История основания Константинопольской Церкви 16 страница

В 1335 г. византийский император Андроник III предпринял поход из Константинополя и достиг Диррахия, восстанавливая византийское господство на территории Албании, но империя потеряла контроль над этими территориями уже в 40-х г.г. В середине XIV в. Албания попала под власть Сербского государства, что привело к упадку многие епархии. После смерти Стефана Душана (1355) его обширное царство распалось; на его территории стали образовываться небольшие княжества. Среди крупных родов выделялись Топия. В 1392 г. князья Топия передали Диррахий венецианцам, которые контролировали его до 1501 г.

В начале XV в. большинство районов Албании были покорены турецким султаном или признали вассальную зависимость от него. В течение почти всего XV в. Албания сопротивлялась турецкому завоеванию. Это сопротивление связано с именем национального героя Албании Георгия Кастриоти, прозванного Скандербегом. В 1443 г. он изгнал турок из своих родовых владений в Круе и поставил под свой контроль значительные территории современной Албании, создав союз (лигу) князей. Он успешно отразил карательные походы двух турецких султанов, заручился поддержкой Неаполитанского королевства и папства. После смерти Скандербега в 1468 г. его преемники продолжали оказывать сопротивление османским завоевателям. Только в 1479 г., после падения Шкодера и Дерреса, османам удалось установить свое господство над всей Албанией.

В период пребывания Диррахийской епархии в юрисдикции Охридской архиепископии в источниках упоминается то митрополит, носящий титул предстоятеля Церкви Диррахия и Гора-Мокра, то митрополит Диррахия и епископ Гора-Мокра.

О времени основания Белиградской митрополии точных сведений не сохранилось (Белиград — совр. Берат). Название Белиград встречается в начале XIV в. Город был завоеван османами в 1431 г. Упоминаются 20 имен архиереев Белиградской митрополии, из которых наиболее известными являются Игнатий (1691–1693) и Иоасаф (1752–1760 и 1765–1801). При Иоасафе Белиградская митрополия вернулась в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

Корчинская область еще до построения самого г. Корча (1490) относилась к Касторийской митрополии (Кастория — современная территория Греции), которая также входила в Охридскую архиепископию. Корчинская митрополия основана в начале XVII в., она объединила Колонийскую, Деволскую и Селасфорскую епископии. Первым известным епископом. Корчинским является Неофит (1624 и 1628). В 1670 г. архиепископ Охридский Парфений, происходивший из Корчи, возвысил свой родной город в ранг митрополии, первый епископ которой носил титул митрополита Корчинского, Селасфорского и Мосхопольского.

Епископии Южной Албании по-прежнему входили в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Из известных 18 Дельвинских епископов наиболее древний — Манасия (1270). Имеется множество свидетельств об истории епископии Дриинопольской в Х — XVIII в.в. Из известных 41 ее епископа такие выдающиеся, как Софиан (1672–1700) — борец против исламизации, Митрофан (1752–1760) — музыковед и Досифей (1760–1799), которому в эпоху господства мусульманских властей удалось воздвигнуть около 70 храмов.

В период исламского владычества самым серьезным испытанием для Церкви Албании было массовое принятие ислама албанцами. Исламизации населения способствовало и отсутствие христианской литературы на родном языке. В то же время в приморском регионе Химары действовали различные пропагандистские римо-католические миссии. Для укрепления Православия во многих районах с XVII в. возводились новые монастыри, которые превращались в центры духовного делания, противостояния иноверию, воспитания, напр., в монастырях Равенийском, Пепельском, Дринском, Чепском, Поличанском, Чатистском, Каменском, Лесиницком, Кокамьяском, Паяашском, Химарском, Дримадском, Кипарском, Хормовском, Кодрском, Арденицком, Аполлонийском, Предтеченском в Мосхополе (совр. Воскопоя), и др.

Православное население поддерживали клирики. Особенно отличался иеромонах Нектарий (Терпос) из Мосхополя. Он подвизался в период с 1719 по 1730 г.г. в области Берата и Спафии. Бежал от преследований в Италию, где издал свою книгу «Вера», которой старался отвратить православных от ислама.

