Психическое здоровье

Психическое благополучие - это третий показатель здоровья населения (50%), от которого напрямую зависит образ жизни.

Долгое время ценности личности, в том числе и здоровье, не были приоритетными в нашем обществе. Личность здоровая физически, психически и социально как правило всегда способна противостоять любому не запредельному воздействию внутренних и внеш­них факторов, бороться и побеждать трудности и препятствия, достигать реальных поставленных целей.

Если учитывать, что в социальной составляющей здоровья решающую роль имеет психическая компонента, то здоровье следует понимать как системную целостную гармонию души и тела при определяющем влиянии состояния души на здоровье телесное.

Человек имеет две составляющих – душевое и телесное. При этом следует учитывать, что душа как материальный носитель имеет два проявления:

дух (словесная, умственная – источник мыслей страстных и добродетельных (от Бога – ангел-хранитель, от демонов и от самого человека), нравственная часть души – отношение к добру и злу). В зависимости от духовного состояния человека происходит сочетание либо с духом Божьим, либо с духом зла. Душа – это степень преобладания добра над злом в человеке, измеряющаяся его греховностью (страстностью). Общаясь с кем-либо, мы воспринимаем дух этого человека. Дух животворит, он помогает душе;

психика (мир психических явлений).

Грех – это вред, порча, повреждение самому себе. Повреждение может быть только исцелено, или не исцелено, но не прощено. Человек возгордился и отделил себя от Бога (сласто-, славо-, сребролюбие), совершил первородный грех, повреждение себе. Это привело к изменению природы человека (хочу одно, а делаю то, к чему влекут срасти) – тело было материальным и духовным, стало – дебелым (страстность – болезни, тленость – старение, смертность). Родовое повреждение (родовой грех) приобретается предками и передается по наследству, если не исцелилось. Индивидуальный грех приобретается людьми в течении жизни.

Повреждение души ведет к повреждению тела. Отсюда становится особенно ясной решающая роль духовности человека в его здоровье. Целомудрие – такая мудрость, которая ведет к целостности внутренней жизни – духа и тела. Поэтому предотвратить или излечить болезнь – значит воздержаться от грехов или исцелиться от них праведной жизнью и покаянием.

(см. Болезнь и понятие греха в православии).

Состояние души осознается, переживается человеком через его эмоции, поэтому психическое благополучие проявляется через благополучие эмоциональное - это чувство внутреннего удовлетворения от гармонии между потребностью и её удовлетворением, от победы добра над злом. Именно эмоции отражают состояние гармонии или дисгармонии человеческой души в её постоянной борьбе добра со злом. Не следует забывать, что понятия добра и зла субъективны и социальны, с этой точки зрения психически благополучным может быть и злодей!

Эмоции - один из главных механизмов внутренней регуля­ции поведения и деятельности, они определяют душевное здоровье, адап­тацию, работоспособность и успех всей жизнедеятельности че­ловека. Эмоциональное поведение воз­никает за пределами оптимума мотивации.

Эмоция(от лат. emovere - потрясаю, волную) — субъективное пе­реживание чувств человеком, его отношения к окружающему миру и само­му себе, субъективная реакция на внутренние (мотивации) и внешние раздражения, на удовлетворение или нет потребностей, проявляющаяся полярно в виде удовольствия или неудовольствия (гордость – великодушие, любовь - ненависть, отвага - страх, радость - гнев, эйфория - тоска, надежда - разочарование и т.д.). В эмоциях отражается субъективная оценка значимости проис­ходящего для человека, они могут быть или отсутствовать, выражены внешне или внутренними, скрытыми от окружающих, могут быть управляемы или нет, временными или постоянными, сильными или незначительно выраженными, могут быть положительными или отрицательными. Среди эмоций выделяют:

Настроение—это длительное эмоциональное состояние, эмо­циональный фон. У здорового человека настроение обычно оп­тимистическое.

Аффект—сильное, неуправляемое волей, непродолжитель­ное состояние, возникает в экстремальных условиях, когда чело­век не справляется с ситуацией.

Фрустрация(непреодолимое препятствие) — состояние растерянности, незнания, что нужно делать.

