Если есть A, то есть и B. A есть. Следовательно, есть и B. Если есть A, то есть и B. Но B не существует. Следовательно, нет и A.
Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования.
Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Помпонийписал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.
Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабиномв I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев.
Сабиниа́нцы (лат. sabiniani) или кассианцы (лат. cassiani) — представители древнеримской юридической школы I века н. э., основанной Гаем Атеем Капитоном, но называемой по именам её наиболее выдающихся руководителей: Массурии Сабина и Кассия Лонгина, ученика Сабина.
Основной источник сведений о школе — Помпоний. Именно он, рассказав о Лабеоне и Капитоне, прибавляет затем: «hi duo primum veluti diversas sectas fecerunt», то есть что от них пошли как бы две различные школы в юриспруденции. Школа, ведущая свое начало от Лабеона, называлась по имени его ближайшего ученика — Прокула — прокулианцами, а школа, ведущая начало от Капитона, по имени ученика этого последнего — Сабина — сабинианцами.
К сабинианцам принадлежали Гай Атей Капитон, Массурий Сабин, Кассий, Целлий Сабин, Яволен Приск, Абурний Валенс, Тусциан и Сальвий Юлиан, Африкан.
По своим принципам сабинианцы (кассианцы) противополагали себя прокульянцам, но состав разногласий её с последними почти неизвестен.
Прокульянцы (прокулианцы, прокуланы) (лат. proculiani) — школа римских юристов (Помпоний называл её сектой, Гай — школой), основателем которой считается Лабеон.
По перечню Помпония, к прокульянцам принадлежали: Нерва-отец, Прокул, Нерва-сын, Лонгин, Пегаз, Цельсы (отец и сын), Нераций. Большинство сведений о прокульянцах дал Гай, который принадлежал к их противникам сабинианцам.
Виднейший представитель школы — Прокул, юрист середины I века, дал имя школе. Сведений о его жизни нет, а суждения о нём сейчас можно найти в небольшом количестве отрывков из его трудов («Epistolae» и других, неизвестных по названию), помещенных в Дигестах. Из них можно лишь видеть, что, следуя в общем Лабеону, Прокул иногда расходился со своим учителем и, может быть, благодаря этому точнее и последовательнее его формулировал основные принципы школы.
Соотношение с сабинианцами. Установить основные различия по дошедшим до нас контроверзам (спорам) между прокульянцами и их противниками сабинианцами, трудно, так как все эти контроверзы касаются частных случаев, а не общих вопросов.
Тем не менее, известно, что такое деление юристов (хотя и не всех) на сабинианцев и прокулианцев существует вплоть до царствования Адриана.
Различие этих направлений можно вывести из их характеристики Помпонием. Говоря о двух родоначальниках этих школ, он указывает, что Лабеон, являясь в политике республиканцем-консерватором, в области права был представителем новаторства (лат. plurima innovare instituit — «установил много нового»), меж тем как Капитон, сторонник нового государственного режима, в области юриспруденции был представителем и защитником старины (лат. in his, quae ei tradita fuerant, perseverabat — «упорствовал в том, что было ему передано правовой традицией»). Из этого можно, как будто, заключить, что школа прокулианцев была школой прогрессивной, а школа сабинианцев — консервативной.
Есть и другие мнения: некоторые учёные относятся к этому толкованию скептически: по их мнению, рассмотрение отдельных контроверз, существовавших между последователями разных школ, едва ли способно подтвердить мысль о большей прогрессивности или консервативности той или другой школы.
Взамен этого были высказаны некоторые другие предположения: по мнению Кунтце, противоположность между школами сводилась к противоположности между идеализмом и натурализмом в праве; по мнению Карлова, прокулианцы были представителями национальных начал в праве, а сабинианцы — начал общенародных, перегринских.
Другие (Бремер, Пернис и др.) утверждают, что различие школ объясняется просто различием двух юридических училищ права, из которых одно переходило по преемству от Прокула, другое от Сабина: у юристов, получивших образование в одной и той же школе (statio), естественно вырабатывались и сохранялись одинаковые мнения по отдельным спорным вопросам.