Во многих местах Албании со строительством храмов и организацией школ сопротивление исламу усиливалось. В числе наиболее важных центров был Мосхополь, построенный в труднодоступной гористой местности. Большое положительное значение имело отсутствие в городе военной османской администрации, В XVIII в. он имел примерно 60 тыс. жителей. Население его было достаточно однородно в религиозном и социальном отношении — это были православные купцы и ремесленники. Экономическое благосостояние и городское самоуправление определили и высокий культурный уровень жизни в городе. Большую славу стяжала «Новая Академия» Мосхополя (1744), ее библиотека и типография. В городе было 20 храмов. До 1670 г. Мосхополь непосредственно подчинялся архиепископу Охридскому, а затем — Корчинской митрополии. Его упадок начался после разграбления, которому он в условиях феодальной анархии трижды подвергся в 60-80-х г.г. XVIII в.; ныне превратился в деревню.

Чтобы избежать исламизации и сохранить свою веру, отдельные группы христиан в период османского завоевания предпочитали становиться «криптохристианами». Они имели имена и внешее поведение мусульман, однако в семейной жизни сохраняли православные традиции. Наиболее типичным случаем криптохристианства в Албании является Тоскидон (Спафия) — горный район южнее Эльбасана. Это явление продолжалось с конца XVII в. до конца XIX в. В этом регионе были и новомученики.

Четвертый период истории Церкви в Албании продолжался от 1767 г., когда вместе с Охридской архиепископией албанские епархии были подчинены Константинопольской Патриархии, до 1937 г. — канонического дарования автокефалии Албанской Православной Церкви. В этот период реорганизуются митрополии и епископии, строятся новые храмы и предпринимаются систематические усилия по духовному пробуждению православных. Выдающейся личностью этой эпохи является св. Косма Этолийский, который с 1775 г. подвизался в Албании, завершив свою миссионерскую деятельность мученичеством в 1779 г. в Берате. В годы духовной зависимости православных албанцев от Константинополя в их школы и богослужение настойчиво вводился греческий язык.

В XIX в. в Албании пробуждается и быстро растет сильное движение против власти фанариотов. Создается албанская азбука, появляется национальная литература. Большую роль в духовном возрождении своего народа в это время сыграли православные албанцы, несколько ранее эмигрировавшие в Болгарию, Румынию и США. Они основали национальные «дружества», которые деятельно распространяли национальную литературу.

В XVIII–XIX в.в. предпринимались попытки перевода Священного Писания на албанский язык. Среди переводчиков первым упоминается иеромонах Григорий Константинидис, впоследствии митрополит Диррахия, который перевел Ветхий и Новый Завет, используя албанский шрифт, но этот перевод не сохранился. В XIX в. Григорий Агирокастрский (епископ Эвбейский) опубликовал перевод Нового Завета на албанском языке греческим шрифтом. Позднее свет увидели переводы К. Христофоридиса на гегском (1869) и тоскском (1879) наречиях также греческими литерами.

Конец XIX — начало XX столетий ознаменовались в истории Православия в Албании резким разделением в среде духовенства на высшее и низшее. Епископат, состоящий из греков, всеми способами стремился продолжить эллинизацию албанцев. Большинство же низшего духовенства, по национальности албанского, выступило за введение в богослужение своего языка и вообще за восстановление местных церковных традиций.

В 1878–1881 г.г. возникло и получило развитие самое крупное общенациональное движение за автономию и территориальную целостность Албании, известное под названием Албанская лига, или Лига Призрена. Добившаяся фактической автономии Северной Албании и Косова, Лига в итоге была разгромлена Турцией. Попытка возродить движение в 1899–1900 г.г. (Лига Пейи) также окончилась неудачей. Только в результате народных восстаний 1909–1912 г.г. и после поражения Турции в одной из войн, 28 ноября 1912 г. в г. Влера Албания была провозглашена независимым государством. Было также образовано правительство во главе с Исмаилом Кемали. Великие державы признали независимость Албании только через два года.

