Специфика жанров конкурсных работ
В соответствии с целями и задачами Конкурса и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Конкурса: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная экскурсия, очерк, репортаж, интервью, слово, эссе, рецензия.
Жанр своего сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно.
Рассказ – небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию.
Сказка – эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы.
Письмо – эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.
Дневник – форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора.
Заочная экскурсия – 1) Разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность.
2) Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.
Очерк – в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.
Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части:
1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события);
2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего);
3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж).
Интервью – жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики.
Слово – литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.
Эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора.
Рецензия – критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению.
4.3. Выбор темы конкурсной работы.
Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.
Тематические направления Конкурса:
1. Слово как источник счастья. В рамках этого тематического направления можно размышлять о роли языка в жизни человека и общества; о возможностях, которые предоставляет человеку владение языком; о силе слова, о радости и наслаждении, которые оно доставляет человеку; о могуществе человека, владеющего словом; о необходимости бережного отношения к слову и языку; об экологии языка. Можно писать не только о русском языке, но и о своем родном, одном из национальных языков России. В своих сочинениях можно рассуждать, фантазировать, использовать научный или литературный материал, делиться собственным опытом, рассказывать истории о себе, своих земляках, языковой культуре и литературе своего народа или края.
2. О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе. Нравственным мы называем то, что соответствует нравственным принципам – принципам чести, долга, справедливости, любви и доброты. Значит, сочинения в рамках этого тематического направления могут быть посвящены размышлениям и рассказам о том, как в истории страны и в жизни конкретных людей нравственное начало оказывается сильнее безнравственности; о том, как исторические события влияют на становление нравственных качеств человека. Работы могут быть написаны с использованием исторического, литературного, биографического и краеведческого материала.
3. Тематическое направление «Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность» (Квинт Гораций Флакк) предполагает написание сочинений, посвященных жизни и творчеству российских писателей, поэтов, драматургов, чьи юбилеи отмечаются в 2018 году:
А.А. Дельвиг (220 лет), И.С. Тургенев (200 лет), Л.Н. Толстой (190 лет),
Н.Г. Чернышевский (190 лет), М. Горький (150 лет), Н. Носов (110 лет),
Б. Заходер (100 лет), А. Галич (100 лет), Ч. Айтматов (90 лет), Ю. Коваль
(80 лет), В. Крапивин (80 лет), Л. Петрушевская (80 лет), В. Высоцкий
(80 лет). Сочинения могут быть написаны также с опорой на творчество и биографию региональных писателей-юбиляров, тогда в них обязательно должно быть указание на это. В основу сочинения может быть положен литературный, мемуарный, биографический и краеведческий материал; работа может содержать оценку и истолкование произведений данных авторов, представлять собою историю вашего знакомства с творчеством писателя или поэта, воображаемый диалог с ним, творческую интерпретацию фактов его биографии. При обращении к художественным произведениям их следует не пересказывать, а анализировать. Работы, посвященные биографии и творчеству российских писателей и поэтов, которые не являются юбилярами в 2018 году, будут считаться не соответствующими тематическим направлениям Конкурса.
4. Тематическое направление «Книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер: юбилеи литературных произведений в 2018 году» предполагает написание сочинений, посвященных книгам-юбилярам
2018 года (за отсчет берется дата публикации прозаических произведений или сборников, публикации или постановки на сцене для драматических произведений, дата написания – для поэтических произведений):
180 лет – «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова;
170 лет – «Белые ночи» Ф.М. Достоевского;
160 лет – «Аленький цветочек», «Детские годы Багрова-внука»
С.Т. Аксакова (публикация единой книгой);
150 лет – «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского;
140 лет – «Бесприданница» А.Н. Островского;
120 лет – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» А.П. Чехова;
110 лет – «Романтические цветы» Н. Гумилева, «Суламифь»
А.И. Куприна, «На поле Куликовом» А. Блока;
100 лет – «Двенадцать» А.А. Блока, «Фарфоровый павильон»
Н. Гумилева, «Инония» С. Есенина;
90 лет – «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, «Человек-амфибия» А. Беляева, «Лесная газета» В. Бианки (публикация единой книгой), «Три толстяка» Ю. Олеши;
80 лет – «Старик Хоттабыч» Л. Лагина;
70 лет – «Кортик» А. Рыбакова.