Возможно также, что противоположность школ приурочивалась к внешнему моменту, обучению праву в известном месте как постоянном местопребывании данных учителей права.
Тем не менее, традиционным воззрением остаётся то, по которому прокульянцы в качестве последователей Лабеона представляли прогрессивный элемент в юриспруденции, стремившийся к расширению часто узких форм старого права в интересах новой жизни, в противоположность сабинианцам.
Кроме знаменитой контроверзы о спецификации, можно в действительности указать несколько решений, характеризующих прокулианцев с традиционной точки зрения. Они, например, стремились расширить понятие вещей nec mancipi с целью ограничения области действия формальной манципации, расширяли права перегринов, сближая их с римскими гражданами, старались смягчить положение необходимого наследника, обязанного вступить в обладание наследством и против воли, ослабить некоторые действия формальных ограничений свободы завещаний и т. д.
Последовательному проведению характеристики различий препятствует разногласие между современными юристами относительно того, что следует понимать под прогрессивными и консервативными течениями в юриспруденции, а также потому, что в последующей римской юриспруденции следы различия школ исчезли.
В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.
В Средние века наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.
Организующим принципом культуры европейского средневековья является теоцентризм – представление о Боге как центре, организующем начале и истоке всего сущего. Римская католическая церковь превращается в центр интеллектуальной жизни западноевропейского мира.
В арабских странах также господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.
Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.
Материальными источниками были непосредственно тексты священных писаний (например, Коран), богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.
Например, в иудаизме источниками права выступают Письменная Тора (Танах) и Устный Закон, зафиксированный в Мишне и Талмуде. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран — священная книга ислама, Сунна — традиции, связанные с посланцем Бога, Иджма — «единое соглашение мусульманского общества» и Кияс — суждение по аналогии.
Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.
В последующем сформировались религиозно-правовые системы: еврейское право, индусское право, каноническое право, церковное право, мусульманское право.
В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.
Одним из первых преподавателей права был Гварнерий (Ирнерия), который начал обучать студентов в Болонье в 1087 г.
Первоначально учебный процесс сводился к чтению и толкованию (глоссированию) текстов Кодификации Юстиниана. Позже европейские юристы, используя греческую философию, могли уже на гораздо более глубокой основе уточнить юридически важные понятия.
Сплав римского права и греческой философии способствовал окончательному формированию юридическая наука.
2. Основные этапы истории юридической науки и научного рационализма.В Новое время происходит подготовленное многовековой историей интеллектуальной культуры рождение научной рациональности и отделение ее от иных типов рационализма – философского, практического.
Наука обретает статус особого способа познания мира, формы культуры и социального института, следовательно, в эту эпоху берет начало история науки как таковой.
В современной философии науки сложилась традиция выделять три основные типа научной рациональности, совпадающие с тремя этапами развития науки: классический, неклассический, постнеклассический.
Наряду с естественнонаучной, выделяется и иная форма научной рациональности - социально-гуманитарная. Самоопределение этой формы научной рациональности осуществляется в неклассический период. Классическая наука базируется на идее синкрезиса (нерасчлененности) социально-гуманитарного и естественнонаучного знания. В постнеклассической науке выдвигается идея синтеза социально-гуманитарного и естественнонаучного знания.
Эпоха Нового времени ознаменована подлинным рассветом юридической мысли. Это было связано с общей модернизацией и рационализацией культуры и общества, переходом от традиционного сословного общества к обществу либеральному гражданскому, становлением демократических институтов и, наконец, вытеснением теологического мировоззрения юридическим.
Правоведение Нового времени с полным основанием можно назвать наукой о праве, поскольку таковое: во-первых, окончательно порывает с теологией и твердо встает на рельсы рационализма; во-вторых, отказывается от умозрительных, спекулятивных построений и утверждает в качестве методологии исследования опытное познание; в-третьих, юридическая наука оформляется как социальный институт, на рационалистических началах перестраивается преподавание юриспруденции в университетах.