11.1.3. Провозглашение автокефалии

С получением политической независимости в стране развивается широкое движение за провозглашение церковной автокефалии. В решении этого вопроса важную роль сыграла албанская диаспора в Америке и в Европе. Решение об объявлении Албанской Православной Церкви автокефальной было принято в 1922 г. на «Великом Албанском православном церковно-народном соборе», состоявшемся в городе Берате под председательством протопресвитера Василия Марко. Собор избрал первым национальным епископом архимандрита Виссариона (Джованни), по происхождению албанца, окончившего Богословский факультет Афинского университета. Бератский собор определил найти и других кандидатов во епископы, а также избрал Временный верховный церковный совет, который до 18 февраля 1929 г. (времени образования Св. Синода) имел в Албанской Церкви верховную власть.

Спустя несколько месяцев из Константинополя в Албанию прибыл епископ Мелитопольский Иерофей в качестве специального Патриаршего Экзарха по делам Албанской Церкви. По прибытии в Албанию он занял свободную Корчинскую кафедру. Решения Бератского собора он не отверг и в своей текущей деятельности руководствовался указаниями Временного верховного церковного совета.

В 1923 г. сторонники албанской церковной автокефалии начали официальные переговоры с Костантинопольской Патриархией. Поначалу они ограничивались требованиями лишь церковной автономии. Патриархия не возражала против автономии, но потребовала, чтобы богослужебным языком в Албанской Церкви оставался только греческий язык. Албанцы категорически отказались выполнить это требование, и отношения с Константинополем оборвались.

В том же 1923 г. был хиротонисан во епископа Албанской Церкви Фана (Феофана) Ноли (1882–1965), один из первых иерархов-албанцев. Он перевел многие церковные тексты на албанский язык, настаивал на введении албанского языка в богослужение. Годом раньше — в 1922 г. — в Албании был установлен политический режим во главе с Ахметом Зогу. Политика правительства Зогу вызвала в Албании протест, который в 1924 г. вылился в вооруженное восстание под руководством только что хиротонисанного епископа. Новое правительство, возглавленное епископом Фаном Ноли, продержалось у власти недолго, до декабря 1924 г. Не став сразу на путь действительной демократизации страны, оно быстро пало под новым натиском реакции, поддержанной в финансовом отношении итальянским и югославским правительствами. Ахмет Зогу вернулся в Тирану, установил там диктаторский режим, в 1925 г. стал президентом республики, а в 1928 г. провозгласил себя «королем албанцев». Епископ Фан Ноли был вынужден покинуть Албанию.

Тем временем архимандрит Виссарион вступил в переговоры с Сербской Патриархией о своей хиротонии. В мае 1926 г. он был в Цетинье (Черногория) (по другим данным в мае 1925 г. в Герцеговине в Саввинском монастыре) хиротонисан двумя русскими архиереями, эмигрировавшими в Югославию, после чего приехал в Албанию.

После немалых разногласий в результате переговоров, которые велись с 1926 г., Константинополь утвердил автономию Албанской Православной Церкви. В феврале 1929 г. епископ Виссарион участвовал в хиротонии еще трех епископов-албанцев без предварительных соглашений с Константинополем. Албанская Церковь получила полноту своих иерархов. Вслед за утверждением Св. Синода королем Зогу Синод провозгласил Албанскую Православную Церковь автокефальной, избрал епископа Виссариона своим председателем и архиепископом всея Албании, а греческие архиереи — представители Константинопольского Патриарха — были высланы из Албании.

Основные положения принятого в 1929 г. Албанским Св. Синодом первого Устава об управлении Церковью утверждали исключительно национальный характер Церкви. В уставе говорилось, что архиепископ и епископы должны быть по крови и языку албанцами и албанскими подданными. Эти положения Устава явились прямым нарушением слов апостольских о Церкви Христовой, в которой «нет уже иудея, ни язычника», но все составляют «одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Константинопольская Патриархия отрицательно восприняла свершившееся в Абланской Православной Церкви. Непризнание Поместными Православными Церквами автокефалии Албанской Церкви, усиленная католическая пропаганда и недоброжелательное отношение к Православию правительства Зогу поставили Албанскую Церковь в труднейшие условия. В 1930 г. правительство Зогу издало декрет «О религиозных общинах», согласно которому церковное имущество поступало в распоряжение местных властей, а не самих общин. Священнослужители были лишены избирательных прав.

