Тема 5. Социальные статусы и роли
В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в первой половине XIX в. Немецкий социолог М. Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение он называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль» стали важным инструментом исследователей, помогающим глубже осмысливать социальные процессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения.
Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, и общественных организаций. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.
Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным или отклоняющимся. Отклонения от норм поведения могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Положительная девиация – сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной группой отклонений.
5.1. Социальный статус и роль: понятие и виды
5.2.Понятие личности и социологические концепции
5.3. Основные этапы социализации личности
5.4. Социологические теории девиантного поведения
5.1. Социальный статус: понятие и виды
К основным понятиям социологии следует отнести два главных, которые выполняют функцию первокирпичиков – это статус и роль. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. Он дает статическое изображение предмета социологии, в то время как понятие роли раскрывает динамический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в обществе.
Статус – это разносторонняя и обобщающая характеристика социального положения человека в обществе. Его отражают профессия, квалификация, характер реально выполняемой работы, должность, материальное положение, политическое влияние, партийная и профессиональная принадлежность, национальность, вероисповедание, возраст, семейное положение и родственные связи. Кроме того, социальный статус – это совокупность требований, предъявляемых к индивиду обществом, а также условий для выполнения этих требований[45].
Любой статус состоит из ролей, а те – из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т.е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Другой пример: статус «отец» включает в себя несколько ролей: дисциплинатор для детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи, партнер по играм с детьми и некоторые другие. У каждой роли – свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль «дисциплинатор» из статуса «отец» предполагает, что мужчина имеет право наказывать своих детей и несет обязанность перед обществом за то, что воспитает их в духе законопослушания, уважения традиций и обычаев своего народа. Такова обязанность именно отца, а не матери.
У разных народов нормы дисциплинирования детей различны: в одних случаях детей не смеют ударить рукой, в других их избивают плетями. Различаются они и по социальным группам. Известно, что дети из привилегированных классов подвергаются меньшим наказаниям, нежели дети бедноты и рабочего класса.
Точно также мы можем разложить на оставляющие элементы статус мужа. У него иной набор ролей, в частности, сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять каждую роль по отдельности либо их совокупность в целом, то есть, статус.
Необходимо отметить, что модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами, называется ролью. Ее еще называют динамической характеристикой статуса.
Совокупность пустых, то есть, незаполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку людьми, то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изучает статистика. К нему относятся такие статистическое понятие как пол, возраст, вероисповедание, профессия и т.д.
Человек не просто имеет какой-либо статус, он выполняет определенные социальные функции. Например, врач лечит, педагог учит, воспитывает, предприниматель организует производство. В связи с этим социальный статус показывает, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию, какие требования предъявляются к индивиду, обладающему каким-либо статусом.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Р. Мертон)[46].
В статусном наборе обязательно найдется главный. Основным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя индентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин – с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).
Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком – значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).
Социальный статус также можно разделить на приписываемый, то есть полученный независимо от субъекта, часто от рождения (пол, возраст, национальность, раса), и достигаемый, то есть, приобретаемый собственными усилиями индивида.
Приписываемым является статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), или тот, который назначается ему по прошествии времени. Достигаемый статус человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению.
Приписываемыми являются следующие статусы: взрослый человек, теща, зять, безработный. Эти статусы обычно даются человеку помимо его воли и желания, но не от рождения. Русский, мужчина, выходец из семьи служащих – примеры прирожденного статуса. Достигаемыми (или приобретенными) являются статусы депутата, рабочего, учителя, студента и т.д.
Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.
Итак, статус – это своеобразная ниша или место в социальной структуре общества (группы). Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами.
5.2. Понятие личности и социологические концепции
Человек в социальной структуре занимает особое место. Он является ее основным элементом. Без него не может быть социальных связей и взаимодействий, социальных отношений, социальных общностей и групп, социальных институтов и организаций. В обыденном сознании такие понятия как «человек», «личность» и «индивид» обычно отождествляются. Однако в науке это не одно и то же. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».