Влияние университетов на развитие юридической науки заключалось в том, что они:
а) установили транснациональный характер правоведения на Западе, способствовали тому, что само право приобрело единую терминологию и метод, который позволил строить правовые системы из обычаев и законов;
б) возвысили роль ученого в формировании права;
в) способствовали отделению права от богословия, риторики, этики и политики;
г) подняли анализ права на уровень науки путем концептуализации правовых институтов и систематизации права как единого свода знаний;
д) создали класс профессиональных юристов.
Классический период в развитии юридической науки представлен именами: голландского юриста, правового мыслителя Гуго Гроция (1583-1648 гг.), автора фундаментального труда «О праве войны и мира», заложившего основы классической юридической науки в целом и науки международного права в частности; английского теоретика права Томаса Гоббса (1588-1679 гг.), автора работы «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», создателя оригинальной теории общественного договора; английского правового мыслителя Джона Локка (1632-1704 гг.), автора работы «Два трактата о правлении», создателя концепции естественных неотчуждаемых прав человека, одного из зачинателей либерализма; голландского философа, теоретика права Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677 гг.), автора работ «Политический трактат», «Богословско-политический трактат», разработчика идеи народного суверенитета; французского правового мыслителя Жана Жака Руссо (1712-1778 гг.), автора сочинений «Об общественном договоре», «Проект конституции для Корсики», «Соображения об образе Правления в Польше и о проекте его изменения», создателя оригинальной концепции общественного договора и народного суверенитета; французского правоведа Шарля Луи Монтескье (1689 -1755 гг.) автора фундаментальной работы «О духе законов», создателя теории разделения властей, основателя юридической социологии; и др.
Рождение юридической науки стимулируется, с одной стороны, развитием философии права, с другой стороны, расширением юридической практики. Однако юридическая наука не рождается как теоретическая надстройка над юридической практикой. Равным образом она не возникает как ответвление философии права. Юридическая наука формируется в результате отделения научного рационализма как способа познания мира от рационализма философского.
В философии XVII века появляется тенденция, связанная с критикой схоластических отвлеченных бесплодных рассуждений, умозрительного спекулятивного мышления.
Намечается смещение рефлексии с общих вопросов мироздания и общества как элемента мироздания к вопросам, касающимся конкретных форм социального бытия. Например, Ф.Бэкон считал, что необходимо отказаться от пустого теоретизирования и обратиться к изучению частных конкретных явлений и заменить «философию слов» «философией дела».
Главным отличием правоведения Нового времени стала его направленность на опытное познание. Ведущие ученые - юристы XVII – XVIII вв. Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо стояли на позициях эмпиризма, т.е. выстраивали свои теории на основе опыта.
Правоведение Нового времени развивалось под эгидой классической научной парадигмы, в нем нашли воплощение все принципы этой парадигмы, в частности: натуроцентризм, механицизм, механистический детерминизм, методологический монизм, сциентизм, гносеологический объективизм.
Центральный принцип классической науки натуроцентризм, суть которого заключается в позиционировании природы как универсального принципа объяснения всего сущего, в юридической науке XVII - XVIII веков отливается в форму концепции естественного права. Под естественным правом понималась совокупность прав, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека и независимых от конкретных социальных условий и государства.
Одним из основателей школы естественного права и классической юридической науки является Гуго Гроций. Он был убежден, что следует различать естественную, неизменную часть права - естественное право и волеустановленные формы права - божественное право, государственные законы, право народов. Научно может быть оформлено только то, что вытекает из самой природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе, т. е естественное право.
Принцип натуроцентризма – стержень учения Б.Спинозы. Он сравнивает человека с рыбой. Рыбы, в его представлении, существа предназначенные природой к плаванию, а большие рыбы, помимо этого, к пожиранию малых рыб. Природное предназначение, по мнению Спинозы, и есть естественное право. Рыбы по своему естественному праву владеют водой, а большие рыбы – правом пожирать малых рыб.
Человек, в представлении Спинозы, такая же частица природы как рыбы, следовательно, на него распространяются все естественные закономерности и необходимости. В понимании Спинозы, естественное право человека – это право на самосохранение. Показательно, что Спиноза полагал, что в гражданском состоянии естественное право человека не прекращается, т.к. в каждом из этих состояний человек действует по законам своей природы. Таким образом, Спиноза обосновывает идею естественных неотчуждаемых прав человека.
