Философия и её роль в жизни человека и общества
1. Философия (с греч. – любовь к мудрости), учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека, она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. По свидетельству античных авторов, слово «философия» встречалось у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин «философия» впервые употреблялся Платоном. Первые философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. На последующих этапах формирования философии появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире.
По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология – теория познания, логика – наука о формах правильного (то есть связанного, последовательного, доказательного мышления), философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между философией и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между философией и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась философия. Но, т.к. философское исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал (который, как правило, ещё не был накоплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер.
В Новое время создавались энциклопедические системы, в которых естествознанию противопоставлялась философия природы, истории как науке – философия истории, правоведению – философия права. Считалось, что философия способна выходить за пределы опыта, давать «всерхопытное» знание.
2. В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем. Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека – это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.
Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Структура мировоззрения.
Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.
Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.
Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п.
Методологический уровень – высший уровень мировоззрения включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.
Включаясь в мировоззрение знания, ценности, поведение окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и формируют убеждения личности. Обязательным компонентом мироощущения является вера, это может быть, как рациональная, так и религиозная вера.
Итак, мировоззрение – сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры.
Жизненно - практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.
Философия как теоретическая форма мировоззрения, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения. Дофилософские формы мировоззрения - мифология, религия.
Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем, она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое – случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить ото лжи? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии в мифологии, религии. Можно говорить об исторических типах мировоззрения. Принято считать, что первое – мифологическое мировоззрение. Это начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы. Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований. Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком. Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами. Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Религия отличается от мифологии тем, что она проводит четкую грань между земным миром и небесным, «сакральным». Магия (от греч. – волшебство) – таинственная способность уметь воздействовать на вещи и людей, не прибегая к помощи естественных средств.
3. Онтология, или теория бытия. Вопрос онтологии: есть ли за суетливым мельканием отдельных предметов какая-то единая основа, некий незримый фундамент, делающий их все существующими, позволяющий им взаимодействовать и соединяться. Для обозначения источника существования, того начала, которое дает любой вещи возможность быть (существовать, находится в наличии), и возникло понятие бытия. Бытие – основание мира, лежащего за совокупностью реальных вещей (Парменид, V в. до н.э.).
Гносеология, или теория познания. Предметом исследования этого раздела философии является сам процесс познания, как таковой. Здесь рассматриваются сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания и пр. Важнейшая проблема теории познания - соотношение знания и реальности.
Теория сознания рассматривает сознание, как особую действительность, специфический регион бытия, обладающий иными законами, нежели природная реальность.
Аксиология – учение, исследующие духовные ценности и их соотношение с миром реальностей. Человек всему дает оценку, соотнося предметы и явления со своими интересами и воззрениями. То, что получает устойчивую положительную оценку, что обладает большим значением для нас и составляет ценность. Аксиология изучает то, как ценности возникают, формируются и соподчиняются.
Антропология – учение о природе и сущности человека. Центральная ее проблема – что есть человек? Антропология стремится выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее его от животных, обнаружить родовую сущность человека.
Теория культуры изучает культуру во всем объеме ее исторического становления и во всей глубине ее структурных разновидностей. Под культурой понимается совокупность проявления жизни, достижений и творчества народа или группы народов.
Философская методология и философия науки исследует общие характеристики научного познания, его структуру, средства и методы, идеалы и нормы, способы обоснования и развития знания.
Философия истории и социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношения, существующие между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме.
Философия религии – это сфера философского исследования, связанная с совокупностью философских взглядов и установок на феномен религии в обществе и его роль в жизни человека.
Этика – система учений о морали и нравственности, вытекающая из потребности человека ответить на вопрос: что я должен делать? Для нравственного решения этого вопроса следует определить, что является высшей моральной ценностью (Бог, человек, природа, Космос и пр.) и какова иерархия других ценностей в сознании человека.
Эстетика – это теория прекрасного, она анализирует прекрасное и в жизни, и в искусстве, задается вопросом, где обитает красота.
Какие функции выполняет философия в обществе? Назовем лишь основные из них:
1. Онтологическая (онтология – наука о бытии).
2. Гносеологическая (познавательная).
3. Мировоззренческая.
4. Воспитательная (формирующая).
5. Аксиологическая (аксиология – наука о ценностях).
6. Критическая.
Выступая общей методологией человеческой деятельности и ядром мировоззрения, философия активно влияет на выработку целей и задач цивилизации, является духовной основой своего времени. Таким образом, философия тесным образом связана с существующей в обществе идеологией, то есть с системой экономических, политических, этических и других взглядов различных социальных групп, выражая их жизненные интересы и ценности.
Основная литература
- Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2013
- Гуревич П.С. Философия. М.: Юрайт, 2012
- Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. М.: Логос, 2013
- Спиркин А.Г. Философия. М.: Юрайт, 2012
Дополнительная литература
- Алексеев П.В., Панин А. В. Философия. М.: Проспект, 2010
- Губин В.Д. Философия. М.: Проспект, 2011
- Марков Б.В. Философия. СПб.: Питер, 2013
- Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах. Ростов н/Д.: Феникс, 2012
- Отв. ред. В.П. Кохановский. Философия. Ростов н/Д.: Феникс, 2011
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 927;