свыше двухсот) самых поэтических образов греческой и римской мифологии.
Латинский язык мертв, но без него немыслима современная, мировая культура. Тот, кто изучает латынь, усваивает мировую культуру. В начале X в. до н. э. на латыни говорило лишь население небольшой области на Аппенинах, затем архаическую латынь сменила классическая, этот язык достиг расцвета в прозе Цицерона и Цезаря, в римской поэзии. В эпоху средневековья на основе латыни сформировались романские языки (итальянский, французский, испанский, португальский, румынский и т. д.), а латынь становится языком католической церкви и пауки. И современная наука тесно связана с латынью; наряду с греческим языком она служит источником образования научной терминологии.
Крылатые латинские изречения украшают и обогащают речь современ-ного культурного человека. Через латынь «терра инкогнита» {«неизвестная земля») римской культуры и истории становится все более понятной. «Урби эт орби» («городу и миру») — к всеобщему сведению звучали слона Цезаря: «Вени, види, вици («пришел, увидел, победил»), а также закон политики: «Дивиде эт импера» («разделяй и властвуй»). Однако «Гомо са-иенс» («человек разумный») римского общества понимал, что главное в жизни — познать самого себя («Носце тэ ипсум»), жизнь движется через преодоление, через тернии к звёздам («Пер аспера ад астра»). И вечно в душе человека искра надежды — «пока дышу, надеюсь» («Дум спира, спера»), хотя знаю, что «проходит земная слава» («Сик транзит глория мунди»), а дальше силентиум — молчание и безмолвие.
Пожалуй, духовным завещанием: греко-римского мира могут стать слова греческого мудреца Бианта — «Омпиа меа мекум порто» («Все мое ношу с собой») — истинное богатство человека в его внутреннем содержании.
7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
На земле древней Эллады детство человечества... развилось всего прекрасней и обладает для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 364;