Натуроцентрическая идея присутствует в творчестве Т. Гоббса. Естественное право, согласно Гоббсу, есть свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средством. В творчестве Гоббса натуроцентризм соединяется с рационализмом.
Идеей натуроцентризма вдохновлялся Дж. Локк. Ученый полагал, что в естественном – природном состоянии людям принадлежат естественные права - право на жизнь, право на свободу, право на собственность. Он считал, что государство должно признать неотчуждаемый характер этих прав.
Натуроцентрична по своей сути концепция естественного права Ж.Ж. Руссо, связанная с идеализацией природного состояния, которое он определяет как «прекрасная дикость». Руссо утверждает, что человек рожден свободным, но он в оковах, существующее общественное устройство далеко от природного идеала. Природоцентризм выступает у Руссо как способ обоснования идеи народного суверенитета.
Ш.Л. Монтескье относил к естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.
Исходным пунктом концепции С. Пуфендорфа является представление о естественном, догосударственном обществе. Он считал, что в естественном общежитии потребности людей удовлетворяются, отсутствует стеснение естественного равенства и свободы, здесь над индивидами не довлеет принудительная сила. Увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец, страх перед возможным злом приводят к тому, что человечеству приходится распрощаться с первоначальной идиллической формой общежития и приступить к созданию государства.
. Натурализм как исследовательский подход всегда несвободен от редукционизма – сведения законов социального развития к законам природы. Именно этот прием был присущ классической юриспруденции.
Принцип механицизма, суть которого заключается в позиционировании мира и его элементов как простых малых закрытых механических систем также нашел достаточно широкое воплощение в юридической науке Нового времени. Правоведам в целом было свойственно рассматривать право и государство как закрытые системы, изолированные от различного рода социальных, культурных, исторических и т.д. влияний
Механицизм более всего проявлен в концепции общественного договора. Государство, таким образом, предстает как продукт механической солидарности, как результат сложения атомизированных индивидов.
Элементы механистического понимания происхождения государства присутствуют в учениях Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо. Государство мыслиться ими как агрегат – совокупность индивидов, объединенных стремлением к «миру», «благополучию», «сохранению собственности», «защите интересов», «удобству», «безопасности», «спокойной и приятной жизни», «взаимной выгоде», «общей пользе».
Такого рода «механическая солидарность» легко может быть разрушена, например, Б. Спиноза полагал, что каждый индивид связан общественным договором до тех пор, пока он приносит ему пользу; по устранению этой пользы договор сразу прекращается и становится недействительным.
Наиболее выпукло принцип механицизма представлен в творчестве Т.Гоббса, который рассматривал государство как механизм подобный часам.
Механистический детерминизм–важнейший элемент классической научной парадигмы, суть которого заключается в признании однозначных, жестких причинно следственных связей явлений мира, в нововременной науке становится образцом понимания развития не только природы, но и общества, которое рассматривается как статический агрегат, подчиненный общим, единым для всей материи законам.
Механическое понимание причинности в рамках науки о праве оборачивается фатализмом. Распространение фатализма на область социальных явлений ведет к отрицанию человеческой свободы. Именно таких воззрений придерживался, например, П. Гольбах. Для Гоббса, Спинозы типично представление о свободе как познанной необходимости.
Природа, по Гоббсу, движется путями, которые предсказуемы и неизбежны, человеческие существа - часть этой причинной системы. Поэтому человеческая свобода не может быть понята как свобода от причинной необходимости. Напротив, Гоббс полагает, что человеческая свобода совместима с причинной необходимостью.
Сторонником принципа механического детерминизма был Спиноза, который полагает, что в мире не существует ничего случайного, каждая вещь имеет причину.
Методологический монизм–квалификация естественнонаучного метода как единственно истинного – существенная особенность юридического мышления Нового времени.
Т. Гоббс полагал, что в политике можно вычислить отношения государств, если суммировать договоры между ними; в юриспруденции – определить права или правонарушения, если сложить закон и факт. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена – душе государственности, тайных агентов – глазам государства, гражданский мир – здоровью, мятежи и гражданские войны – с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.
