Либерализм во Франции в 1-ой половине 19 века (Б. Констан).
КОНСТАН (1767-30) Первый критик конституционного права. Основание его политич6еского учения является начало свободы. Еще 1797 году он издал два памфлета «О действиях террора», «О политических реакциях». В первом он восстает против крайностей революций и диктатуры якобинцев. Во втором он выступает против крайностей реакции, стараясь противостоять реакционным стремлениям во французском термидорианского переворота.
При Наполеоне он был вынужден покинуть Францию и написал произведение «О духе завоеваний» и «О похищении престола», выступая против правления Наполеона. Здесь он пытается найти гарантии как против произвола толпы, так и против произвола власти. Эти гарантии он находит в конституционной монархии. Именно с помощью Констана Наполеон издал в период своего 100-дневного правления «Дополнительный акт» от 1815 года. Комментарием к нему стал его труд «Начала политики».
Считал, что начало народного верховенства составляет основание всякого закона о правительстве. Но устанавливая начала народного верховенства, надо определить его границы, чтобы оно не превратилось в такой же деспотизм, как и произвол человека. Права принадлежат человеку независимо от государственной власти, которая устанавливается, чтобы их охранять, а не уничтожать. Свобода заключается в том, чтобы власть находилась в руках народа, вне зависимость от государственной власти.
Написал работу «О свободе древних по сравнению со свободой новых народов». Свобода древних была свободой политической. Право каждого гражданина участвовать в осуществлении государственной власти, образовании законов, отправлении правосудия, решение вопросов войны и мира, изобретение для лиц и т.д. Но этим свобода древних исчерпывалась. Индивид был сувереном в отношении общественных дел и рабом в отношении дел частных. Свобода же новых народов – преимущественно личная. Гражданская свобода, свобода состоящая в известной независимости личности от власти. Индивид, будучи свободным в частной жизни, ограничен как суверен.
Граждане могли найти гарантии против произвола власти только в признании неприкосновенных для этой власти прав личности: личная свобода, свобода совести мнений, право собственности и другие.
Власть, посягающая на эти права, уничтожает свое собственное основание. Ну как помешать ей делать это ?
Гарантии против возможных злоупотреблений может быть:
1) Сила общественного мнения, т. е. Установление представительного правления
2) Разделение властей, уравновешивающих друг друга
Сторонник конституционной монархии. В отличии от Монтескьё, считает, что эти три власти могут придти в столкновение, необходима сдерживающая всех их четвертая власть – королевская, задача которой – приведение к согласованной деятельности. Законодательную власть делит на две.
Всего выделяет 5 властей:
1. Королевская
Констан впервые осознал необходимость согласования действий всех ветвей власти. «Эта роль должна принадлежать королю»
2. Исполнительная власть министров
Министры подлежат ответственности:
- за дурное употребление своих законных прав
- за беззаконные действия, противные общему благу
- за беззаконные действия, нарушающие личные права граждан
За деяния последней категории министры подсудны обычным судам. Но обычным судам нельзя предоставить разрешение первых двух категорий правонарушений. Объективным и беспристрастным политическим судом для них будет ПАЛАТА ПЭРОВ, независимая ни от народа, ни от правительства. Монарх же тут может участвовать лишь правом помилования.
Ответственность низших чиновников, исполняющих незаконные предписания - не могут ссылаться на приказание начальника, т.к. лично отвечает за свои действия. Это относится и к военной дисциплине, ибо человек – не машина, он должен осмыслять свои действия.
3. Власть, представляющая постоянство в виде наследственной палаты
В наследственной монархии необходимо высшее сословие, которое будет составлять верхнюю палату. Именно наследственность дает ей независимость. Выборность ее уничтожит элемент постоянства. Но чтобы наследственная палата не стала замкнутой аристократией, необходимо чтобы число пэров не было ограниченно.
«Теоретически, аристократия составляет самую крепкую основу конституционной монархии, но она возможно лишь там, где ее создала история, т.е. принадлежать определенной традиции, крупные имения и т.д., в противном случае вместо могущественной независимости сословий, это будет либо лагерь, либо передняя (комната для прислуги)».