В современной науке существуют два подхода к определению личности. Первый, формально-логический, отвечает формальной логике, «здравому смыслу». В соответствии с таким подходом личность определяется через более широкое, родовое понятие – «человек», а затем перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще[47].
Слабость такого подхода, при всех его рациональных сторонах, обнаруживается при попытке ответить на вопрос: кого конкретно считать или не считать личностью? Если ребенка, то с какого возраста? Если преступника, то по каким признакам?
Второй подход можно назвать диалектико-логическим. Личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного. Отметим, что все люди обладают определенными общими – биологическими и социальными – чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности (индивидуальность).
Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален – ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. В любом индивиде сочетаются биологические качества, приобретенные им при рождении и качества, выработанные в процессе общения с людьми, т.е. социальные.
Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание – это осознание своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума. Важнейшим качеством личности является социальная активность. Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.
Следующий аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой (производственной) активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие социальный субъект. Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности. Личность– выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Она выступает носителем общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы.
Взаимодействие личности и общества–это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой – воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания. Отношения,которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.
Социальные отношения–это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы. Для их более полной характеристики обратимся к примерам. Допустим, что вы хотите жениться (выйти замуж). Вы сможете это сделать только в том случае, если установите строго определенные отношения с другим человеком и его близкими родственниками, т.е. такие отношения, которые бы заставили их пожелать того же. Вы хотите иметь хорошую семью. У вас есть все основания для этого, если вы сможете найти верный вариант отношений с членами своей семьи. Для того чтобы иметь продвижение по службе, мало быть хорошим специалистом. Необходимо еще уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами.
Все, что мы делаем, есть результат социальных отношений, и что бы мы не делали, мы прежде всего строим, воспроизводим эти отношения. Если человек в чем-то преуспел, это означает, что он прежде всего преуспел в умении устанавливать отношения с другими людьми. Социальные отношения – это чисто человеческое изобретение. Животные, например, как справедливо отмечал К. Маркс, вообще ни к чему не относятся. Социальные отношения являются отражением общественных отношений и включают в себя два уровня: социальный уровень (люди относятся друг к другу через посредство различных социальных групп), психологический уровень (это непосредственно межличностные отношения «человек – человек», «человек – другие люди»).
Взаимоотношения личности и общества можно рассматривать и как деятельность индивида, удовлетворяющего свои потребности и преследующего определенные цели в конкретных социальных условиях. Эти взаимоотношения можно описать по формуле: поиск(личности) – предложения(общества) – выбор (из предложенного). Связи и взаимодействия между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения своих потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Связь, например, между А и Б устанавливается тогда, когда А нужен Б, а Б нужен А для выполнения социальных функций.
Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны следующие теории личности:
1) Ролевая концепция (американский психолог Дж. Мид)[48]
Эта концепция рассматривает личность как совокупность социальных ролей. Социальная роль – модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет себе связанные с ней права и обязанности и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все было «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания до насильственного пресечения.
Границы ролевого поведения достаточно жестки, так как смещение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы.
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут не согласовываться друг с другом и даже противоречить, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Например, конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины. Глубокое усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия.
2) Концепция личности З.Фрейда (австрийский психиатр)[49]
Он рассматривал человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. Из-за социальных нормативных ограничений человек не может удовлетворить инстинктивные потребности в их естественно-природной форме, поэтому он вынужден искать компромисс между влечением и формой его реализации.
Модель личности, созданная З. Фрейдом представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно) – «родовые воспоминания», инстинкты; средний слой (Я) и верхний слой (Сверх-Я) – нормы общества, воспринятые человеком. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения.
3) Поведенческая концепция (американские социологи Дж. Хоманс, Б. Скиннер и др.)
В соответствии с этой концепцией личность рассматривается как система реакций на различные стимулы. Поведение каждого человека контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе преследует свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя скорее всего агрессивно. Но каждый человек стремиться избегать наказания и получать поощрения и в этом однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы.
4) Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид)[50].
Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, то есть как на объект.
5) Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения. При этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.
Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.
Таким образом, человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации. Социологические концепции в условиях изменившейся ситуации в нашей стране ставят перед человеком задачи, к решению которых его не готовили ни сложившаяся система воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Он может успешно функционировать в ней, лишь обладая определенными личностными чертами и поведенческими навыками, среди которых в первую очередь выделяются профессионализм и компетентность.
5.3. Основные этапы социализации личности
Социализацией называется процесс включения индивида в структурные подразделения общества (социальные группы, общности, организации и социальные институты), овладение им накопленным опытом и социальными ценностями, необходимыми для его успешного функционирования в данном обществе. Каждое новое поколение, каждая личность проходит свой путь освоения культурных достижений общества.
Характер социализации определяется типом общества и той культуры, в которой этот процесс осуществляется. В демократическом обществе социализация носит свободный характер и опирается на соответствующие ценности и нормы. В тоталитарных государствах, где государством проповедуется суеверное почитание власти, безусловное, беспрекословное подчинение ей личности и общества, прививается государственная идеология, у индивидов отсутствует свободный выбор ценностей и норм поведения.
Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Она связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп (семьи, учебного и трудового коллективов). Агентами первичной социализации выступают: родители, братья и сестры, близкие и дальние родственники, друзья, сверстники, учителя и т.д. Первичная социализация имеет важное значение особенно на ранних этапах развития личности.
Вторичная социализация – сфера социальных отношений. Она осуществляется формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом и церковью. Ее агентами выступают руководители, официальные представители государства и его органов: армии, милиции, суда, прокуратуры, телевидения и т.д. Значение вторичной социализации особенно велико в зрелом возрасте.
Выделяют следующие стадии социализации. Первая – стадия адаптации. Она длится от рождения до подросткового возраста, когда ребенок приспосабливается, подражает. Вторая стадия – стадия индивидуализации, включающая подростковый (14–18 лет) и юношеский возраст (18–25 лет). В этот период у человека появляется желание выделиться, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковой стадии мировоззрение и поведение человека еще неустойчивы, а в юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности.
Третья стадия – стадия интеграции. На этом этапе появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются социальной группой, обществом. В противном случае возможны: 1) сохранение индивидуальности и появление агрессивного отношения к людям и обществу; 2) изменение самого себя; 3) конформизм, то есть внешнее соглашательство, адаптация.
Четвертая стадия – трудовая. Она охватывает весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.
Пятая стадия – послетрудовая. Это пожилой возраст.
Социализация выполняет в обществе три основных задачи: во-первых, интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей. Во-вторых, способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей. В-третьих, сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы. Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию (осознание своей принадлежности к данной общности). Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация связана свключением социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу (соответствие личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности).
На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы и личный контроль действий.
В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
Во времена советской власти проблема социализации практически решалась с помощью обобществления личности. Начиная со вступления в октябрята, ребенок нес на себе ответственность перед коллективом. Пионерская и комсомольская организации так же обязывали к определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма, любви к животному и растительному миру.На современном этапе развития российского общества во главу социализации личности ставится самообразование. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной сферы. Эта проблема еще более актуализируется в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.В широком смысле самообразование должно признаваться как особый предмет социальной заботы и внимания, требующий соответствующих социально-политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает равенство возможностей на получение образования и профессиональной подготовке.В узком смысле под социальной политикой в области самообразования следует понимать целенаправленную деятельность государственных и негосударственных организаций по созданию благоприятных условий для его развития в структуре образа жизни отдельных групп (общностей) и их представителей.Во многих публикациях настораживает то, что проблемой, требующей изучения, выдвигается типология самообразовательной деятельности социальных групп и ее критерии, то есть – уровни самообразования. Мы считаем, что ориентация на социальные группы противоречит понятиям «свободный выбор» и «индивидуализация». К тому же ориентация на социальные группы при решении вопроса о самообразовании противоречит принципу справедливости, а главное, может сказаться отрицательно на уровне образованности государства в целом.Уже сейчас система платного образования ограничивает право индивидуальной личности на выбор профессии. Право выбора доступно лишь состоятельным слоям населения. Если верить аналитикам, в нынешней России интеллигенция почти полностью люмпенизированна, так как бедность унижает и ломает человека, посягает на те ценности, которых достигло цивилизованное общество – гуманизм, справедливость, свобода.Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим человеческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование – серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 1/3 национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения – школы, лицеи, гимназии, университеты. Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значение термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм. Почему социологи не удовлетворились суженным пониманием социализации? Дело в том, что школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение – всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Такого рода обучение может продолжаться 5 лет, а может всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни – вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, писателем, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или изучая методы деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы, его воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития. Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.
