Положение инструмента и положение исполнителя
Среди факторов, влияющих на воспроизведение звука – положение инструмента и положение играющего за инструментом. В исполнительстве и обучении контрабасистов есть два способа установки инструмента и два положения самого играющего: стоя и сидя на высоком стуле. В положении сидя контрабасист получает преимущества, сходные с положением за инструментом виолончелистов. В положении стоя контрабасист должен найти правильный наклон инструмента, способствующий лучшим условиям передачи веса руки и игровых усилий через смычок на струну и нужному наклону ленты волоса смычка. Положение инструмента – его разворот по отношению к играющему – влияет, улучшая или ухудшая условия звукоизвлечения. При игре сидя левая нога чаще всего опирается на перекладину стула, и бывает, слишком уводит контрабас вправо, затрудняя движение смычка на струне МИ. При игре стоя инструмент устанавливается нередко почти под прямым углом к играющему. Переходя левой рукой в позицию ставки, исполнитель вынужден неудобно «перегибаться» через инструмент. Всё это затрудняет правильную передачу игровых усилий и негативно отражается на качестве звука. Не лучший результат может быть и при чрезмерном наклоне инструмента на «играющего».
Приёмы держания и управления смычками с низкой колодкой и с высокой колодкой
Целесообразным представляется использование смычка с низкой колодкой, так называемого «французского смычка». Применение многими контрабасистами в Германии, Чехии и др. стран Европы смычка с высокой колодкой, всё же нельзя рассматривать как перспективную традицию в современном контрабасовом исполнительстве. При смычке с высокой колодкой не только возможны, но и целесообразны постановочные принципы управления смычком и передачи игровых усилий рука – смычок – струна, принятые при смычке с низкой колодкой. Приём держания смычка, идущий от традиций русской контрабасовой школы (Рамбоусек, Кусевицкий, Хоменко), больше соответствует такому взгляду. Особенность этого приёма в том, что большой палец «стоит» на трости сверху. Мизинец и безымянный пальцы свободно лежат в выемке колодки. Указательный и средний пальцы, снизу трости, поддерживая смычок; в то же время образуют с большим пальцем механизм, управляющий движениями смычка и передающий все игровые усилия на смычёк – струну. Правильное держание смычка играет исключительно важную роль. От того как взять смычок, зависит и как его вести. В учебной практике осваивается переменный и подвижный способ держания смычка. Мышечные усилия, необходимые для держания смычка, должны быть предельно малыми. Существенный фактор рациональной постановки правой руки и смычка с низкой колодкой – правильное положение всей руки по отношению к корпусу играющего. Слишком отдаляемая «от корпуса» рука напрягает плечевую мышцу. Особое внимание педагога должно быть обращено на подвижность локтевого сустава. При смычке с высокой колодкой явление столь же частое, сколь и негативное – зажатость локтевого сустава, когда рука принимает «палкообразное» состояние и все движения руки идут от «плеча». Распределения длины смычка при ведение его по струне, навык из самых трудных и важных в постановочной работе. В начале отработки навыков ведения смычка трудной задачей оказывается совмещение и коррекция крупных и мелких движений в руке. Вредные привычки напрягаться появляются в начальный период обучения.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 389;