Страсть – сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими и побуждающая к действию (потребность, мотив). Это искаженная, извращенная добродетель (гнев может быть праведным и греховным), паразитирующая на изначальном добре человека. Это не только вожделение и гнев, но также дружба, мужество, радость (они ни добры, ни злы, их надлежит разумно использовать). 8 основных страстей: гордость, тщеславие, сребролюбие, гнев, уныние, печаль (душевные), блуд, чревоугодие (телесные). 8 добродетелей: любовь (наличие подлинной свободы полноценной личности - не способен (не может) грешить, даже думать о грехе), смирение, нестяжение, кротость, целомудрие, возжержание, трезвение, блаженный плачь.

Эмоция развивается на основе активации специализированных структур мозга (лимбическая система) и отражает соотношение ка­кой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворе­ния. Если вероятность удовлетворения потребности высокая, то возникают положительные эмоции, если низкая — отрицатель­ные эмоции.

 

Понятия.

Нервная система, высшая и низшая нервная деятельность.

Нервная ткань – структурно и функционально единые образования нервных клеток и межклеточного вещества – нейроглии.

Нервная система – системная по функции (образование, передача и трансформация нервных импульсов) совокупность морфофункциональных органных объединений нервной ткани (нервные узлы, сплетения, центры, головной и спинной мозг, периферические нервы) на организменном уровне (центральная и периферическая, соматическая и висцеральная нервные системы).

Нервная деятельность – совместное функционирование разноуровневых морфофункциональных объединений нервной ткани, проявляющееся во внешних (поведение), внутренних (деятельность органов и систем) и психических (психика) явлениях. В зависимости от уровней функциональных объединений различают низшую и высшую нервную деятельность.

Низшая нервная деятельность - функционирование подкорковых образований и спинного мозга, обес­печивающее приспособление животных и человека к изменениям окружающей среды (внешней и внутренней) на основе безусловных рефлексов и инстинктов.

Высшая нервная деятельность (ВНД) - совокупность сложных форм функционирования коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обес­печивающих наиболее совершенное приспособление к изменениям окружающей среды. В ее основе лежит осуществление сложных условнорефлекторных актов. Протекает как в период бодрствования, так и во время сна (осознанно и неосознанно). Являясь разделом физиологии, высшая нервная деятельность основывается на рефлекторной теории, теории отражения и тео­рии системной деятельности мозга.

Психическая деятельность— это идеальный, субъективно осоз­наваемый результат высшей нервной деятельности, обеспечивающий осознание окружающего мира и собственного «я». Психическая деятельность протекает только в период бодрство­вания (осознанно), как и ВНД, присуща и животному.

Психика и психические явления, материальная (физиологическая) и идеальная компоненты, их соотношение.

Психология (от греч. psyche — душа; logos — учение, наука; греч. \|/ (пси) — символ психологии) —это наука, изучающая феномены и объективные закономерности развития и функ­ционирования (проявления и механизмы) психики (предмет психологии).

В отечественной научной психоло­гии психика- свойство (или функция) высокоорганизо­ванной материи (прежде всего мозга), субъективно отражать (познавать) объек­тивный мир и саморегулировать на этой основе свое поведение и деятельность; понимается как: предпосылка деятельности и активности человека; продукт общественно-исторического раз­вития.

Полипредметность— мно­жественностью определений и трактовок предмета психо­логического познания. Это обуславливается совпадением субъекта иобъекта научного познания, невозможностью непосредственного эмпириче­ского исследования душевной жизни,необходимостью выделения «вторичных объектов». Особенность психологии — в невозможности сделать предмет психологии объектом непосредствен­ного эмпирического исследования. «Психика», как и «Душа», эмпирически неуловима. Приходится искать дру­гие объекты и косвенно — через их изучение — делать вы­воды о закономерностях психической реальности. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что призна­ется доминирующим фактором, определяющим психиче­скую жизнь, и от того объяснительного принципа, который предлагается конкретной научной школой.

В отличие от других явлений окружающего мира психика не обладает физико-химическими характеристиками: ве­сом, формой, цветом, размерами, химическим составом и т.п. Поэтому она недосягаема для органов чувств или приборов, что затрудняет ее изучение. До сих пор неизвестно ее местонахождение. Попытки найти ее в теле человека не увенчались успехом (в диафрагме – m. Phrenicus, в верхней части сердца, в средней –евность, внижней – желание, воля). Отсюда можно предполо­жить, что она находится вне тела (вокруг, рядом или как-то еще). Сле­довательно, не менее убедительным может быть предположение о том, что не душа находится в теле, а тело скорее пребывает в пространстве души.

