Смертная казнь и общественное мнение

Учитывая, что ссылка на общественное мнение – весьма распространенный довод сторонников смертной казни, его исследование является особенно важным. Наиболее широко ее исследования ведутся в США, где опросы общественного мнения стали не только традицией, но и атрибутом повседневной жизни.

В любой стране смертная казнь – это не только институт уголовного права, не только инструмент уголовной политики, это - феномен социокультурный. Отношение к этому институту формируется на основе сложного взаимодействия исторических, политических, культурных, правовых и многих других социальных факторов. Неприемлемость отмены смертной казни общественным мнением – один из основных аргументов сторонников этой меры.

Чтобы ответить на вопрос о правомерности такого аргумента, нужно определить насколько это позволяет имеющаяся информация, круг факторов, детерминирующих их влияние, полноту и, наконец, реальные возможности их воздействия на принятие тех или иных решений.

Обратимся вначале к результатам исследований в США. С 1936 года регулярно проводят такого рода опросы. Отметим, прежде всего, что за 20 лет – 1936 по1957 год – число сторонников смертной казни в 1972 году тот показатель колебался в пределах 50%, а с 1976года (когда Верховный Суд США признал смертную казнь не противоречащей Конституции страны) и в последующие 20 лет, число ее сторонников постоянно возросло и к 1995 году составило 77% населения страны. Амплитуда колебаний будет еще сильнее, если весь период наблюдений разделить на два равных отрезка в 30 лет. Окажется, что с 1936 по 1966 года сторонников смертной казни сократилось с 61 до 42%, а с 1966 по 1995года – возросло с 42 до 77%.

Население США относится к смертной казни по-разному, причем оценки опрошенных меняют­ся в зависимости от того, в какой форме ставятся вопрос. Так, при ответах на вопрос о целесооб­разности сохранения смертной казни число сто­ронников (число противников указано в скоб­ках) в разные годы составило:

в 1978 г. – 62%(27%);

в 1981 г. - 66% (25%);

в 1985 г. - 72% (20%);

в 1987 г. - 79% (16%);

в 1991 г. - 76% (18%);

в 1994 г. - 80% (16%);

в 1995 г. - 77% (13%).

Однако эти показатели не совсем точно отражают реальное положение вещей, ибо на самом деле поляризация общественного мнения намного выше. Когда в ходе исследования в 1995 г. вопрос был сформулирован иначе: "Какое наказание предпочтительнее за убийство - смертная казнь или пожизненное заключение?", - оказа­лось, что предложение альтернативы весьма существенно меняет пропорцию оценок: за приме­нение смертной казни высказались лишь 50%, а 32% - за пожизненное заключение. Такая форму­лировка вопроса, видимо, является более кор­ректной, ибо выбор альтернативы точнее отра­жает восприятие смертной казни в общественном сознании и психологии людей.

Дальнейший анализ позволяет дифференци­ровать отношение к смертной казни среди раз­личных социальных групп и отметить определен­ные статистические связи и закономерности, в том числе увязанные с тенденциями виктимизации. Оказалось, например, что выбор смертной казни намного предпочтительнее для мужчин, хо­тя, по данным статистики, женщины составляют 77% всех жертв убийств в США. При равных по­казателях виктимизации оказалось, далее, что среди чернокожего населения страны число сто­ронников смертной казни в 2.5 раза меньше, чем среди белого. Линейные связи очевидны и в груп­пах с более высоким уровнем образования, где больше противников этой меры. Выяснилось также, что с увеличением возраста количество сторонников смертной казни заметно убывает (меньше всего их среди лиц старше 50 лет), тогда как наибольшее число ее приверженцев - среди молодежи. Одно из объяснений такой зависимос­ти связано с тем, что 25% всех жертв убийств в США - молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. За смертную казнь выступают, кроме того, жители пригородов и сельской местности, а также лица с более высоким уровнем доходов. Кроме того, за эту меру наказания выступают большинство жи­телей южных штатов, чьи радикальные настрое­ния определяют географию смертной казни в стране. За последние 20 лет на долю 9 южных штатов приходится почти 80% всех казней. Так, в 1994 г., например, из 306 смертных приговоров 197 было вынесено в южных штатах. Не меньшим радикализмом здесь отличаются и юристы-профес­сионалы. В 1996 г. в штате Теннесси, например, американские ученые Д. Уайтхэд и М. Робберс оп­росили большую группу работников уголовной юстиции. Оказалось, что среди них сторонниками смертной казни являются около 90%, тогда как по стране в целом — 66% (кстати, меньше всего их среди судей и работников полиции). Смертную казнь в этом штате поддерживают 95% законода­телей, 91% обвинителей и 21% адвокатов.