В мае 1936 г. архиепископ Виссарион подал в отставку. В апреле 1937 г. делегация албанских церковных деятелей во главе с епископом Синадским Христофором (управлял Бератской митрополией) вступила в переговоры с Константинополем о даровании законной автокефалии Албанской Церкви. Переговоры закончились успешно — 12 апреля-1937 г. последовал Синодальный Томос, признавший автокефалию Албанской Православной Церкви.

Почти вся албанская иерархия была сменена. Архиепископом Тираны и всея Албании был поставлен Синадский епископ Христофор. В Константинополе были хиротонисаны епископы на Корчинскую и Аргирокастрскую кафедры. Албанский архиепископ должен был брать св. Миро в Константинополе и туда же обращаться с вопросами общецерковного характера.

В годы Второй мировой войны, когда в 1939 г. Албанию оккупировала фашистская Италия, многие священнослужители молодой Автокефальной Православной Церкви приняли непосредственное участие в борьбе с захватчиками. Начались попытки подчинения православного населения власти Римского престола через унию. С этой целью римско-католические миссионерские ордена стали проникать в южные районы страны.

Известнейшим предстоятелем Албанской Православной Церкви был архиепископ Паисий (Водица, 1886–1966). В ноябре 1942 г. архимандрит Паисий был избран членом Национально-Освободительного Совета. В августе 1949 г. он был возведен на пост главы Албанской Православной Церкви. В качестве его преемника был избран 73-летний епископ Дамиан (Коконеши). На кафедре Предстоятеля Церкви он пробыл всего около года — в 1967 г. его заключили в тюрьму, где он, предположительно, в ноябре 1973 г. и скончался.

11.1.4. Албанская Церковь в условиях коммунистического режима. Налаживание церковной жизни

После освобождения Албании от захватчиков к власти в стране пришли коммунисты. В январе 1946 г. была провозглашена Народная Республика Албания во главе с генеральным секретарем Коммунистической партии Албании Э. Ходжей (1908–1985). Начались политические репрессии, преследование верующих.

Со второй половины 60-х годов никаких известий о положении Албанской Православной Церкви не поступало. Коммунистический режим Энвера Ходжи в 1967 г. закрыл все церкви, а правительство заявило, что Албания является первой страной в мире, в которой полностью ликвидированы все религиозные объединения. 4 апреля 1967 г. появился документ, запрещающий любое отправление культа. Албания была объявлена атеистическим государством. Конституция 1976 г. содержала статьи о непризнании религии государством и о запрещении религиозных организаций, религиозной деятельности и пропаганды. Гонения приняли массовый характер. Были разрушены сотни храмов, большинство монастырей, уцелевшие храмы и монастыри превращены в мастерские, склады и т. п. Клирики были лишены сана. Священнослужителей и активных прихожан отправляли в места заключения, многие из них приняли мученическую смерть. Отказывавшихся подчиниться расстреливали на месте. Тех верующих, которые дерзали перекреститься на виду у других, осуждали к тюремному заключению на 10 лет.

Со смертью Э. Ходжа в 1985 г. усилилось общественное противостояние безбожному режиму. Весной 1991 г. пал коммунистический режим и в Албании установилась многопартийная система. Началось восстановление Православной Церкви и всей религиозной жизни в стране. В 1991 г. около трех тысяч православных в Албании собрались на пасхальное богослужение в единственном действующем в Тиране православном храме.

Важным событием явилось восстановление всех четырех епархий Албанской Церкви. Митрополиты на восстановленные епархии были избраны Священным Синодом Константинопольской Патриархии в июне 1992 г. Но хиротония их состоялась лишь в июле 1996 г. Причина замедления в хиротонии объясняется тем, что Албанское правительство не желает принимать иерархов-греков — иностранцев. Лишь 18 июля 1998 г. состоялось возведение епископа Игнатия на кафедру митрополита Бератского. В тот же день архиепископ Анастасий и митрополит Игнатий возглавили в Тиране учредительное заседание Священного Синода, на котором были избраны два новых иерарха — митрополит Корчинский Иоанн и епископ Аполлонийский Косма. Сразу же был утвержден состав Священного Синода Албанской Церкви. Воссоздание Священного Синода — событие весьма отрадное в жизни Церкви, но остаются и трудности: не замещена Гирокастрская кафедра, медленно идет процесс возвращения Церкви ее святынь и прежней собственности, активно действуют нахлынувшие в Албанию проповедники других конфессий, периодически развертывается кампания против архиепископа Анастасия (как иерарха-грека).

