Комбинированные операции присваивания

Под комбинированными операциями присваивания понимаются операции, совмещающие выполнение какой-либо определенной операции с одновременным присваиванием ее результата переменной, определяемой первым операндом.

Общий синтаксис подобных комбинированных операций следующий:

a OP= b, где OP заменяется на символ одной из рассмотренных ранее операций языка JavaScript.

Операция Значение
x *= y x = x * y
x /= y x = x / y
x += y x = x + y
x -= y x = x - y
x %= y x = x % y
x <<= y x = x << y
x >>= y x = x >> y
x >>>= y x = x >>> y
x &= y x = x & y
x ^= y x = x ^ y
x |= y x = x | y

Условнаяоперация

Единственная операция в языке, требующая три операнда, причем первый операнд вычисляется в булевом контексте:

(условие) ? операнд2 : операнд3;

Семантика ее такова: если значение первого операнда-условия истинно, то возвращается вычисленное значение второго операнда, иначе третьего.

Например, результатом выполнения следующего выражения будет присваивание переменной range строки "Пересдача", если значение переменной mark меньше или равно 2, в противном случае переменная range будет иметь значением строку "Зачтено":

range = (mark <= 2) ? "Пересдача" : "Зачтено";

Приоритет операций

В приводимой ниже таблице перечислены все операции JavaScript в нисходящем порядке. Операции с одинаковым приоритетом выполняются в выражении слева направо.

Операции Описание
. [] () Доступ к значению свойства объекта, вычисление индекса массива, вызов функции и группирование в выражении
++ -- - ~ ! delete new typeof void Унарные операции увеличения/уменьшения на единицу, вычисление числового содержимого с обратным знаком, побитовое инвертирование содержимого, логическое отрицание, удаление свойства объекта, создание объекта, получение типа данных, вычисление выражения, но возврат значения undefined
* / % Умножение, деление, остаток от деления
+ - + Сложение, вычитание и конкатенация
<< >> >>> Битовые сдвиги
< <= > >= instanceof Логические операции и операция проверки является ли данный объект экземпляром какого-либо объекта
== != === !== Логические операция сравнения на равенство и неравенство
& Побитовое AND
^ Побитовое XOR
| Побитовое OR
&& Логическое AND
|| Логическое OR
?: Условная операция
= OP= Присваивание и комбинированное присваивание
, Операция последовательного выполнения

Упражнения

0. Как определить целый тип числа.

1. Объявить в сценарии переменную var1 оператором var, не присваивая ей никакого значения, а переменную var2 не объявлять. Отобразить их содержимое функцией alert() и объяснить результаты.

2. Предложить способ сложения двух чисел, хранящихся в виде строковых литералов. Например, в выражении "2.1"+"3.0" будет выполнена операция конкатенации строк с результатом "2.13.0", а не сложение чисел, хранящихся в указанных строках. Задача состоит в том, чтобы получить число 5.1.

3. Можно ли в JavaScript определить, содержит ли переменная число или строку с литералом числа. Приведите, если это возможно, максимальное число способов проверки.

4. Чему будет равно значение переменной a после выполнения операторов:

а) var a="";

a && (a=true);

б) var a="javascript";

a && (a="vbscript");

a || (a="javascript");

в) var b="1.1";

a = typeof b*0.1;

б) var b="1.1";

a = typeof(b*0.1);

Урок 5. Операторы

Весь набор операторов языка можно разбить на три группы:

· операторы выбора, или условные;

· операторы цикла;

· операторы манипулирования с объектами.

Операторы выбора

Предназначены для организации ветвления в сценарии. Общий синтаксис следующий:

if(условие) {

операторы1

}

[else {

операторы2

} ]

Обратите внимание, что группы операторов блоков if и else заключены в фигурные скобки, которые можно опускать, если группа представлена одним оператором:

if(a == b)

с = d

else {

с = e

alert(c)

}

Семантика этого оператора такова: если проверяемое условие истинно, то выполняются операторы блока if, иначе блока else.

Операторы выбора могут быть вложенными друг в друга. В этом случае рекомендуется использовать фигурные скобки всегда во избежание ошибок при интерпретации подобных сложных операторов.

