Материалы и песочница. Процесс песочной терапии.

В центре комнаты, где проводится работа по методу сэндплэя, на уровне стола устанавливается лоток с песком с размерами 57x72 см, который соответствует полю зрения ребенка или взрослого, стоящего перед лотком. Лоток - приблизительно 8-10 см глубиной и заполнен промытым, качественным песком, для того, чтобы можно было углубляться в песок или выстраивать песочные фигуры вверх до необходимой высоты. Основание лотка окрашено голубым, чтобы при желании можно было создать иллюзию воды на дне лотка. Также существует возможность смешивать песок с реальной водой, если клиенту будет необходимо сформировать или создать различные влажные ландшафты типа болота. Так как песок не успевает высохнуть за время перерыва между сессиями, обычно сэндплэй-терапевты имеют в комнате два лотка с песком, чтобы всегда было можно использовать и сухой и увлажненный песок.

Кроме того, комната для терапии должна иметь огромное количество разнообразных миниатюрных фигур: людей из различных исторических периодов и исполняющих различные функции, животных, деревьев, растений, цветов, зданий и орудий их создания, священных зданий (типа церквей, храмов) и религиозных символов, мостов, автомобилей, вагонов, и еще много всего другого. Материалы, из которых они изготовлены, могут быть самыми разнообразными; но необходимо также иметь камни, древесину, кусочки металла, стекло и цветные стеклянные бусины, морские ракушки, и другие виды сырья, чтобы была возможность делать то, что трудно доступно другими средствами. Обычно все это "богатство" располагается на открытых невысоких стеллажах, с которых легко достать необходимый материал даже ребенку. Необходимо иметь все возможные фигуры, чтобы это давало стимул создавать ребенку собственный мир. Что действительно важно - не общее количество фигур, а их символическая ценность. Важно, чтобы были представлены не только светлые, дружественные, красивые объекты, но также и уродливые, темные, злые, внушающие страх персонажи. Также важно - иметь символические фигуры из других культур, чтобы была возможность представить “полностью другой “, необычный и "иностранный" мир в душе.

В начале часа ребенок видит лоток в нейтральном состоянии, заполненный слегка разровненным песком. Ребенок выражает в песке то, что спонтанно возникает, констеллируется в нем в течение сеанса. Он полностью свободен играть или не играть с песком, делать только то, что он находит нужным. Психолог не дает ему никаких инструкций. Фигуры могут использоваться, если это кажется необходимым ребенку, но некоторые дети и взрослые используют только песочные скульптуры.

Три этапа работы:

1.Хаос. Актуальное состояние. Много фигур, которые клиент постоянно переставляет. На данном этапе работы вскрывается страх, смятение, тревога. Клиент может смешать все с песком. Это является как диагностиком, так и терапией. Клиент транслирует травматическую ситуацию. Многократное проигрывание травматической ситуации способствует тому, что отношение к ней клиента изменяется. Стадия может длиться от 1 до 6-7 занятий. Постепенно количество фигурок уменьшается.

2.Конфликт=борьба. Актуализируется внутренний конфликт, пережитые травмы, трагедии. Вскрывается агрессия. На этом этапе происходят убийства, похороны, землетрясения, войны (погибают все). Злые герои активны. Это продолжается 2-4 занятия. Появление спасителя символизирует начало разрешения конфликтной ситуации. Злые герои становятся добрыми. Появляется персона и тень, анима и анимус.

3.Разрешение конфликта. Видна гармония, расположение фигур в виде круга, квадрата, треугольника, появляется центрированный поднос – в центре – гора или другие большие предметы – архетип самости. Анимус и анима принимают одинаковый вес в песочнице.)

