Проектирование книжного издания
Создание книги весьма трудоемкий и долгий процесс, с одной стороны - это технические процессы и знания, с другой же - большой плацдарм для творчества. Как показывает практика, в области книжного искусства можно выделить три основных типа творческой деятельности, каждый из которых имеет определенную цель.
Первый тип деятельности связан с разработкой книжной конструкции, с организацией ее элементов в систему, способную обеспечить читателю удобство пользования книгой. Деятельностью указанного типа занимаются специалисты издательского профиля, которых называют художественными редакторами (техническими редакторами).
Второй тип деятельности преследует иную цель - внести в книгу изобразительно-графические или декоративные элементы, индивидуально отражающие содержание литературного произведения, вне зависимости от того, к какому виду литературы - научной, художественной, технической - оно относится. Задачи такого типа стоят перед художниками-оформителями, дизайнерами, их цель - создать внешний и внутренний дизайн книги.
Третий тип деятельности связан с типографским исполнением книги, применительно к реальным полиграфическим материалам, оборудованию, технологии и т.д. Деятельностью этого типа занимается полиграфист-технолог.
Все три вида деятельности теснейшим образом связаны друг с другом, во-первых, общностью цели: создать книгу как единую композицию, во-вторых, постоянной координацией на всех стадиях книгоиздательского процесса.
Итак, результатом первых двух типов деятельности является создание проекта издания. Проект должен предусмотреть рациональную, логически четкую и образно-выразительную организацию книги.
К показателям проекта оформления относятся:
1.Формат издания.
2.Формат полосы набора.
3.Система рубрикации.
4.Принципы решения особых страниц.
5.Гарнитура и кегль шрифта:
а)для основного текста;
б)для дополнительных текстов.
6.Система выделений внутри текста и набор особых текстовых форм (таблицы, формулы и др.).
7.Виды иллюстраций:
а)по месту и роли в книге;
б)по познавательной или образной содержательности;
в)по технике исполнения.
8.Состав и характер внешнего оформления.
9.Способ полиграфического исполнения всего издания и его частей.
Так же проект описывает применяемые для данного издания материалы и оборудование, и экономический расчет по всем операциям производственного процесса.
Все показатели проекта оформления взаимозависимы. Так, формат предопределяет в известных границах кегль шрифта, виды иллюстраций, внешнее оформление и полиграфическое исполнение. Гарнитура шрифта связана с его кеглем, решением основных и дополнительных текстов, с использованием тех или иных выделительных приемов.
Следует отметить, что не все издания включают в себя данные показатели. Их наличие зависит от цели, которую преследует издательство, аудитории, на которую рассчитана книга, от объема и формата и т.д. Таким образом, каждое книжное издание имеет свой индивидуальный проект с определенным набором тех или иных показателей оформления
Структуру книжного издания и его характеристики описывает проект оформления, который в общем случае состоит из двух частей. Первая часть включает в себя постоянные (неизменные) характеристики издания, вторая - показатели художественно-технического оформления. Характеристики первой части определяют тип издания. Они многочисленны и разнообразны, но каждая относится либо непосредственно к произведению (литературные характеристики), либо к произведению в виде книги (издательские характеристики). Схематически перечень этих характеристик можно представить в следующем виде:
1. Принадлежность произведения к одному из родов литературы:
1. научная и научно-популярная;
2. художественная (проза, поэзия, драматургия);
. справочная (словари, справочники, энциклопедии);
. учебная (учебники, сборники задач);
. техническая (каталоги изделий, инструкции, патенты и пр.).
2. Принадлежность произведения к одному из литературных жанров:
а) научная и научно-популярная литература: монография, обзор, статья, доклад, реферат, учебное пособие и т.д.;
б) художественная литература: роман, повесть, рассказ и т.д.
Как правило, на жанры делится научная и художественная литература, справочная и техническая литература подразделяется на виды.
3. Принадлежность книги к одному из издательских жанров:
а) моноиздание;
б) сборник избранных произведений;
в) собрания сочинений в одном, двух томах и многотомные;
г) серии и пр.
4. Назначение издания по характеру распространения:
а)массовое;
б)для сети библиотек, учебных заведений и пр.;
в)со специальной целью - подарочное издание, юбилейное, мемориальное, сувенирное и пр.