По статистическим данным, относящимся к довоенному времени, в Албанской Православной Церкви насчитывалось: 250 тысяч верующих, 354 храма и 300 часовен, 370 приходских священников, 28 монастырей, из которых 18 больших. По данным на 60-е годы: 350 тысяч православных, 365 храмов, 206 священнослужителей, 12 монастырей. Албания — очень бедная страна. Подсчитано, что с момента открытия границ в 1990 г. треть населения Албании, составляющего 3,2 млн., выехало на работу в другие страны. В одной лишь Греции насчитывается полмиллиона албанцев, большинство из которых — нелегалы.

До 1971 г. существовала епархия Албанской Православной Церкви в США. В указанном году согласно прошению она была принята в состав Православной Церкви в Америке под названием «Албанская архиепископия».

В 1886 г. в США прибыли первые албанские переселенцы; к началу XX в. преимущественно в Бостоне и его окрестностях образовалась значительная колония православных албанцев-эмигрантов. Их духовное окормление совершалось священниками-греками, входившими в клир Алеутской и Аляскинской епархии Русской Православной Церкви. Становление Албанской архиепископии было связано с плодотворной церковной деятельностью албанского выходца из Турции Фана Ноли, прибывшего в США в 1906 г. В 1908 г. он был рукоположен в пресвитера архиепископом Алеутским и Североамериканским Платоном (Рождественским). Отец Феофан перевел с греческого на албанский язык Божественную литургию св. Иоанна Златоуста и впервые отслужил эту литургию в своем приходе. Он организовал несколько новых албанских приходов, составивших Албанскую православную миссию, администратором которой он был назначен в 1918 г. епископом Канадским Александром (Немоловским). В этом же году иерей Феофан принял монашество и владыкой Александром был возведен в сан архимандрита. В феврале 1919 г. на Втором Всеамериканском церковном соборе в Кливленде была создана албанская православная епархия, в которую вошли приходы штатов Новой Англии, Среднеатлантических и Великих озер. Архимандрит Феофан Ноли был избран ее епископом. Однако благословения на эту хиротонию Святейшего Патриарха Тихона получить не удалось из-за невозможности установления с ним связи в тяжелые послереволюционные годы.

В сентябре 1922 г. архимандрит Феофан Ноли представлял американскую албанскую епархию на Великом Албанском Церковно-народном соборе в Берате (Албания). Вскоре архимандрит Феофан Ноли покинул Америку, уехав в Албанию, где был хиротонисан во епископа. Вернувшись в США в 1932 г., он вступил в управление Албанской православной архиепископией в юрисдикции Албанской Православной Церкви. Начавшееся в 1967 г. в Албании жесточайшее гонение на верующих заставили Албанскую архиепископию в Америке перейти на автономное управление. После урегулирования Митрополичьим округом (Алеутской и Североамериканской епархией РПЦ) канонических отношений с Русской Православной Церковью и дарования в 1970 г. Томоса об автокефалии Православной Церкви в Америке, Албанская православная архиепископия в 1971 г. вошла в ее состав. Сейчас Албанская архиепископия управляется непосредственно предстоятелем Православной Церкви в Америке. На 12 приходах служат 10 священников.

За последние годы в Албании при архиепископе Анастасии вновь построено 80 храмов, более 175 реконструировано, вернулись к существованию 5 монастырей и были восстановлены 135 других церковных зданий. Рукоположено более 120 священников и диаконов. Начали действовать типография Церкви, радиостанция, иконописная мастерская, реставрационная студия, свечные заводы, детские сады и медицинские поликлиники в разных местах, гостиница для монахинь и паломников, фабрика по обработке дерева и др. Ширится движение православной молодежи — осуществляются программы по устроению летних лагерей, проводятся молодежные фестивали.

Помощь от Албанской Православной Церкви может получить каждый независимо от его вероисповедания или отсутствия такового. Когда полмиллиона беженцев прибыло в Албанию из Косово в 1999 г., Православная Церковь немедленно откликнулась, взяв на себя заботу о 50 тыс. человек. «Диакония Агапис» — единственный центр для беженцев, до сих пор открытый в Албании.