4. Власть, представляющая общественное мнение в виде выборной палаты
Только прямые выборы могут обеспечить прямую связь избираемой палаты с народом, но необходим имущественный ценз. Самая крайняя демократия исключает иностранцев и лиц, не достигших определенного возраста. Беднота ничуть не лучше их- нет интереса и нет разумения (ввиду отсутствия собственности). Только собственность делает человека несобственники,
имеющие политические права, захотят с помощью законодательных мер захватить чужую собственность. Начнутся смуты и гражданские войны. Поэтому представительские собрания должны состоять из собственников. Но каковы должны быть размеры собственности? Оптимальным размером считается доход, который дает человеку существовать в течении одного года без необходимости работать на других. Гарантией для исполнителя, ослушавшегося приказания начальника, должен быть суд присяжных.
5. Судебная власть
Особо выделяет муниципальную власть (общинную), которая должна быть независимой, однако она не входит в состав верховной власти.
Земельная собственность обладает перед промышленной собственностью следующими преимуществами: в силу своих знаний земледелец приучается к правильной жизни, не зависит от других людей, поэтому имеет чувство безопасности, любовь к порядку, своему делу.
Промышленная собственность более искусственна и подвижна, здесь больше зависимость от других людей. Возбуждается тщеславие.
Земельная собственность привязывает человека к месту, создает ему родину, а для промышленной собственности все страны одинаковы. Тут нет патриотизма.
Выделяет он и «умственную собственность». Но обладание действительно умственным капиталом доказывается успехом, успех ведет к обогащению. Умственные профессии не дают практического опыта. Таким образом только поземельная собственность дает избирательное право.
Но позднее Констан изменил свое мнение: рядом с поземельной собственностью, как условие политических прав, он допустил и промышленную собственность, с которой платятся соответствующие подати.
Констан выступали за независимость местной власти. Все что касается интересов данной местности должно быть решено представителями этой местности, а превращение местной власти в агентов правительства приведет или к не исполнению общих законов, или к пренебрежению местными нуждами, а чаще- и то и другое.
Для внутреннего управления требуется известный федерализм, допускающий определенное подчинение членов целому. Это подчинение касается общих интересов. Все, что относится к местным нуждам, должно подлежать верховению местных органов.
Учение о правах личности
Личные права не подлежат ведению государственной власти - это частная жизнь людей.
Констан не причисляет право собственности к личным правам, изъятым из действия власти:»Своим происхождением собственность обязана обществу ,но все же она священна и неприкосновенна». Он восстает против коммунизма, обрекающего человечество на неподвижность.
С другой стороны, собственность так сильно связанна с личностью, что ее нарушение неизбежно влечет нарушение личной свободы.
Поэтому Констан категорически против конфискации и других мер, лишающих человека законной собственности.
Нарушение личной свободы человека является посягательством на главное условие и цель гражданского порядка. Поэтому Констан считает, что против произвола власти существует только одно средство-соблюдение установленных законом форм и ответственности чиновников. Всякие аресты и ссылки без суда должны быть запрещены. Еще более важна свобода совести. В государстве должна быть полнейшая веротерпимость. Умножение конфессий, которого все опасаются, напротив, полезна и для религии и для государства. Государству легче иметь дело с многочисленными, но слабыми религиозными союзами, нежели предотвратить столкновение немногих и крупных.
Важна и свобода печати. Долговременное лишение свободы ведет к революции, а не свобода печати. В современных государствах свобода печати- единственное средство гласности.. И все гарантии при отсутствии ее становятся призрачными. Писатели должны отвечать перед судом за свои сочинения, носящие преступный характер, всякие предупредительные меры вредны для государства.
С личной свободой связана свобода промышленности. Вмешательство государства сюда возможно только когда есть определенная несправедливость, соперничество и обман. Поэтому государство должно охранять только свободное соперничество. Всякое установление привилегий есть притеснение.
Личный интерес без всякой поддержки правительства совершенно достаточен.
Главная гарантия личных прав заключается в судебной власти, судьи должны быть несменяемы, независимы от народа и правительства. Судьи в Конституционной монархии назначаются королем.
Констан против всякого нарушения конституционных положений «во имя спасения» страны. Это средство не может служить поддержанием правительства, ибо беззаконие со стороны самой власти возбуждает стремление к беззаконию в гражданах.
К развитой Монтескьё теории властей, Констан присоединил необходимость их согласования. Он разработал учение о королевской власти как высшей нейтральной силе, уравновешивающей другие власти. Именно Констан создал современную концепцию конституционной монархии.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1074;