Остановимся теперь на некоторых результатах опроса общественного мнения, проведенного в ЮАР. Специфическим фоном этого исследова­ния явились резкий рост насилия в стране, широкое применение казней и смена политической власти. В целом указанное исследование дает до­статочно сложную и зачастую противоречивую статистическую картину. Несмотря на широкое применение казней на момент опроса, наиболее сильной реакцией для всей выборки исследовате­ли считают высокую распространенность мнения о том, что эта мера должна применяться чаще (48%). Вместе с тем 51% опрошенных полагают, что основная причина для ее отмены - это воз­можность судебной ошибки, а 45% - ярко выра­женное проявление расовых различий.

Среди сторонников более широкого примене­ния смертной казни - выходцы из Индии и белое население страны, тогда как среди африканцев превалировали противники названной меры. (Это не случайное явление: в 1990 г. из 300 осуж­денных к смертной казни 270 были африканцами и лишь 30 - белыми.) Понятно, что длительный период апартеида наложил отпечаток на всю сис­тему общественных отношений, и в том числе на функционирование системы уголовной юстиции в стране. В 1995 г. Конституционный суд ЮАР особо подчеркнул, что расовые различия при от­правлении правосудия по такого рода делам по­служили главной причиной отмены смертной каз­ни. И неудивительно, что в условиях смены поли­тической власти в стране люди с более высоким доходом значительно в большей степени, чем не­имущие, выступают за широкое применение смертной казни. Количественно различия в раз­резе этого фактора намного выше, чем, напри­мер, в США, где, как известно, действуют давно устоявшиеся и куда более мощные механизмы защиты социальных групп с высокими доходами.

Более интересной оказалась статистическая связь между отношением к смертной казни и ре­лигиозными убеждениями. Так, среди выступаю­щих за более широкое применение этой меры на­казания 27% были христианами, 10% - мусульманами и 14% исповедовали буддизм. В то же время именно христиане преобладали и среди противни­ков смертной казни. Объяснение такой амбивалентности, видимо, связано с давно подмеченным дуализмом христианского учения. Самые поздние исследования, проведенные в Бангладеш, а затем и в ряде мусульманских стран, также свидетельст­вуют о том, что религиозный фактор - одна из де­терминант, формирующих отношение к смерт­ной казни.

Исследование в ЮАР показало, что более по­ловины опрошенных не имели сколь-либо полного представления о круге деяний, наказуемых смертной казнью: 90% не знали о серьезных из­менениях уголовного законодательства в этой об­ласти, а 9 из 10 опрошенных не имели даже при­мерного представления о масштабах применения смертной казни в стране.

Самым большим откровением для исследова­телей явились факторы, оказавшие наибольшее влияние на тех, кто ратовал за широкое примене­ние этой меры. В связи с тяжелым экономичес­ким положением в стране опрошенные полагали, что смертная казнь является более дешевым и экономичным вариантом обращения с преступ­никами, чем пожизненное заключение. Поэтому полученные результаты трудно назвать шокиру­ющими. Ибо обременительность огромных рас­ходов на длительное содержание осужденных в тюрьмах - достаточно распространенный аргу­мент сторонников смертной казни и в других странах. Не удивительно, что некоторые восточ­ноевропейские страны, отказываясь от примене­ния смертной казни, ожидают от международных организаций определенной финансовой и техни­ческой помощи для улучшения условий содержа­ния осужденных в переполненных исправитель­ных учреждениях.

Особая ситуация в этом отношении сложилась в США. Учитывая неповоротливость американ­ской судебной машины, сверхдлительные сроки прохождения апелляций на смертные приговоры, а также стоимость их рассмотрения, каждая казнь в США в конечном счете крайне дорого обходит­ся налогоплательщикам. Средний срок между вы­несением и исполнением таких приговоров ныне составляет почти 10,5 года. Поэтому в Калифор­нии, например, где "очередь смертников" самая большая в стране, сейчас обсуждается законо­проект (билль 1600), в котором предлагается ужесточить условия подачи и сроки рассмотре­ния таких апелляций. В США подсчитали, что в Северной Каролине, например, одна казнь обходится налогоплательщикам в 2.16 млн., а во Фло­риде - 3.2 млн. долл. Не случайно недавно прове­денный в Нью-Йорке опрос показал, что число сто­ронников смертной казни снизилось с 72 до 56%, когда респондентам сказали, что казнь осужден­ного стоит намного дороже, чем его пожизненное содержание в тюрьме. В целом по стране "стоимость" одной смертной казни сегодня в 2.5-3 раза выше, чем расходы на пожизненную изоляцию осужденного. Правда, наиболее активные сторонники этой меры среди законодателей счита­ют, что такие расходы оправданны.