Сейчас в Албанской Церкви очень развито социальное служение. Каждый год открываются детские сады. Во многих городах и деревнях действуют православные молодежные центры. Эти центры предлагают помимо религиозного обучения, занятия в классах иностранного языка, а также в компьютерных классах. Каждое лето более 600 детей и подростков проводят в семи молодежных лагерях.

С 1995 г. в Тиране предлагает бесплатное медицинское обслуживание православная клиника св. Луки. В среднем за каждый прошедший год клинику посещало 8 тысяч человек, врачи уделяли внимание всем посетителям, не считаясь с их религией и расовой принадлежностью. В ноябре 1999 г. открылось одно из самых современных медицинских учреждений в Албании — Благовещенский диагностический центр. Этот центр предлагает всестороннее медицинское обслуживание. Планируется открытие православной медицинской клиники в Гирокастре.

Албанская Церковь организовала Технический центр, которому поручены многочисленные строительные проекты. Им было построено более чем 74 новых храмов с 1992 г., 65 церквей и 5 монастырей было восстановлено и более 130 храмов отремонтировано. Был построен комплекс Богословской академии Воскресения Христова, а также восстановлен монастырь св. Влаша на его историческом месте около Дурреса. Были приобретены и восстановлены большие здания для архиепископии в Тиране, епископии в Гирокастре, а также здание для Духовного Училища Святого Креста. Церковь также приобрела здания для духовного воспитательного центра в Лушне, дом для монахинь в Тиране и дома для паломников в Тиране, Корче и Кавае, и др. Эти строительные проекты Албанской Православной Церкви способствуют экономическому развитию Албании, предлагая работу сотням людей и многочисленным албанским строительным компаниям. Албанская Православная Церковь считается одним из важнейших инвесторов в стране.

11.2. Современное положение Албанской Православной Церкви

11.2.1. Каноническое устройство

Верховной церковной властью в Албанской Православной Церкви является Святейший Синод, в который входят все правящие епископы, а также титулярный викарный епископ Аполлонийский. Председатель Синода — предстоятель Церкви. Архиепископы и епископы избираются Синодом. Синод созывает церковные соборы. Синод имеет им же избираемого Генерального секретаря. Рукоположения в священный сан и награждения совершаются лишь с одобрения Синода. Первоиерарх Албанской Церкви пользуется всеми правами, предоставляемыми ему каноническими правилами Вселенской Церкви; не менее одного раза в год он обязуется посещать все центры своей Церкви. Ближайшим помощником его является Генеральный секретарь и викарный епископ. В Уставе Церкви отсутствует раздел, определяющий авторитет и полномочия Поместного собора.

Епархиальные архиереи обязуются всегда находиться в своих епископских резиденциях и так же, как архиепископ, по крайней мере раз в год объезжать свои епархии, после чего представлять в Св. Синод отчет о результатах посещений. Созданы церковные советы при Св. Синоде, экономический совет, приходские и монастырские советы. Церковный совет избирает кандидатов в священники из клириков данного прихода. Перемещения священников совершаются также только лишь с согласия церковного совета. Священники являются председателями церковных приходских советов.

Дисциплинарные меры в каждой епархии принимаются епархиальным духовным судом. Высшей судебной инстанцией является Св. Синод.

Все имущество епархий является церковной собственностью. Жалованье духовенству выдается от церковных доходов и дотаций государства.

Юрисдикция Албанской Православной Церкви распространяется на территорию Албании и на православных албанцев Северной Америки (США). Приблизительное количество верующих около 160 тыс. человек. Албанская Церковь имеет 4 епархии: Тирано-Дурресско-Эльбасанская (кафедра — г. Тирана, правящий архиерей — глава Церкви), Корчинская епископия (г. Корча), Берато-Влеро-Канинская епископия (г. Берат), Гирокастринская епархия (г. Гирокастра; в настоящий момент вдовствующая кафедра).

11.2.2. Предстоятель и Синод Албанской Церкви

Предстоятель Церкви носит титул: Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дурресско-Эльбасанский. С 1992 г. архиепископом Албанской Православной Церкви является Анастасий (Яннулатос). Он родился 4 ноября 1929 г. в благочестивой православной семье в Греции. С детства активно участвовал в церковной жизни. В юности проявлял большой интерес к математическим наукам и собирался посвятить этому жизнь, но с началом Второй мировой войны его намерения изменились. Он оставил изучение других дисциплин и посвятил себя богословию. В 1947 г. поступил на богословский факультет Афинского университета и закончил его с отличием в 1951 г.