Гносеологический объективизм – принцип объективированного субъекта также находит выражение в исследованиях ученых-юристов Нового времени. Наиболее последовательным его выразителем был Дж. Локк, который утверждал, что ум человеческий представляет собой «tabula rasa» - «чистую доску». Единственный источник идей, по Локку, опыт, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний опыт, согласно Локку, это ощущения, которые заполняют «чистую доску» различными знаками и которые мы получаем посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других органов чувств. Внутренний опыт, в видении Локка, это идеи о своей собственной деятельности внутри себя о различных операциях нашего мышления, о своих психических состояниях - эмоциях, желаниях и т.п. Все они называются рефлексией, размышлением.
Дисциплинарный синкретизм – нерасчлененное единство научного знания, обусловленное натуроцентристской научной картиной мира, в рамках которой человек, общество, культура представали как части природы – в полной мере проявил себя в юридической науке.
Юридическая наука классического периода несет на себе ярко выраженные черты естественнонаучного знания. Новая школа, именуемая доктриной естественного права, побеждает в университетах в XVII и XVIII веках. Подражая точным наукам, она стремиться видеть в праве логическую аксиоматизированную систему.
Школа естественного права может рассматриваться как первая научная школа. Теория естественного права, в рамках которой право стало выводиться из природы и разумных начал человека, утвердила отношение к праву как к незыблемому и общему для всех времен и народов требованию (права человека); ввела в понимание частного и публичного права понятие субъективных прав (С. Пуфендорф), заставила признать, что право должно распространяться и на область взаимоотношений властвующих и подвластных, взаимоотношения между властными учреждениями и частными лицами (в Средневековье право и власть осмысливались как явления достаточно независимые друг от друга).
В конце XVIII – начале XIX века в результате социальных изменений, накопления значительной информации натуроцентрическая парадигма в юриспруденции отходит на второй план, начинается процесс осмысления дисциплинарной специфики юридической науки, т.е. специфики ее предмета, метода и т.д.
Первый шаг в этом направлении делает Ш.Л. Монтескье, который предпринимает попытку объяснить законодательство и право, при помощи апелляции к «духу народа» порождаемому не только природными - географическими, но и культурными, историческими факторами. Таким образом, право начинает пониматься не только как природный, но и как социокультурный феномен.
В разработке теории законов Монтескье опирается на анализ истории законодательства. Он обстоятельно исследует римское законодательство, происхождение и изменения гражданских законов во Франции, историю права многих других стран.
Исторический подход к праву тесно сочетается у Монтескье со сравнительным анализом законодательных положений различных эпох и народов.
Исторический подход к изучению права использовал неаполитанский мыслитель, методолог Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.), который он реализовал в фундаментальном исследовании «Основания новой науки об общей природе наций».
Заслуга Вико состоит в том, что он попытался применить историко-сравнительный подход к объяснению правовых институтов.
Значительный вклад в развитии правовой науки сделали немецкие философы Иммануил Кант (1724 -1804 гг.), основоположник теории правового государства и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.), создатель концепции гражданского общества. Гегель различает обывательское и научное понимание права. В основе научного понимания права, по Гегелю, лежит правильное - понятийное мышление.
Осмысление специфики юридической науки осуществляется во многом благодаря деятельности представителей исторической школы права – Г. Гуго, Ф. К. Савиньи, Г. Ф. Пухты.
Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX века. Представители этой школы выступили с критикой школы естественного права, выдвинули тезис, согласно которому предметом исследования правоведов должно быть исторически сложившееся и применяемое каждым народом право.
Что касается методологии юридических исследований, то, по мнению представителей немецкой исторической школы права, адекватным поставленным задачам является метод историко-сравнительных исследований.
Савиньи выделяет три стадии развития права: первая - возникающее в сознании народа, облекаемое в форму обычая «природное право»; вторая – вырабатываемое юристами на основе обобщения бытующего «природного права» понятийно оформленное «научное право»; третья - законодательное право.