Исходя из вышесказанного следует, что социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.
5.4. Социологические теории девиантного поведения
Девиантное поведение (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным (соответственно юридическим и моральным). В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Это – убийство, воровство, различные правонарушения.
Примерами положительных девиаций могут быть самопожертвование, сверхтрудолюбие, излишняя преданность своему делу, гениальность, талант. Отрицательная девиация – сфера негативных, осуждаемых обществом или социальной группой отклонений: преступность, воровство, самоубийство, алкоголизм, наркомания. Носителями положительных девиаций являются национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, передовики труда и др. Образцами отрицательной девиации можно считать террористов, предателей, преступников и т.д. Специальные исследования показывают, что в нормально развивающемся обществе лиц, склонных к положительной или отрицательной девиации, приходится по 10–12% населения. Остальные 75–80% – «твердые середняки», то есть люди, у которых нет отклонений в поведении.
В оценке отклоняющегося поведения существуют два подхода: относительный и абсолютный. При относительном – поведение считается отклоняющимся с точки зрения одного человека или группы индивидов. С точки зрения других такое поведение является нормальным. Например, такие поступки как попрошайничество и ложь «во спасение» по-разному оцениваются индивидами и их группами. Нарушение правовых норм может быть только абсолютным и оценивается на основе действующих законов.
В современном обществе наиболее существенные нормы поведения, затрагивающие интересы других людей, вписаны в законы, и их нарушение рассматривается как преступление. Социологи обычно занимаются той категорией правонарушителей, которые преступают закон, так как они представляют собой угрозу для общества. Чем больше квартирных краж, тем больше люди боятся за свое имущество; чем больше убийств, тем больше мы опасаемся за нашу жизнь.
Но самое главное – понять причины роста преступлений, найти теории, объясняющие эти процессы.
Самые первые теории на сей счет носили биологический характер: некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможность сдерживать низменные потребности. В конце прошлого века итальянский психолог Ч. Ломброзо предложил теорию врожденного преступника[51].
Годы тщательных наблюдений и измерений в тюрьмах убедили ученого, что наиболее серьезные, злобные и упорствующие преступники (по его оценке, до одной трети) были врожденными преступниками, то есть недоразвитыми людьми, напрямую связанными с нашими примитивными предками. Врожденный преступник – атавистическое существо, которое репродуцирует в своей личности свирепые инстинкты примитивного человека, например убийство себе подобных, каннибализм. Ломброзо был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно. Общество может защититься от них лишь только заперев их под замок.
Ч. Ломброзо и его ученики представили огромное количество доказательств в поддержку своей теории. Они утверждали, что уголовники имеют тенденцию больше походить на обезьяну, у них ненормальная челюсть, плоский нос, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли, длинные руки. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Ч. Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками.
Однако попытки подвести биологическую основу под oбщую теорию преступности продолжались в течение практически всего XX в. Американский врач У. Шелдон подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения. Он считал, что у собак отдельных пород имеется склонность следовать определенному типу поведения: такса, борзая, лайка. Так же и у людей: определенное строение тела означает определенные личностные качества[52].
•Эндоморф – умеренная полнота с округлым телом, такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми.
•Мезоморф – тело отличается силой и стройностью, человек проявляет склонность к беспокойству, активен и не очень чувствителен к боли.
•Эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.
Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди со строением мезоморфов.
У. Гоув разработал теорию половых и возрастных факторов. По наблюдению его, фактически большинство нарушений, включающих серьезный риск или требующих физических сил, совершается молодыми людьми. Число таких преступлений резко снижается после 30 лет[53].
Возраст арестованных за убийства, изнасилования, разбойные нападения чаще всего составляет 18–24 года, на втором месте стоит возрастная группа 13–17 лет, а лишь на третьем месте: 25–30 лет. После 30 лет количество арестованных за такие преступления резко снижается. Как для мужчин, так и для женщин характерно снижение числа правонарушений при переходе от юности к взрослости. Правонарушения, где требуется физическая сила, большой риск, совершают в основном мужчины. Эта тенденция характерна для всех стран. Только несколько процентов женщин арестованы за грабежи, разбойные нападения при отягчающих обстоятельствах, убийства. И наоборот, женщины составляют значительный процент арестованных за подлоги, мошенничества, хищения, растраты, магазинное воровство. В Канаде и США количество женщин, арестованных за имущественные преступления, более чем в два раза превышает количество арестованных за насильственные преступления. Исследователи также обнаружили, что атлетическое телосложение благоприятствует совершению вооруженных нападений, грабежей. Вот почему, наверное, снижаются преступления после 30 лет (пик физических возможностей мужчины приходится на возраст 28–30 лет). Правда, люди остаются сильными и после 30 лет, но не хватает энергии и выносливости. Одним словом, когда одни завоевывают олимпийские медали, другие заняты вооруженными нападениями и грабежами. Те и другие сходят с выбранной стези после 30 лет. Конечно, некоторые преступники действуют и после своего пика физической формы, но общая тенденция именно такова.
В 1960-е гг. проводились исследования людей с чрезвычайно агрессивным поведением. Было обнаружено, что человек, систематически разбойничающий, имеет очень слабое чувство самооценки. Малейшая критика и замечание, особенно в присутствии посторонних, вызывают у него возмущение. Это проистекает из-за боязни потерять престиж. Для них характерен поразительно низкий уровень здравого смысла. Другой причиной повышенной агрессивности личности может быть слишком большой контроль. Очень пассивные люди с мягким характером, которые долго сдерживают свой гнев, особенно когда их провоцируют, могут в конце концов взорваться. Если бы такие люди меньше себя контролировали, они просто выпустили пар раньше и дело не дошло бы до крайности. Как говорят, «в тихом омуте все черти водятся».
Однако чаще всего правонарушения являются импульсивными актами. Биологические теории мало помогают, когда речь идет о преступлениях, предполагающих сознательный выбор.
Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Э. Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности, причин самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры – все это способствует девиантному поведению. Хотя теория Э. Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной[54].
Теория структурной напряженности объясняет многие правонарушения разочарованием личности. Снижение жизненного уровня, расовая дискриминация и многие другие явления могут привести к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного положения в обществе или не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникают разочарование, напряженность, человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные, незаконные, методы для достижения своих целей. Теория напряженности показывает человека, разрывающегося между возможностью и желанием, когда желание берет верх[55].
У этой теории есть и слабые места. С ее позиций трудно объяснить, почему совершают преступления люди из обеспеченных средних и даже высших слоев общества, почему бывают растратчиками банкиры.
Сторонники теории стигмации, или наклеивания ярлыков различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное – поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное – это поведение, являющееся реакцией на ярлык. Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта: преступник, алкоголик, проститутка – всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.
Теория ярлыка многое прояснила в понимании причин преступности. Она позволяет понять: нормы поведения не являются абсолютом, а созданы людьми, причем в определенных условиях и с определенной целью. Статья 88 УК РСФСР – смертная казнь за валютные спекуляции – была принята по инициативе Н. Хрущева под конкретных людей в 1960 г. и отменена только в 1994 г. Теоретики ярлыка подчеркивают, что чем выше статус личности, тем меньше у нее шансов получить ярлык девианта, преступника (например, вспомним руководителей финансовых пирамид типа С. Мавроди).