После окончания университета два года служил в армии, где вступил в братство «ZOE», религиозную организацию, которая ставила своей целью духовное обновление греческой Церкви. Одним из основных его занятий стала работа с греческой молодежью. В 1958–1961 г.г. он был генеральным секретарем международного православного движения «Синдесмос», а в 1964–1978 г.г. его вице-президентом. Вслед за. принятием сана диакона в 1960 г., он основал православный миссионерский центр. Будущий архиепископ Анастасий сам собирался стать иностранным миссионером. Сразу после рукоположения в священники 24 мая 1964 г. он уехал в Восточную Африку и служил первую литургию в Уганде. Однако вскоре после своего приезда заболел малярией и вернулся в Грецию. Последовав совету одного из своих профессоров, отец Анастасий решил, что его лучшим вкладом может стать научная работа. Не имея возможности непосредственно подвизаться в деле миссионерства, он все же мог прокладывать путь для других.

В 1965-69 г.г. он изучал историю религий в университетах Гамбурга и Марбурга в Западной Германии, фокусируя свое внимание на истории африканских религий, миссиологии и этнологии. Чтобы пополнить материал для своей диссертации «Дух Мбандва и структура их культов: исследование различных аспектов африканских религий», он работал в университете в Кампала, Уганда. В своем исследовании пытался обосновать идею о том, что истинно православным без интереса к миссиям быть невозможно. Параллельно с научной работой активно участвовал в мировом экуменическом движении. В 1972 г. был возведен в сан епископа города Андруссы и стал главой Отдела внешних церковных миссий Греческой Церкви.

В 1972 г. епископ совместно с о. Антонием Ромеосом основал в Греции женский монастырь св. Иоанна Предтечи с миссионерской направленностью. Монастырь приветствовал насельниц из других стран с тем, чтобы те могли, участвуя в жизни монастыря, по возвращении ввести подобный монастырский уклад у себя на родине.

В 80-е г.г. Восточно-африканская Православная Церковь была на грани крушения в связи с внутренними проблемами, которые привели к извержению кенийского епископа из сана Александрийским Патриархатом. Глава Александрийской Православной Церкви Патриарх Николай предложил епископу Анастасию занять эту кафедру. Епископ согласился, но продолжал свою деятельность в Афинском университете.

В Африке основным приоритетом для него стало создание мощного православного сообщества во главе с местными лидерами. Первым действием епископа стало завершение и немедленное открытие семинарии, строительство которой начал и потом вынужденно прервал архиепископ Макарий III еще за 10 лет до того. Наряду с подготовкой кадров, епископ организовал перевод служб на семь различных языков. Под его руководством были сооружены 67 новых церквей, и обновлены 25 существующих. Он также занимался строительством школ, детских садов, мобильных госпиталей и миссионерских пунктов. В результате его подвижничества и воспитания местных горячих приверженцев Православия Церковь в Восточной Африке продолжает развиваться и после того, как он оставил эту кафедру в 1991 г. Православный мир знает его хорошо как духовного иерарха, уважаемого богослова и деятельного миссионера в Африке — Кении, Уганде и Танзании. Некоторое время он трудился в Китае.

С наступлением нового десятилетия епископ столкнулся с еще одной задачей, требующей немалых усилий. В январе 1991 г. Священный Синод Константинопольской Церкви назначил его Патриаршим Экзархом Албании с целью восстановления Албанской Православной Церкви. После 40 лет жестокого истребления Православная Церковь в Албании была совершенно опустошена, духовенство составляло 22 человека по сравнению с 440 в 1940 г. Назначение из-за рубежа объясняется тем, что в Албании не осталось в живых ни одного епископа, 2 августа 1992 г. епископ Анастасий был возведен в сан архиепископа. Его основными целями в первые годы в Албании стали подготовка руководителей на местах, пастырское служение для тех 22 % населения, которые считали себя православными по происхождению, и установление диалога с представителями иных конфессий.








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 292;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.