Обратимся теперь к состоянию дел в Восточ­ной Европе, где общественное мнение, как выяс­нилось, характеризуется еще более высокой сте­пенью ригоризма. ВЛитве, например, последние социологические исследования, проведенные в 1996 г. компанией "Балтийос тиримай", показали, что 75% опрошенных высказались за сохранение смертной казни и лишь 15% - за ее отмену. Прак­тически совпадающие результаты дают опросы в Польше, Латвии и Эстонии. Что же касаетсяРоссии, то сколь-либо достоверная информация об отношении населения к этой мере десятилетиями отсутствовала. В 1988 г. Г.М. Миньковский при­водил данные о том, что 80-85% опрошенных яв­ляются противниками отмены смертной казни, не указав, однако, где, когда и как проводился этот опрос, какова его методика, репрезентативность и т.д. С тех пор общественно-политическая, эко­номическая, криминальная и психологическая си­туация в стране, как известно, кардинально изме­нились. Поэтому дефицит информации обуслов­ливает повышенный интерес к любым данным о состоянии общественного мнения, в том числе к данным локальных исследований. Одно из них проведено в Нижегородском филиале ВНИИ МВД в 1996 г.

Сознавая ограниченность полученной инфор­мации рамками региона, а также значение регио­нальных различий по ряду параметров общест­венной жизни, в том числе по уровню и характеру преступности, остановимся лишь на тех результа­тах этого исследования, которые в наименьшей степени опосредованы издержками методическо­го характера, чаще всего неизбежными в ходе та­кого рода пилотажных исследований. Особый ин­терес с этой точки зрения представляют данные об уровне правовой осведомленности населения. Установлено, например, что, по мнению двух из трех опрошенных, при назначении наказания за убийство закон предусматривает смертную казнь в качестве обязательной меры. В то же время, от­вечая на вопрос о наказуемости убийства по дей­ствующему законодательству, 74% опрошенных назвали лишение свободы, 12% - пожизненное заключение и лишь 11% - смертную казнь.

Респондентам было предложено, далее, отве­тить на вопрос, какое наказание за убийство, по их мнению, является наиболее справедливым. Оказа­лось, что 20% назвали смертную казнь, 32% -смертную казнь или пожизненное заключение, еще 31% - смертную казнь или лишение свободы на длительные сроки и лишь 12% - вообще не на­звали смертную казнь, ограничив наказание лише­нием свободы. По-разному в оценках опрошенных видится и перспектива использования высшей ме­ры. Так, 73% считают возможным применять смертную казнь только в крайних случаях, 18%, наоборот, полагают, что ну надо применять как можно шире, и лишь 9% опрошенных считают, что смертную казнь следует отменить.

Эти результаты дают в известной степени представление о состоянии общественного мне­ния, но, разумеется, никак не являются неожидан­ными, ибо правосознание и психология уже не­скольких поколений людей в России несут на себе печать насилия и жестокости классовой борьбы, разрушительных войн и тоталитарной идеологии. Затерзанное неустроенностью жизни, уставшее от ожидания позитивных результатов реформ и еще далекое от понимания подлинных демокра­тических ценностей, большинство населения убеждено, что без жестокости нельзя справиться с преступностью. Такое правосознание культиви­ровалось десятилетиями, но в последние годы оно еще более упрочилось в связи с невиданным рос­том преступности. Отсюда и широко распростра­ненные суждения о необоснованной мягкости наказания опасных преступников, тем более что су­дебная практика последних лет действительно отличалась невиданным ранее и не присущим ей Либерализмом. Вместе с тем, требования ужесто­чения наказания во многом отражают неудовле­творенные потребности людей в государственной защите и безопасности.

Из статистики видно, что аргументы в защиту смертной казни хотя и популярны, но недостаточны, поскольку они основаны, прежде всего, на эмоциональных мотивах, а не фактологии предмета.

Поскольку смертная казнь, как уже говорилось, является наиболее политизированным институтом уголовного права, те или иные решения о перспективах его использования, особенно ее отмене, всегда носят, прежде всего, политический характер. Неполнота и противоречивость информации, о состоянии общественного мнения существенно снижают значимость результатов опросов, и это обстоятельство не может входить в баланс размышлений при принятии политических решений. К тому же с точки зрения уголовной политики общественное мнение в любой стране всегда носит консервативный характер. Оно основано на избытке эмоций на стереотипах прошлого с неохотой воспринимает ломку издавна сформировавшихся представлений. Поэтому государство должно идти впереди общественного мнения, способствовать его информированности и рациональному формированию, разъяснять желательные причины, социальные и политические выгоды того или иного решения о перспективах применения смертной казнь. Последней, предусматривающей конституцией РФ (ст50) возможностью избежать смертной казни, является помилование.

Помилование

Помилование, т.е. освобождение от назначенного наказания, осуществляемое государством, не бесспорный правовой институт, хотя он и предусмотрен Конституцией РФ и известен законодательству многих стран. Помилование как традиция исходит из времен абсолютной монархии, когда монарх – владыка душ, тел, имущества и самой жизни подданных мы казнить и миловать любого. Следует признать, что помилование, даруемое государством, по существу не противоречит идее и современного правового государства








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 511;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.