Понятие и признаки сделки
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК).
Сделки занимают особое место в системе гражданского права. Гражданские права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются главным образом в результате сделок. Для большей части субъективных прав и обязанностей сделки служат средством и основанием их приобретения (возникновения). Именно сделкам принадлежит в таких случаях значение факта, соединяющего (волю) поведение лица с авторитетом закона.
Не существует исчерпывающего перечня сделок. Закон закрепляет только наиболее типичные, наиболее распространенные сделки, допуская возможность совершения и таких сделок, которые законом не предусмотрены, при условии, однако, что они не будут ему противоречить (ст. 8 ГК).
Основополагающий признак сделки — правомерность, под которой прежде всего понимается соответствие условий, на которых совершается сделка, требованиям закона и иных нормативных актов.
Наряду с правомерностью важное значение имеет соответствие сделки основополагающим нравственным нормам. Закон обязывает суд при определенных условиях руководствоваться требованиями добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК), а участников гражданских правоотношений — осуществлять свои права разумно и добросовестно (п. 3 ст. 10 ГК), запрещая совершать сделки с целью, противной основам нравственности (ст. 169 ГК).
Сделки представляют собой действия граждан и юридических лиц. Статус субъекта по действующему законодательству в определенных случаях определяет содержание, форму, а также и последствия сделки.
Граждане участвуют в сделке лично либо через представителя. Личное участие возможно при условии соответствия объема его дееспособности характеру совершаемой сделки (ст. 21, 26-30 ГК).
Юридические лица совершают сделки через свои органы (п.1 ст. 53 ГК), представителей (ст. 182, 184 ГК), а в случаях, предусмотренных законом, через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК). Органы и участники выступают от имени юридического лица в силу закона или учредительных документов. В этом случае они обязаны действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно. Убытки, причиняемые ими юридическому лицу, они обязаны возмещать по требованию учредителей (участников), если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 53 ГК).
Не обладают статусом юридического лица представительства и филиалы. Стороной в сделке в таких случаях будет юридическое лицо, структурным подразделением которого они являются (о заключении договоров обособленными подразделениями см.: ИП ВАС РФ от 2 ноября 1994 г. № с1-7/ОП-742 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.— 1995.— № 1.— С. 83).
Не является юридическим лицом и фермерское хозяйство (ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"). Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства в интересках фермерского хозяйства, порождает правовые последствия для всех участников фермерского хозяйства (ст. ст. 253, 257 ГК).
Всякая сделка представляет собой единство воли, намерения лица совершить сделку, и волеизъявления, поведения лица, в котором эта воля получает внешнее выражение. С одной стороны, это означает свободу в принятии решения, «нормальные условия формирования воли», с другой — соответствие действия (волеизъявления) воле (намерению) лица.
Только в случаях, указанных в законе, воля одной из сторон в сделке может не приниматься во внимание: право на одностороннее изменение либо расторжение договора (п. 2 ст. 450 ГК), право на понуждение к заключению публичного договора (ст. 426 ГК), к заключению договора лицом, занимающим доминирующее положение на рынке (ст. 10 ФЗ «О конкуренции», п. 8, 13, 14, 15 ИП Президиума ВАС РФ 30 марта 1998 № 32[1]).
Сделка представляет собой действие, направленная на достижение определенного результата. Этим сделка отличается от юридического поступка, действия, с совершением которого закон связывает правовые последствия независимо от целей, которые преследовало лицо, совершающее поступок (обнаружение клада — ст. 233 ГК, находка — ст. 227-229 ГК). Цель (основание, кауза) в сделке всегда носит правовой характер — приобретение права собственности, права на долю, исключительное право и т.д. В качестве существенного условия большинства сделок цель должна также соответствовать требованиям правовых норм.
Иначе нужно оценивать мотивы совершения сделки. Они не имеют значения как для совершения, так и для действительности сделки, разве что стороны намеренно включают тот или иной мотив в качестве одного из условий сделки (отлагательного либо отменительного).
Результат в сделке означает наступление определенных правовых последствий прежде всего для сторон сделки. Правовой результат может наступить только если у лиц, совершающих сделку, имелись для этого соответствующие юридические предпосылки. Об общих условиях такого рода (правоспособности, дееспособности, свободы воли, соответствия воли волеизъявлению) уже говорилось. Не менее важное значение имеет также форма, в которой выражается воля сторон на совершение сделки и сам порядок ее совершения. Однако при наличии всех этих общих условий результат тем не менее может не наступить просто в силу того, что у сторон отсутствовало право на совершение конкретной сделки. Например, право собственности по сделке может передаваться строго определенными лицами. Это собственник, либо уполномоченные им лица. Следовательно, во всех иных случаях такие сделки не приведут к ожидаемому результату. Это не распространяется на случаи возникновения права собственности на имущество, отчуждаемого неуправомоченным отчуждателем, поскольку право в таких ситуациях возникает не по сделке, а в силу других юридических фактов.
Сделки по общему правилу могут порождать правовые последствия для лиц, участвующих в сделке в качестве одной из сторон, и только в случаях, указанных в законе, также и для иных лиц. Речь идет о сделках, совершаемых в интересах, в пользу третьих лиц (договор перевозки груза — ст. 785 ГК, отдельные договоры личного страхования — ст. 929 ГК и некоторые другие). Это обстоятельство имеет важное значение для сделок, направленных на исполнение обязательств (прекращение обязанностей). Сделка о возложении исполнения по обязательству на третье лицо (например, дача поручения банку об уплате поставщику, выставлении аккредитива и т.д.) связывает правовыми последствиями плательщика и банк (кредитное учреждение), но не изменяет содержания обязанностей покупателя по отношению к поставщику (п. 4 ИП ВАС 15 января 1999 № 39[2]).
Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 257;