СТАДИЯ РОСТА — этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.
Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:
1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);
2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);
3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);
4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество XXI в.).
Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники.
Иной взгляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом, основоположниками которого считаются русский философ Н Я Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк и культуролог А. Тойнби.
Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвинута русским историком Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885) в его работе «Россия и Европа» Ученый отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер. Более того, их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью. В последнее десятилетие XX в. идеи Данилевского снова получили распространение в России, они стали теоретической и идеологической базой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи». Работа Н. Я. Данилевского представляет значительный интерес и до сих пор, вы можете обратиться к ней для подробного ознакомления с позицией оригинального русского мыслителя. (Прочитайте: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1998.)
Цивилизационный подход исходит из трех принципов.
1. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели.
2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой или техникой, а в первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. «Душой культуры» называл религию Н. Я. Данилевский.
3. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны.
Рассмотренные нами концепции общественного развития являются не только противоречащими друг другу, но и взаимодополняющими. У каждого из этих подходов есть как свои сильные, так и свои слабые стороны. Например, в рамках цивилизационного подхода удачно описывается прошлое, т, е. история локальных цивилизаций, в то время как стадиальный подход верно схватывает современные процессы, связанные с глобализацией. Неоднократно предпринимались попытки объединить их. Но универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что такое общественно-исторический процесс?
2. Почему широко распространено мнение, что цивилизационная и формационная концепции являются альтернативными? Возможно ли иное толкование?
3. Какова ваша позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте ее.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 619;