В сегодняшней психофизиологии также интен­сивно обсуждается проблема субстрата психики. Проблема может ставиться так: психика - это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь ска­зать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе.

Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполага­ют некоторые физики, это могут быть микролептоны- мельчайшие ядер­ные частицы. Есть и другие гипотезы.

Тесная связь психики и дея­тельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологичес­кая неполноценность мозга и приводят к неполноценности психики. Действи­тельно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из орга­нов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, на­рушается психика человека. Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источни­ком является внешний мир.

Не менее загадочен и вопрос о том, умирает ли душа вместе со смер­тью тела. Другими словами: возможно ли самостоятельное существова­ние души без тела? В науке данный вопрос остается открытым, хотя все мировые религии дают на него утвердительный ответ и даже определя­ют условия, от которых зависит дальнейшая судьба и благополучие ду­ши. Например, в христианстве это соблюдение Божьих заповедей, кото­рым должен неуклонно следовать человек при жизни. Научное доказа­тельство данного утверждения имеет огромное мировоззренческое зна­чение, так как может произвести настоящий переворот в сознании и об­разе жизни людей.

Проблема соотношения мозга и психики, «материи и сознания» (отношение между мозгом как матери­ным источником психики и идеальными по содержанию психическими явлениями) до сих пор не решена. Её изучение имеет давние исторические традиции.

Первое решение проблемы соотношения мозга и психики определялось как психофизиологический параллелизм - психика и мозг признаются как независимые сущности, не связанные между собой причинно-следственными отношениями Термины "душа" и "тело" впервые стал рассматривать с научных пози­ций философ и врач Рене Декарт (XVIIв.), исхо­дивший в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал - материального и духовного (дуализм). Он рассматривал душу и тело как две самостоятельные, относительно независи­мые субстанции - как душа может влиять на деятельность тела, так и тело способно сообщать душе сведения о внеш­нем мире. Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведен­ческого акта, хотя сам термин "рефлекс" был предложен спустя столетие.

И.М. Сеченов обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности, возможность распрос­транения принципа рефлекса как детерминистического принципа орга­низации поведения на всю работу головного мозга, прочно связал понятие психичес­кого с рефлексом. Он ввел представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными имеется множество сложных психических рефлексов (психический элемент, психическое чувствование. Мысль, по Сеченову, - это психический рефлекс с задержанным окончанием, развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а психический рефлекс с усиленным окончанием - это аф­фект или эмоция.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы мож­но систематизировать следующим образом:

- психическое тождественно физиологическому, оно выступает как особая сторона, особое свойство физио­логических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности;

- психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) дея­тельностью мозга, тем не менее, не тождественно ей. Психическое несво­димо к физиологическому, как идеальное к материальному или как со­циальное к биологическому.

- психическое - это отдельный (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в не­рвной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое - это особые (психонервные) процессы, которые также связаны с отражением объектив­ной реальности, но отличаются наличием субъективного компонента (внутренние образы и их переживание);

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается.

Проблема соотношения мозга и психики также может быть объяснена с помощью четырех категорий.

Категория отражения. Любое психическое явление есть результат субъективного отражения в мозгу состояния внешней (или внутренней) среды. Между миром (материальным или идеальным, внешним или внутренним) и его представлением в психике происходит многоступенчатый процесс психофизиологической переработки в материальных носителях (от рецепторного аппарата до нейронов коры) особенностей воздействия этого мира на организм в виде многократного перекодирования информационных эквивалентов этих воздействий.

Категория информации. Все психические процессы информативны по сво­ей природе, от получения информации (афферентация), её обработки мозгом до двигательной и поведенческой активности (информационные эфферентные потоки). Категория информации присуща его носителям - как мозгу, так и всему организму, в котором также разворачиваются информаци­онные процессы.

Категория активности. Активность — это то, что «ожив­ляет» организм и может быть внешне или интроспективно наблюдаемо, что обусловливает соматические и психи­ческие функции организма. Любое психическое явление своеобразно активно, проявляя себя либо в реальном поведенческом акте, либо в скрытых процессах (мыслительных и др.).