Теория социальной и моральной интеграции была предложена Э. Дюркгеймом. Проблема использования этой теории заключается в поиске надежных индикаторов такой интеграции: оседлость населения, религиозность, благотворительная деятельность. Для каждого общества существуют свои индикаторы. В СССР членство в комсомоле и партии были индикаторами социальной интеграции в советское общество. Сейчас крупные изменения в общественной организации заставляют социологов снова искать индикаторы, с помощью которых следует прогнозировать преступность. Пока к их числу можно отнести степень подвижности, оседлости. Уровень религиозности как показатель моральной интеграции в российское общество использовать вряд ли стоит, так как в стране слишком долго декларировался атеизм[56].
В современной России преступность очень сильно выросла за последние годы. Идеологический вакуум, возникший в результате разрушения традиционной системы ценностей, заполняется у части населения идеями экстремизма, вседозволенности. Процессы первоначального накопления капитала ведут к усилению организованной преступности, преступным посягательствам в финансовой сфере, внешнеэкономической деятельности, способствуют невиданному росту коррупции и взяточничества. Среди отдельных социальных групп самый большой рост преступности наблюдается у частных предпринимателей. Более того, некоторые идеологи демократической власти оправдывали взяточничество и коррупцию чиновничества как необходимость повышения их заинтересованности в экономическом реформировании общества.
Подводя итоги, можно сказать, что в широком смысле теории девиантного поведения рассматривают любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм. При этом необходимо различать положительную, или позитивную, и отрицательную, или негативную девиацию.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей, у 2–3 ваших знакомых.
2. Определите свой главный статус, а также главные статусы ваших родителей, друзей, знакомых.
3. Некоторые статусы имеют исключительное значение для личности и превращаются в главные, независимо от статусного набора данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона мира и др. Назовите еще 3–4 подобных примера.
4. Определите, относятся ли к приписываемым следующие статусы: император, глава католической церкви, сенатор, президент, свекор, муж, украинец, принц, герцог, боярин, опричник, вельможа.
5. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем приписываемыми, а какие достигаемыми?
6. Определите, к какому из двух типов статуса – приписываемому или достигаемому — относятся следующие позиции: полицейский, вождь, кочегар, китаец американского происхождения, космонавт, женщина, граф, ребенок, студент, профессор, народный депутат, падчерица, паж, адмирал, рекордсмен мира, мужчина, инженер, француз, мать, принц.
7. Определите, какие из указанных ниже статусов являются личными, а какие – социальными: король, пекарь, холоп, повар, министр, шаман, вождь, сантехник, рыцарь, любимый сын, старший сын, тесть, пастух, деверь, ябеда.
8. Какое из определений роли соответствует ее социологическому пониманию: а) роль – это внешняя характеристика поведения; б) роль – это предписанные ожидания поведения личности в соответствии с занимаемым статусом; в) роль – это способ поведения индивида в определенной ситуации; г) роль – это маска, за которой скрываются истинные намерения человека?
9. Являются ли агентами социализации: а) почтальон; б) надзиратель тюрьмы; в) продавец; г) диктор телевидения; д) управдом? Если да, то кто именно и какую функцию он выполняет?
10. К какому типу социализации (первичной или вторичной) относится: а) процесс переподготовки рабочих; б) учеба в школе; в) обучение в университете; г) образование в дошкольном учебном заведении?
11. Какую роль в социализации личности на различных стадиях ее развития играют семья, группы сверстников и друзей, детские образовательные учреждения, средства массовой информации, трудовые коллективы, организации по интересам, церковь?
12. Составьте:
1) список социальных, религиозных, профессиональных, демографических и других ролей, которые существовали в России раньше, но исчезли после 1917 г.; 2) перечень социальных ролей, которые не существовали в нашем обществе до 1917 г., а появились позднее; 3) список социальных ролей, которые существовали раньше и существуют сейчас.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 3970;