5. Назначение издания для той или иной группы читателей:
а)массовый читатель (практически все грамотные люди);
б)широкий читатель (группа многочисленная, но ограниченная по тем или иным признакам: по уровню образованности, возрастным интересам (юношество, пенсионеры), по половой принадлежности (женщины, мужчины);
в)узкий читатель (малочисленная группа, что связано с узостью темы книги или специальности, которой она посвящена).
В соответствии с этими читательскими группами книги могут быть массовыми, популярными (адресованными широкому читателю) и узкогрупповыми
6. Назначение издания в зависимости от возраста читателя:
а)взрослый читатель;
б)юношество;
в)дети старшего, среднего и младшего школьного возраста;
г)дошкольники.
7. Архитектоника произведения и издания, т.е. их построение, выраженное внешним образом. Издание может состоять из частей, глав, разделов, мелких рубрик и т.д.
8. Структурные особенности текста:
а)простой текст;
б)сложный текст (стихотворный, драматический, формульный, смешанный - с преобладанием того или иного вида текста, таблиц, формул, выделений).
9. Иллюстрирование издания - это характеристика первой части проекта и показатель второй его части. В первой части проекта определяется, будет ли книга выпускаться с иллюстрациями или без них.
Иллюстрация– собирательное понятие, обозначающее любое изображение, которое служит пояснением или дополнением к тексту и способствует раскрытию его содержания с помощью зрительных образов. Забавная или вызывающая, интригующая иллюстрация – это также отличное средство привлечения внимания к какому-либо материалу в целом или его фрагменту. Не случайно иллюстрации – непременный и очень важный элемент, а иногда и основа любого буклета, листовки, статьи в журнале, интернет-сайта и много другого.
Диапазон традиционных видов иллюстраций весьма широк – фотографии и рисунки, репродукции и карты, схемы и графики. В дополнение к ним появился и находит все большее применение новый вид – компьютерные анимированные и трехмерные иллюстрации (3D-модели).
Графические иллюстрации занимают особое место в этом ряду. В графической иллюстрации, которая является плодом творческого воображения человека, можно визуально представить несуществующие в природе объекты, создать целостный зрительный образ, наиболее ярко отображающий суть иллюстрируемого материала.
Любая иллюстрация достигает своей цели в том случае, если она выполнена на высоком профессиональном уровне, а формируемый ею зрительный образ соответствует содержанию и направленности текста, к которому она относится. Эти обстоятельства требуют от автора иллюстрации креативности, позволяющей формировать нестандартные решения, профессиональных знаний и умений, способности вникнуть в суть и задачи иллюстрируемого материала.
10. Художественное оформление издания - также характеристика первой части проекта и показатель второй его части. В первой части проекта определяется принципиальное решение - художественно оформлять, украшать книгу или нет.
11. Объемные показатели издания. Показатели, характеризующие объем книги:
а)печатный лист физический (по объему издания в печатных листах определяют, каким будет его объем в бумажных листах);
б)условный печатный лист (используется для сопоставления печатного объема изданий различных форматов);
в)бумажный лист (по объему издания в бумажных листах устанавливают, сколько бумаги понадобится для изготовления его тиража);
г)авторский лист (по объему издания в авторских листах устанавливают в нем объем созданного автором материала);
д)учетно-издательский лист (служит для исчисления объема авторского и издательского вклада в издание).
12. Тираж издания. Устанавливается в тесной связи с характеристиками, определяющими назначение издания, хотя прямо от них и не зависит.
Показателями второй части проекта определяется тип оформления издания. Этих показателей одиннадцать:
1. Формат издания. Устанавливается в долях листа печатной бумаги.
2. Шрифт (гарнитура, кегль, начертание, интерлиньяж).
. Формат полосы набора. Устанавливается в квадратах и его долях.
. Рубрикация издания. Устанавливается в общих чертах: количество спусков, шмуцтитулов и других особых страниц, а также шрифт заголовков
. Справочные элементы. Указываются только те особенности оформления этих элементов, которые выходят за пределы рекомендаций технических условий или традиций издательства.
. Иллюстрации. Устанавливается их число, размер по отношению к полосе, тип и вид изображения, способ воспроизведения.
. Внутреннее оформление, дизайн. Устанавливается количество и вид составляющих его элементов.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 602;