Для своей собственной документации и контроля над динамикой процесса, аналитик делает эскиз каждой картины из песка, замечает все, что может иметь значение, и в конце сессии особым образом делает одну или более фотографий или слайдов картины, важной для последующей интерпретации символических аспектов душевых проявлений. Фотовспышки не подходят для фотографирования, так как важные тени стираются, и становится труднее распознавать структуры. Некоторые психотерапевты критиковали прямоугольную форму лотка и предлагали, чтобы лоток был квадратный или круглый, потому что такие формы, по их мнению, увеличивают психическую концентрацию и сосредоточение. По мнению Доры Калфф другая форма лотка была бы менее правильной. Так, можно представить какое различное влияние оказывает на человека квадратная, круглая и прямоугольная комната. Из-за неравенства измерений прямоугольная комната создает напряженность, волнение, и желание движения, желание идти вперед. Квадратная или круглая комната, напротив, создает баланс, отдых, концентрацию, направленную к центру. Непосредственно аналитический процесс можно сравнить с постоянным поиском центра в не центрированном месте. Иногда человек стоит слишком далеко от правого, иногда слишком далеко от левого, или колеблется между слишком высоко и слишком глубоко, пока он наконец не находит свой центр, свой персональный круг, в прямоугольнике лотка с песком.

Можно спросить, почему материал, который используется в лотке песка - песок, а не, например, глина гончара. Женщина- клиент Рут Амманн , известного сэндплэй-терапевта, ученицы Д. Калфф однажды сказала красивую метафору по этому поводу. Она сказала “Камни - исконная материя, а песок - основание материи в бесконечности времени. Это делает каждого внимательным к вечности. Песок-материя, которая была преобразована и почти стала жидкой и духовной. “ Действительно, песок в сухой форме словно журчит под руками и почти жидок.

Когда мы перемещаем наши руки сквозь сухой песок, появляется нечто похожее на рябь в воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Игра с сухим песком напоминает не только об игре в детстве, но возможно также нежный контакт с матерью или с каким-то другим близким человеком. Другие клиенты, только затронув песок, испытывают большую печаль. Они могут даже сказать, что это им внезапно напомнило их большое желание мягко касаться кого-то.

Смешанный с водой, песок становится более темным и начинает приобретать качество земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Теперь мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Но песочные картины или скульптуры не остаются. Они не становятся более жесткими после высыхания, как это произошло бы, например, с фигурами, сделанными из глины. За короткое время скульптура песка разваливается и распадается.

И это важно: песочные картины - не произведения искусства, которые должны жить постоянно, даже если мы находим их очень красивыми и внушительным. Они не должны остаться во внешнем мире. Они - образы души, ставшие на время видимыми; каждый клиент (и также аналитик) несет их в пределах часа, где их влияние оказывает свое действие на душу. Может произойти преобразование, и это проявится позже в новой картине. В лотке песка картина разваливается: позднее аналитик полностью очищает лоток. Можно также говорить, что ребенку предоставляется на час несформированный мир, внутри которого он может формировать свой индивидуальный мир. Его душа несет этот образ, а лоток передает его. Позднее песок станет вновь несформированным, ненамеренным миром.

 

5.Танцевальная терапия.

 

Танцевальная терапия применяется при работе с людь­ми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Использование этого метода требует от психолога доста­точно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодей­ствия может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танцевальные движения в сочета­нии с физическими контактами и интенсивным межлично­стным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства.

Цель танцевальной терапии — развитие осознания соб­ственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение груп­пового опыта. В истории развития танцевальной терапии К. Рудестам выделяет ряд ключевых событий.

Первое связано с необходимостью физической, психи­ческой реабилитации ветеранов, вернувшихся с полей вто­рой мировой войны. Танцевальная терапия стала вспомога­тельным методом реабилитации инвалидов, многие из ко­торых либо вообще не могли говорить, либо не были расположены к тому, чтобы к ним применяли вербальное воздействие. После занятий в танцклассе они отмечали, что испытали чувства облегчения и душевной гармонии.

Другим фактором, способствующим росту популярнос­ти танцевальной терапии, явилось появившееся в 60-х го­дах движение тренинга человеческих отношений, которое стало почвой для разработки новых экспериментальных подходов в работе с группами и к развитию личности их участников.

Наконец, интерес к новым программам танцевальной терапии был подогрет исследованиями по невербальной коммуникации, в особенности анализом коммуникативных функций человеческого тела. Танцевальная терапия исполь­зуется в основном при групповой работе.

Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная тера­пия побуждает к свободе и выразительности движения, раз­вивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоцио­нальных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Танцевальная терапия направлена на решение следую­щих задач:

1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает силь­ные стороны и изъяны двигательного репертуара каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому кли­енту лучше всего.

2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испыты­вать затруднения при проведении границы между собствен­ным телом и объектами окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание участни­ками адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я».

3. Развитие социальных навыков посредством приобре­тения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцеваль­ная терапия создает условия для творческого взаимодей­ствия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.

4. Помощь членам группы вступить в контакт с их соб­ственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении клиента к движе­ниям под музыку танец приобретает экспрессивность, по­зволяющую высвободить подавляемые чувства и исследо­вать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое поня­тие «катарсиса» распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет пря­мой коррекционный смысл. Танцевальные движения не толь­ко экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку.

5. Создание «магического кольца». Занятия в группе под­разумевают совместную работу участников, игры и экспе­рименты с жестами, позами, движениями и другими не­вербальными формами общения. Все это в целом способ­ствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс — «магическое кольцо».

Наряду с названными решаются также задачи:

· повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социотерапевтического общения;

· получения диагностического материала для анализа по­веденческих стереотипов пациента и его самопознания;

· раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей раз­вития.

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.

На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музы­кант настраивает свой инструмент. Разминочные упражне­ния имеют физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление кон­тактов) аспекты.

Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражне­ния, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует.

На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расстава­ний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставать­ся» отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встре­титься», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встре­титься», чтобы «вступить в драку» или чтобы «обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способ­ствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т.д.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывает­ся с использованием всего предоставленного группе про­странства, при этом меняется скорость движений и их пос­ледовательность. Руководитель либо определяет характер дви­жения участников, либо сам их повторяет.

Для диагностического анализа движений и помощи чле­нам группы в расширении их двигательного репертуара час­то используется разработанная Р. Лобаном «Система анали­за формы усилий».

Р. Лобан (1960) разработал систему описания анализа и диагностики движений, известную как «Система усилий», или «Форма усилий», основанную на применении специаль­ных символов и предназначенную для описания динамичес­ких и пространственных аспектов движений.

В «Системе усилий», по Лобану, динамика движений описывается четырьмя параметрами:

1. Пространство.

2. Сила.

3. Время.

4. Течение.

Каждый параметр имеет два полюса: пространство, ко­торое может быть прямым и многофокусным; сила — мощная и легкая; время — быстрое и плавное; течение — свободное и ограниченное.

Каждое движение можно охарактеризовать по любому из этих измерений, а их комбинации составляют восемь базо вых усилий, предпринимаемых при совершении движений. Например, усилие удара является быстрым, мощным и пря­мым, а усилие давления является плавным, мощным и пря­мым. Пользуясь системой Лобана, можно проводить анализ движений в группе, что дает возможность помочь участни­кам группы в исследовании и расширении их двигательного репертуара.

Руководитель группы может быть: партнером по танцам, распорядителем (организатором), катализатором развития личности участников через движение.

Он создает в группе обстановку спокойствия и дове­рия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участ­ников группы.

Руководитель группы применяет определенным образом структурированные упражнения, способствующие расслаб­лению, правильному дыханию, изменению тела в простран­стве и усилению самоконтроля.

Танцевальная терапия используется для улучшения фи­зического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания. Обычная продолжительность занятия — 40—50 мин. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет).

В профилактических целях возможно проведение однора­зовых танцевальных марафонов. Оптимальный количествен­ный состав группы — 5—12 человек.

Дискуссионным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и (или) танце­вальной музыки, другие — собственное (или своих ассистен­тов) импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культурная зна­чимость предлагаемой для клиента музыки не должна пере­крывать значимости и удовольствия собственной двигатель­ной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиоло­гически ориентированные ритмы, способствующие форми­рованию трансовых состояний сознания.

Может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода коррекции в группах детей и подростков, в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зре­ния или в реабилитационном периоде (после кардиооперации, переломов конечностей и др.).

 

 








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 912;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.