Если необходимо проверять одно и то же выражение на равенство разным значениям, то эффективнее использовать не группу вложенных операторов ветвления, а оператор switch со следующим синтаксисом:

switch (выражение){
case значение1 :
[операторы1]
[break;]
case значение2 :
[операторы2]
[break;]
...
[default :]

[операторы]
}

Семантика его не отличается от подобных операторов в других языках программирования: выражение вычисляется и последовательно проверяется на равенство значениям, указанным в блоках case. Если равенство найдено, то выполняются операторы соответствующего блока case, если нет, то операторы блока default в случае его наличия.

Необязательный оператор break,задаваемый в каждом из блоков case выполняет безусловный выход из оператора switch. Если он не задан, то продолжается выполнение операторов и в следующих блоках case до первого оператора break или до конца тела оператора switch.

Операторы цикла

Основное предназначение оператора for организовать циклическое выполнение группы операторов, если заранее известно количество итераций:

for([инициал_выражение];[условие];[изменяющее_выражение]) {

[операторы]

}

Инициализирующее выражение вычисляется один раз при входе в цикл. Изменяющее выражение предназначено для изменения значения переменной цикла, определяемой в инициализирующем выражении, и вычисляется каждый раз при переходе на очередную итерацию вместе с проверкой условия окончания выполнения цикла.

Переменная цикла не может быть создана локальной (даже если использовать в инициализирующем выражении оператор var) — она будет доступна и после завершения работы цикла:

for(var i=0; i < 10; i++){. . .};

a[i] = value; // переменная i равна 10

Если тело цикла состоит из одного оператора, то фигурные скобки, ограничивающее тело цикла, можно опустить.

4Пример 4. Цикл for в сценарии JavaScript

Создадим сценарий, который при загрузке документа вычисляет степени числа 2 и выводит в документ таблицу степеней двойки.

<html>

<head>

<script>

document.write("<table border=1 cellspacing=0>" +

"<tr><th>Степень</th><th>Результат</th></tr>")

for(i=0; i<=5; i++){

document.write("<tr>",

"<td align=center><p>2<sup>", i, "</sup></td>",

"<td align=right>", Math.pow(2,i), "</td>",

"</tr>")

}

document.write("</table>")

</script>

</head>

<body>

</body>

</html>

Результат работы этого сценария представлен ниже:

Степень Результат
20
21
22
23
24
25

В сценарии используется метод write объекта document для формирования содержимого страницы. На каждой итерации цикла for формируется очередная строка таблицы, в первую ячейку которой заносится соответствующая степень двойки, а во вторую результат ее возведения в указанную степень. Для выполнения этого действия используется встроенный объект Math и его метод pow(), возводящий первый параметр в степень, заданную вторым параметром.

Обратите внимание, что метод write может вызываться с любым количеством фактических параметров. Результатом его работы в любом случае является вывод в документ строки, полученной конкатенацией всех параметров, переданных в метод.

Если количество итераций цикла заранее не известно, то в этом случае следует воспользоваться циклами while

while(условие) {

[операторы]

}

или do

do {
[операторы]
} while (условие)

Оба они выполняются пока истинно заданное в них условие. Отличие заключается в том, что цикл while является циклом с предусловием — сначала проверяется условие завершения цикла, а потом выполняется его тело, поэтому тело цикла может вообще не выполниться ни одного раза, если при входе в него условие ложно. Тогда как цикл do представляет собой цикл с постусловием — проверка завершения итераций выполняется после выполнения тела цикла, поэтому тело этого цикла всегда выполняется хотя бы один раз.

Для завершения этих циклов в теле каждого из них должна быть предусмотрена возможность изменения выражения-условия окончания цикла. Обычно это реализуется изменением значения какой-либо переменной, входящей в условие.

4Пример 5. Перебор всех символов строки

Мы используем цикл while для организации посимвольного перебора содержимого строковой переменной и отображения каждого символа на отдельной строке (вертикальное отображение содержимого строковой переменной):

<script>

s = "JavaScript";

// Позиция первого символа в строке

i=0;

 

// Цикл пока не дойдем до последнего символа строки s

while(ch = s.substr(i,1)) {

// Отображение очередного символа

document.write("<p><b>", ch, "</b></p>")

 

// Вычисляем позицию следующего индекса

i += 1

}

 

document.write("<p>Количество символов: <b>", i, "</b></p>")

 

</script>

В этом сценарии для получения очередного символа строки используется метод substr() объекта String, к которому автоматически преобразуется любая строка JavaScript. Метод выделяет из заданной строки подстроку, начиная с позиции, указанной первым параметром, и длиной, равной значению второго параметра. Если указанная начальная позиция превосходит позицию последнего символа строки, то метод возвращает пустую строку, которая в булевом контексте условия окончания цикла трактуется как ложь, что приводит к завершению выполнения цикла while.