Существенную лепту в дело развития юридической науки внес английский правовед, создатель политико-правовой доктрины утилитаризма Иеремия Бентам (1748 -1832 гг.), автор работ «Введение в основания нравственности и законодательства», «Фрагмент о государственном правлении», «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств» и др.
Бентам обосновывает право при помощи доктрины утилитаризма. Он признает лишь право, сформулированное в тексте закона. Предметом юридических исследований у Бентама становится не просто реально существующее право, но право, законодательно оформленное. Что касается метода, Бентам, подобно представителям классической юридической науки, стремиться распространить экспериментальный метод с физической области на социальную.
Обретение юриспруденцией самостоятельного дисциплинарного статуса обычно связывают с деятельностью представителей юридического позитивизма. Отказ от различного рода метафизических конструкций, от редукции (сведения) юридических явлений к каким-либо иным (природным, ментальным) явлениям и сосредоточение исследовательских усилий на изучении явлений юридической сферы – важнейшие принципы позитивизма. Становление такого подхода к праву принято связывать с именем Д. Остина (1790 – 1859 гг.). В работе «Определение области юриспруденции», он утверждает, что юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрины естественного права, смешивающей понятия права с законами природы, нравственными нормами, религией.
Остин считает, что предметом юриспруденции должно быть позитивное право - право, устанавливаемое политически господствующим для политически подчиненного. Позитивное право, по Остину, это суть законы государства.
Таким образом, XVII – первая половина XIX века – этап классической науки для юридической науки является, с одной стороны, периодом отделения юриспруденции от философии и теологии, с другой стороны периодом ее дисциплинарного самоопределения.
Неклассическая наука формируются в эпоху достижения зрелости индустриальной цивилизации, ее вступления в состояние кризис, перехода к техногенной цивилизации, ориентирующей человека на подчинение природы, преобразование мира, развитие техники и технологий. Спецификой техногенной цивилизации является высокий статус науки, которая рассматривается как важнейшая производительная сила общества, как мощный источник максимизации прибыли в условиях регулируемых рыночных отношений. В неклассический период выделяется новая группа наук – технические науки, которые выступают в качестве связующего звена между естественными науками и производством.
Неклассическая юриспруденция является неотъемлемой частью неклассической науки. Принципы неклассического рационализма актуальны для неклассической юридической науки.
В частности принцип децентрации, в рамках юридической науки выражается в отказе от идеи натуроцентризма – натуралистического редукционизма и позиционирования права как самостоятельной реальности, несводимой к каким-либо иным реальностям, в том числе и природной реальности.
Различные юридические парадигмы фокусируют внимание на разных аспектах права: юридическая герменевтика выделяет смысловые аспекты права; юридическое неокантианство (аксиология) - ценностные; юридическую феноменологию интересуют чистые структуры права; юридический прагматизм изучает право в действии; юридический позитивизм рассматривает право, прежде всего, как правовой факт; в рамках культурно-исторического подхода к праву эксплицируются духовные, обусловленные культурой основания права; в рамках формационного подхода право позиционируется как надстройка над экономическим базисом; юридический натурализм определяет право как природный феномен; социологическая юриспруденция позиционирует право как институт, регулирующий различные интересы; юридический постмодернизм рассматривает право как структуру, заданную дискурсом власти и т.д.
Таким образом, право определяется неклассической юриспруденцией как сложный, обладающей многоуровневой организацией, внутренне неоднородный и антиномичный объект.
Неклассическая юридическая наука отказывается от механистического понимания права как простой закрытой системы. В пространстве неклассического юридического дискурса право начинает осмысливаться как сложная открытая, система.
Целый ряд юридических научно-исследовательских традиций (юридический прагматизм, юридический постмодернизм, социологическая юриспруденция) позиционирует идею, согласно которой «реальное» или «действующее» право включает в свое пространство значимый субъективный компонент.
Например, представители реалистической школы права утверждают, что право субъективно, поскольку всегда зависимо от личности судьи, конкретное дело решается судьей не столько на основе правовых норм, сколько на основе его интуиции, симпатий и антипатий.
