Фактор художественной экспрессии
Фактор художественной экспрессии связан с выражением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительны- ми материалами и создания художественных образов.
Говоря о художественной экспрессии в контексте арт-терапевтической работы мы имеем в виду прежде всего общий процесс изменений в экспрессивном поведении клиента, охватывающий весь цикл арт-терапевтической работы. Данный процесс изменений в экспрессивном поведении клиента включает следующие основные этапы:
· этап подготовки и соответствующей “настройки” на изобразительную деятельность;
· этап непосредственно и наиболее примитивного отреагирования чувств и потребностей в экспрессивном поведении с минимальным осознаванием клиентом психологического содержания изобразительной продукцией (этап “выплескивания чувств”);
· этап постепенной трансформации хаотичной и малосодержательной художественной экспрессии в более сложную изобразительную продукцию (в частности, так называемые символические образы) с постепенным осознаванием клиентом ее психологического содержания.
Далеко не всегда, однако, этот процесс включает в себя все три этапа. Клиент может “застрять” на первом или втором этапе. В этом случае арт-терапевтическая работа будет малопродуктивной.
Кроме того, можно говорить о разной скорости прохождения клиентом этих этапов, что определяется как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам можно отнести особенности институциональной среды и условия проведения арт-терапевтической работы; характер психотерапевтических отношений; наличие или отсутствие достаточного количества изобразительных, отвечающих экспрессивным потребностям клиента материалов; продолжительность арт-терапевтических сессий и их частота и др. К внутренним факторам относятся особенности темперамента и склада характера клиента; уровень мотивации к изобразительной деятельности и психотерапевтической работе; физическое и психическое состояния клиента; его ожидания от арт-терапии и результата предыдущего участия в арт-терапевтической работе; наличие или отсут- ствие опыта художественного творчества; пол; возраст; культурный опыт и др.
В большинстве случаев прохождение всех трех этапов художественной экспрессии как минимум несколько сессий, хотя в отдельных случаях оно может наблюдаться в рамках одной сессии и сопровождаться достижением определенного психотерапевтического эффекта.
В настоящее время представители разных арт-терапевтических школ по-разному обосновывают психотерапевтическое воздействие художественной экспрессии: представители бихевиорального направления связывают его с “отвлечением” внимания клиента от болезненных переживаний и развитием через изобразительную деятельность более адаптивных моделей поведения; представителями трансперсонального подхода – с отреагированием (абреакцией) и катарсическим переживанием опыта перинатальных травм; представители гуманистической психотерапии – с самоактуализацией и т. д.
В рамках классического психоанализа изобразительное творчество рассматривалось как частный аспект сублимации, связанной с трансформацией инстинктивного импульса в художественно-образное представление.
Согласно Фрейду, художественное творчество имеет много общего со сновидениями и фантазиями, так как, подобно им, выполняет компенсаторную роль, снимая возникающее при фрустрации инстинктивных потребностей психическое напряжение.
Несколько иного взгляда на природу художественного творчества и связанные с ним механизмы символообразования придерживался Юнг. Происходящий в ходе изобразительного творчества контакт с бессознательным активизирует компенсаторные процессы, направленные на развитие психического аппарата.
Юнг полагал, что изобразительное творчество является внутренней потребностью, особого рода инстинктом, который превращает человека в инструмент выражения опыта коллективного бессознательного.
Эрист Крик (Kris, 1975) связал процесс художественной экспрессии с проявлением творческого воображения, которое предполагает ограничение сознания, эмоциональную заряженность образов и включение механизма разрешения проблем на визуальном уровне.
А. Эренцвейг сформулировал весьма интересную модель, позволяющую описать процесс художественной экспрессии. По его мнению, этот процесс включает три основные фазы. Первая фаза, называемая им “шизоидной”, связана с проекцией фрагментированных частей “Я” художника на материал изображения. Вторая фаза – “маниакальная” – предполагает активизацию процесса “бессознательного сканирования”, с помощью которого обнаруживается “скрытый порядок” изображения, который существует в переживаниях художника и его бессознательном, что ведет к взаимопроникновению художественного образа и личности творца. При этом преодолевается фрагментированность внешней, поверхностной структуры изображения, а произведение приобретает завершенность и способность к “независимому существованию”. Третья стадия – “деп-рессивная” – связана со вторичным пересмотром и переоценкой произведения, его частной реинтеграцией в более поверхностный слой личности художника. Изобразительный процесс в целом представляется А. Эренцвейгу совокупностью переходов от состояния “океанической недифференцированности” и регресса к состоянию фокусированного сознания, позволяющего сформировать эстетический гештальт.
М. Милнер (Milner, 1989) рассматривает изобразительное творчество взрослого человека как один из способов воссоздания тех состояний, которые связаны с детским опытом. Эти состояния предполагают ослабление сознательного контроля, что позволяет взрослому в его отношениях с окружающим миром проявить большую степень свободы и творческого начала.
Шаверьен, в частности, утверждает, что образ в арт-терапии является “не просто результатом проекции, но тем средством, которое опосредует взаимо- действие субъективного и объективного опыта пациента”.
Шаверьен разделяет создаваемые в процессе арт-терапии образы на две основные группы. Первую группу составляют так называемые “диаграмматические образы”, являющиеся результатом деятельности сознания и представляющие собой в основном фигуративные изображения. “Диаграмматические образы, пишет Шаверьен, - могут являться иллюстрацией или описанием чувств, но никогда их сами по себе не воплощают”. Диаграмматические образы являются знаками. Вторую группу составляют “воплощенные образы”,заключающие в себе аффекты и их энергию и обладающие особой способностью воздействия на авторов этих изображений.
Приведенный краткий обзор литературы, посвященный обсуждению фактора художественной экспрессии, показывает большое разнообразие взглядов, которые подчас противоречат друг другу. Нельзя, например, не обратить внимание на то, как различно трактуют механизмы и роль символообразования в процессе художественного творчества представители различных психодинамических направлений. Одни связывают с ними преимущественно инфантильные, регрессивные формы сознания (Фрейд) и видят в символообразовании отражение “магического мышления” (Шаверьен), другие связывают с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической жизни (Милнер, Винникотт, Эренцвейг и др.). Однако и те и другие признают, что художествен- ное творчество может быть связано с проявлением различных тенденций пси- хики и что в одних случаях на первый план выходит иллюзорно-субъективный аспект символообразования, а в других – деятельностно-объективный. Признания этого факта, конечно же, недостаточно, чтобы объяснить механизмы исце- ляющего воздействия художественной экспрессии.
С учетом всего этого автор книги предлагает рассматривать художественную экспрессию как сложный, динамический процесс, включающий в себя несколько этапов. Своеобразие его протекания и уникальная комбинация различных внешних и внутренних факторов во многом определяет его психотерапевтические эффекты.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 1284;