Позиция очередного символа исходной строки вычисляется увеличением на единицу переменной i.

Таким образом, не зная количества символов в исходной строке, с помощью цикла while нам удалось перебрать и подсчитать все символы строки.

Отметим, что можно было бы использовать для решения поставленной задачи и цикл for. Дело в том, что у каждой строки как объекта String есть свойство length, возвращающее количество ее символов, и это значение можно было бы использовать в качестве условия завершения цикла for.

Иногда необходимо завершить цикл не по условию, задаваемому в заголовке цикла, а в результате вычисления некоторого условия в теле цикла. Для этой цели в JavaScript существуют операторы break и continue.

Оператор break завершает выполнение цикла и передает управление оператору, непосредственно следующим за оператором цикла. Оператор continueпрекращает выполнение текущей итерации и начинает выполнение следующей, т.е. в цикле while он передает управление на проверку выражения условие цикла, а в цикле for – на вычисление выражения изменяющее_выражение.

4Пример 6. Простая игра

Создадим страницу HTML со сценарием игры в угадывание числа. При ее загрузке в бесконечном цикле do-while отображается диалоговое окно с полем ввода, в котором пользователь вводит какое-либо число. После нажатия кнопки OK сценарий проверяет, ввел ли пользователь число. Если да, то проверяется его равенство на "загаданное" число 30. В случае равенства операцией break осуществляется выход из бесконечного цикла, в противном случае операцией continue осуществляется переход на очередную итерацию. Пользователь в любой момент может прекратить выполнение сценария, нажав кнопку Отмена на диалоговом окне, или закрыв окно нажатием на кнопку с крестиком в правом верхнем углу.

<script>

var x = "";

 

// Бесконечный цикл

do

{

 

// Отображение диалогового окна для ввода числа

x = window.prompt("Какое мое любимое число?", x);

 

// Завершил ли пользователь игру

if (x == null)

break;

 

// Проверка ввода числа

if (x = Number(x)){

if(x == 30) break;

continue;

}

 

// Можно вводить только числа

window.alert("Вводить можно только числа!");

 

} while (true)

 

if (x == null)

window.alert("Вы прекратили играть");

else

window.alert("Верно, мое любимое число "+x);

 

</script>

Для отображения диалогового окна используется метод prompt() объекта window, представляющего окно браузера. Этот объект является верхним объектом в иерархии объектов среды браузера. Первым параметром метода prompt() является строка подсказки, отображаемая на диалоговом окне, а вторым параметром значение по умолчанию, отображаемое в поле ввода этого окна. Метод при нажатии кнопки OK возвращает строку с содержимым поля ввода, а при нажатии кнопки Отмена или закрытия окна специальное значение null.

Для проверки ввода числа используется конструктор числа Number(), возвращающий число, если его параметр является правильным числовым литералом или строкой, содержащей правильный числовой литерал. В противном случае он возвращает специальное значение NaN, в булевом контексте трактуемое как ложь.

Упражнения

1. Разработать документ HTML, который при его загрузке в браузер спрашивает пользователя коды символов кириллицы или латиницы он хочет отобразить. После чего отображает на странице таблицу соответствующих символов и их ASCII-кодов. Для получения ASCII-кода символа воспользуйтесь методом charCodeAt(index) строки, где параметр представляет позицию символа в строке. Создайте два сценария — один с циклом for, а другой с циклом while.

2. Разработайте документ, который при загрузке в браузер через диалоговое окно, отображаемое функцией prompt(), предоставляет пользователю возможность сформировать страницу HTML и отобразить ее. Предусмотрите два варианта работы сценария: введенный пользователем в диалоговом окне код HTML сразу же отображается в браузере и пользователь вводит постепенно весь код страницы, а потом страница отображается сразу же целиком.