Неклассическая наука в целом расширила горизонты познавательной деятельности, однако и она была не свободна от ряда недостатков, важнейший из которых фрагментация представлений о праве, утрата его целостного видения. Именно стремление преодолеть эти недостатки становится стимулом развития нового постнеклассического типа науки.
Основания постнеклассического научного рационализма формируются в контексте глобализации - сложных, охватывающих различные сферы человеческой жизнедеятельности, процессов нарастающей взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимообусловленности бытия локальных, региональных сообществ в планетарном масштабе.
Постнеклассический этап в развитии юридической науки связан с формированием такого направления юридических исследований как юридическая синергетика. Она возникает в результате экстраполяции естественнонаучной синергетики в сферу юриспруденции. Тем не менее, и в самой юриспруденции возникают определенные тенденции, связанные с постнеклассическими представлениями и принципами. Речь идет об интегративной юриспруденции.
Представители интегративной юриспруденции – Д. Холл, Г.Дж. Берман, Ж.-Л. Бержель, П.Г. Виноградов, В.С Нерсесянц, А.В. Поляков, И.Л Честнов и др., поставили задачу формирования «синтетического», интегративного понимания права, посредством объединения существующих концепций. Тем не менее, необходимо констатировать, что постнеклассическая юриспруденция делает первые шаги и ее самоопредление есть дело будущего.
3. Особенности становления отечественной юридической науки. Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии.
В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703-1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика.
В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях.
При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция.
В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.
В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года.
Основным источником познания права в период слабого развития издательского дела становились лекции, прочитанные профессорами, поэтому история развития юридической науки в России, по существу, неотделима от развития этих университетов.
Первоначально российская юридическая наука основывалась на зарубежных исследованиях, преподавание велось иностранными профессорами; но со временем были подготовлены и отечественные специалисты.
Одним из первых русских профессоров права был С.Е. Десницкий, внесший весомый вклад в развитие российской юридической науки. Он считал, что она включает в себя 4 части:
а) о происшествии правлений в разные века и у разных народов;
б) о правах, происходящих в обществе от различного состояния людей;
в) о правах, происходящих от различных и взаимных дел между обывателями;
г) о полиции или благоустройстве гражданском.
Их читали приглашённые немецкие профессора.
Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках.
Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле.
В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.
Формирование теоретических основ отечественной юридической науки происходило под влиянием идей С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева,Л.И. Петражицкого, Б.А. Кистяковского, Ф.В. Тарановского и др.
Развитию отраслевых юридических наук способствовали труды Н.М. Коркунова.
Российская Федерация. Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в России началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства.
22 ноября 1991 года в РСФСР была ратифицирована Декларация прав и свобод человека и гражданина. С распадом СССР в 1991 году образовалась Российская Федерация как суверенное государство.
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.
Правовая система РФ основана на традициях римского права, прошедших преломленное развитие в системе французского права со времен Республики. Например, за основу уголовного законодательства в РФ были приняты французские кодификаторы. Однако правовая система РФ впитала некоторые инструменты прецедентного права, которое распространяется, например, на некодифицированные области правоотношений в гражданском праве.
Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов. Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).
В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.
В настоящее время в России ведущими ВУЗами по подготовке юристов являются: юридический факультет МГУ, юридический факультет СПбГУ, Московская государственная юридическая академия, Саратовская государственная академия права, Уральская государственная юридическая академия, Академия управления МВД России, Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, Российская академия правосудия.
В юридической сфере происходит переход на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат – магистратура.
Заключение. В своем развитии научный юридический рационализм проходит три стадии: классическую, неклассическую и постнеклассическую.
Юридическая наука - это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
В своем развитии она основывалась на господствующих общественных отношениях, теоретически обосновывая наиболее оптимальные формы их правового регулирования.
Литература по теме:
1. Азаркин Н., Жуков В., Завьялов Ю. и др. История политических и правовых учений /Под ред. О. Малышкина. М.: НОРМА, 2010.
2. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства. М.: ЛКИ, 2011.
3. Историческое и логическое в познании права / под ред. А.И. Королёва. Л., 1988.
4. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2003
5. Яркова Е.Н. История и методология юридической науки: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 1015;