Концепция аномии Р. Мертона
Р. Мертон осуществил анализ взаимосвязи культуры, социальной структуры и аномии. Культура, по его мнению, – это совокупность ценностей, управляющих поведением, характерным для членов определенного общества. Социальная структура определялась Р. Мертоном как организованная совокупность социальных отношений, в которых по-разному участвуют члены общества. Аномия рассматривается социологом в нескольких аспектах. В широком смысле под аномией Р. Мертон понимает свойство социальной системы в целом, ее «бесформие», которое возникает в результате разрушения социальных стандартов поведения, общезначимой системы ценностей, то есть нормативной структуры. Иными словами, аномия – это низкая социальная сплоченность, возникшая вследствие распада системы норм и ценностей. В более узком смысле аномия рассматривается как несоответствие, нарушение согласованности между нормами и ценностями, регулирующими один и тот же тип поведения.
Аномия, утверждает Р. Мертон имеет место при наличии серьезного рассогласования между нормами и целями культуры и социально сформированными способностями членов группы действовать в соответствии с ними. То есть из-за своего положения в социальной структуре общества некоторые люди не способны действовать согласно нормативным ценностям. Культура требует определенного поведения, которому препятствует социальная структура.
Например, в американском обществе культура придает огромное значение материальному успеху. Однако, из-за положения в социальной структуре многие не имеют возможности достичь такого успеха. Если человек по рождению принадлежит к низшим социальным слоям и, как следствие, может получить в лучшем случае лишь степень выпускника вуза, то его шансы на достижение экономического успеха общепринятыми способами (например, добиться успеха на службе и т.п.) малы либо вовсе отсутствуют. Такие обстоятельства свидетельствуют о наличии аномии, результатом которой является девиантное поведение. В этом случае девиантное поведение принимает форму альтернативных, не принятых в обществе и иногда незаконных средств достижения экономического успеха.
Р. Мертон проанализировал различные способы адаптации к аномии и разработал классификацию этих способов на основе различения «культурных целей» (ценностей, предписываемых культурой) и «институционализированных средств» (норм). Человек может следовать нормам либо отклоняться от них, принимать либо отвергать ценности.
Таблица 3.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 2124;