Урок 6. Функции

Функция – это именованная последовательность операторов, которая инициализируется и выполняется простой ссылкой на имя функции. Синтаксис задания функций в JavaScript следующий:

function имя_функции([формальные_параметры]) {

[операторы]

[return выражение]

}

Вызов в сценарии:

имя_функции(список_фактических_параметров)

Во многих языках программирования можно указать при объявлении функции способ передачи в нее параметров — по ссылке или по значению. В первом случае передается ссылка на область памяти фактического параметра, что приводит к изменению его значения, если оно меняется в теле функции. Во втором случае в функцию передается копия значения фактического параметра, и его изменение в теле функции не приводит к изменению значения фактического параметра.

В JavaScript не предусмотрен механизм указания способа передачи параметров. Здесь используется заранее предопределенное правило для передачи параметров разных типов. Строки, целые, вещественные и булевы значения передаются по значению. Тогда как объекты и массивы передаются по ссылке.

Функция JavaScript всегда возвращает некоторое значение. Для явного указания возвращаемого значения используется операция return. Ее операнд определяет возвращаемое функцией значение. Если в теле функции явно не задается возвращаемое значение, то по умолчанию она возвращает значение undefined. Поэтому функцию JavaScript всегда можно использовать в выражениях.

Обычно все определения функций задаются в элементе SCRIPT заголовочной части документа HTML (элемент HEAD).

Функции JavaScript могут быть рекурсивными.

4Пример 7. Рекурсивный вызов функции

Реализуем сценарий вычисления факториала с использованием рекурсивного вызова функции. Это классический пример рекурсии, простой для ее понимания. Однако с точки зрения эффективности он не является наилучшим, так как факториал всегда можно вычислить, используя обычный цикл for.

В нашем сценарии пользователь через диалоговое окно, отображаемое методом prompt() объекта window, передает целое число, факториал которого следует вычислить. Осуществляется проверка введенного числа и вызывается рекурсивная функция factorial(). Полный текст сценария приводится ниже:

<script>// определение рекурсивной функции function factorial(n) {// база рекурсии (окончание ее)
if ((n == 0) || (n == 1))
return 1// рекурсивный вызов функции
else
return n * factorial(n-1)
} x = window.prompt("Введите целое число","")

if (x == Number(x)){

alert(factorial(x))

}

else

alert("Следует ввести целое число!")

 

</script>

Заметим, что наш сценарий не будет вычислять факториал любого числа. Во-первых, для чисел, больших 170, значением факториала будет число Infinity, так как для таких чисел факториал больше числа 1.7976931348623157∙10308, а во-вторых, для чисел, больших 474, будет получена ошибка переполнения стека, используемого в любом языке программирования для хранения вызовов вложенных функций.

Функции JavaScript позволяют вообще не задавать при их определении списка формальных параметров, а использовать в теле функции массив arguments, в котором хранятся все фактические параметры. Доступ к элементам массива осуществляется с помощью операции индексирования — квадратные скобки с заданным внутри них индексом элемента:

arguments[4]
Индексы в массиве начинаются с нуля. Массивы в JavaScript являются объектами типа Array и у них есть свойство length, хранящее количество элементов массива. Таким образом, максимальный индекс элемента массива на единицу меньше значения его свойства length.

Механизм хранения переданных в функцию фактических параметров в массиве arguments позволяет создавать функции с заранее неизвестным числом параметров, т. е. в определении функции вообще можно не указывать формальные параметры, а работать в теле функции с массивом arguments. Можно часть параметров в определении указать, а остальные получать через этот массив.

Еще раз отметим, что в массиве arguments хранятся все фактически переданные параметры — и те, которые соответствуют явно определенным формальным параметрам, и те, которые переданы дополнительно при вызове функции в сценарии.

4Пример 8. Получение значений фактических параметров функции

Создадим функцию, возвращающую строку, в которой все переданные в нее фактические параметры, начиная со второго, разделены символом, заданным ее первым параметром:

function myConcat(separator) {
result="" // инициализация
// итерации по всем переданным параметрам
for (var i=1; i < arguments.length; i++) {
result += arguments[i] + ((i == arguments.length-1) ? "" : separator)
}
return result
}

Теперь можно вызывать эту функцию с произвольным числом параметров. Например, следующий вызов

myConcat(", ", "red", "orange", "blue")

возвратит строку

"red, orange, blue"

Можно выполнить и такой вызов:

myConcat(":", "red", "orange", "blue", "yellow")

Результатом будет строка

"red:orange:blue:yellow"







Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 1332;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.048 сек.