Категория функции. Психика обусловливается функцией, деятельностью мозга, направленной на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма к внешней природной и физической среде, а человека как личности - к жизни в среде социальной. Морфофизиологическое единство мозга — это фор­ма пространственно-временной организации функциональной системы, которая имея целью адаптацию, является органическим эле­ментом более общей системы — всего организма.

Очевидно, что ни одна из вышеуказанных категорий отдельно, равно как и их механическая интеграция, не может адекватно объяснить соотношение психики и мозга, которые являются проявлением различных сторон диалектически многогранной, эволюционно меняющейся, но целостной жизни

Предпосылками возникновения психики являются раздра­жимость, таксисы, специализация клеток и, как следствие, возникновение и развитие нервной системы.

По сложности стро­ения выделяют: диффузную, ганглиозную и централизованную нервные системы.

С точки зрения эволюционного развития можно выделить формы психического отражения: инстинкт, научение, интеллектуальное поведение, созна­ние.

Инстинкт — форма психического отражения, для кото­рой характерна врожденная целесообразность поведения, вслед­ствие того, что опыт множества поколений данного вида за­креплен биологически в каждой отдельной особи, в том числе в строении ее нервной системы.

Научение заключается в воз­можности прижизненного овладения арсеналом целесообраз­ных действий и закрепления этих способов реагирования на изменение условий существования.

Интеллектуальное пове­дение характеризуется тем, что целесообразные действия не только найдены самим живым существом, но в них присут­ствует элемент понимания.

Сознание — целесообразное отно­шение к действительности, основанное на знании ее объектив­ных закономерностей, это высший уровень отражения действитель­ности и развития психики, проявляющийся не столько в осознании (отдавать себе отчет) окружающего мира (место, время, самого себя - самосознание) и управ­лении своим поведением, а прежде всего – в способности к абстрактному мышлению через выражение мыслей словами или иным способом и в осознании этических и эстетических ценностей. Присуще только человеку.

Условно можно выделить следующие способы психического отражения (познания) (см. схему):

Осознаваемый (логика):

- сознание. Включает ум, мышление (преимущественно абстрактное)как результат использования задатков и совершенствования способностей в процессеприобретения знаний – логического познания (разнообразные виды дея­тельности - игра, учеба, научно-познавательная, производственная, социальная и др.) и практический жизненный опыт. Проявляется в интеллекте – умении практически использовать ум, багаж накопленных знаний и жизненный опыт.

Неосознаваемые (не поддающиеся логическому объяснению).:

- досознателъный, передающийся по наследству, в т.ч. абсолютные ценности, родовая память, как результат филогенеза (безусловные рефлексы, инстинкты);

- послесознателъный, или подсознательный, условно-реф­лекторный – знания, навыки, установки, психологические автоматизмы, чувства и пр., вытесненные в процессе онтогенеза (научение, интеллектуальное поведение);

- сверхсознание – интуиция, феномены сознания, неподдающиеся научному объяснению.

Таким образом, понятие психи­ки шире, чем понятие сознания.

Психика проявляется поведением и деятельностью в четырех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния,и пси­хические свойства и психические образования. Указанные виды психических явлений выделяются только с целью изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга.

1. Психические процессы - это элементарные психические явле­ния, динамическое отражение действи­тельности, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Их делят на познавательные (ощущения, восприя­тия, внимание, память, воображение, речь, мышление), эмоциональные (эмоции и чувства); и волевые (воля).

2. Психические состояния — относительно статический мо­мент состояния психики, проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности, более продолжительные по сравнению с процессами психические явле­ния (могут продолжаться в течение нескольких мгновений, часов, дней или даже недель). К ним относятся проявле­ния чувств (эмоции, настроения, аффекты, эйфория, тревога и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность, собранность), мышления (сомнения), вообра­жения (грезы) и т.д.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуатив­ными и устойчивыми, личностными. Они подразделяются на три вида: мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти); эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация); волевые - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного во­левого действия).

3.Психические свойства - типичные для данного человека особенности его психики, устойчиво присущие человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительно­го её периода. Включают: направленность - иерархию по­требностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентации (к чему стремится человек?); характер - обобщенные способы поведе­ния, тип адаптации к среде, темперамент - индивидуальные особен­ности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности (как проявляется человек?); способнос­ти - индивидуально-психологические особенности личности, являю­щиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности (что может человек?).

4.Психические образования - результат работы психики человека, его развития и саморазвития. К ним следует отнести приобретенные знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 525;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.