Предлагаемый список может быть дополнен другими произведениями, в том числе произведениями региональных писателей. Работы могут быть написаны с использованием мемуарного, биографического, литературного и краеведческого материала; содержать оценку и истолкование произведений; рассказ или размышления о роли той или иной книги в вашей жизни. Художественные произведения, которым посвящено сочинение, не следует пересказывать. Постарайтесь увидеть в них то, что интересно и важно именно вам, и показать это тем, кто будет читать ваше сочинение.
5. Тематическое направление «Он хороший писатель. И прежде всего — гражданин» (А. Тарковский) посвящено 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына. Если вы выбираете это направление, то можете писать сочинения, посвященные как литературному творчеству, так и общественной деятельности, фактам из биографии писателя. Работы могут быть написаны с использованием исторического, мемуарного, биографического, литературного и краеведческого материала; содержать оценку и истолкование произведений А.И. Солженицына.
6. «Хоровод муз» (А. Блок): 2018 – Год театра и балета. Это тематическое направление посвящено театру и балету, связи этих искусств с другими, прежде всего – с литературой. Сочинения могут быть также посвящены истории русского театра и балета, известным деятелям театрального искусства, значению театра в жизни человека и общества вообще и конкретно в вашей жизни. Работы могут быть написаны с использованием литературного, искусствоведческого, биографического и краеведческого материала. Если вы выбираете это тематическое направление, следует избегать в работе общих рассуждений без конкретного содержания.
7. Тематическое направление «Россия, устремлённая в будущее»предполагает написание сочинений, посвященных вашим представлениям об эффективных технологиях будущего в области науки и образования, промышленности, энергетики, транспорта, медицины, экологии, градостроительства, энергетики, космонавтики. Работы могут быть написаны с использованием научного или документального материала. В рамках данного тематического направления на общих основаниях принимаются работы участников Конкурса «Вместе ярче».
8. Тематическое направление «Имен в России славных много» предполагает написание работ, посвященных размышлениям о вкладе человека в развитие России в целом и своей малой Родины; достижениям уроженцев региона, приобретших общероссийскую и мировую известность в различных областях; людям, чьи жизнь и деятельность являются примером для молодого поколения. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического и краеведческого материала.
9. Тематическое направление «Настоящая ответственность бывает только личной» (Ф. Искандер): 2018 – Год добровольца (волонтера) предполагает написание сочинений о проявлении гражданской активности в различных областях жизни; об участии молодежи в социально значимых, культурно-просветительских, экологических добровольческих движениях; о стремлении помогать людям, приносить пользу России, малой Родине. Желательно, чтобы работа была написана с опорой на ваш личный, реальный опыт участия в социально значимой деятельности.
10. Тематическое направление «Вместе – целая страна»: 2018 – Год единства народов России» предполагает написание сочинений, посвященных укреплению мирных, дружеских межнациональных отношений народов, проживающих в Российской Федерации. Работы могут быть написаны с использованием исторического, литературного, биографического и краеведческого материала.
11. Тематическое направление «Деньгами надо управлять, а не служить им» (Луций Анней Сенека) предполагает написание работ, посвященных вопросам финансовой грамотности. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического и краеведческого материала.
12. Тематическое направление «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин): славные страницы истории Самарского края» предполагает написание работ, раскрывающих осмысление вами понятия «цивилизационное наследие Самарского края»: того, что является вкладом Самарского края в мировую историю, культуру, науку и собственной ответственности за сохранение и приумножение этого наследия. За основу работы желательно взять конкретный историко-культурный или краеведческий материал.
Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 486;