Англичане и голландцы
В середине XVI в. английские мореплаватели-негоцианты открыли для себя морской путь из Западной Европы к устью Северной Двины. Торговые отношения между Англией и Россией начались во второй половине ХУI в. Английская морская экспедиция 1553 г. под командованием Хью Уиллоуби (Н. Willouphby) (? 1554) и Ричарда Ченслера (Чанселлора, R. Chancellor) (? - нояб. 1556) прибыла к устью Северной Двины. Уиллоуби погиб в пути, а Ченслер благополучно высадился на русский берег. Двинской летописец подробно рассказал о приезде в Холмогоры посла «Рыцарта» (Ричарда) «от английского короля Эдварда» с торговыми гостями. Получив грамоту царя Ивана IV на право свободной торговли, Ченслер вернулся в Лондон, где была создана в феврале 1555 г. «Московская компания» (на староанглийском языке - «Muscovy Сотрanу») как отделение «Общества купцов-странствователей» («Merchant Adventurers' Сотрапу»). В июле 1556 г. Ченслер вместе с русским послом Осипом Григорьевичем Непеей-Вологжанином отплыли из России в Англию, но у берегов Шотландии корабль Ченслера попал в шторм, и, спасая русского посла, Ченслер погиб.
Молодая английская буржуазия искала новые рынки для сбыта своих товаров в далекой России. В 1569 г. англичане добились права беспошлинной торговли и права «жить везде в России по своему закону». «Московская компания» существовала свыше 300 лет под названием «Russia Сотрапу», а ее агенты вплоть до 1 819 г. совмещали обязанности английских консулов. Первые английские купцы-путешественники устроили на острове Ягры пристань, обозначенную на картах того времени портом Св. Николая (1555 - 1884 гг.). В 1557 г. сюда пришло четыре английских судна, в 1567 г. - 6, в 1581 г. - 13. Кроме оружия и боеприпасов, англичане привозили в Беломорье изделия из железа и стали, медную и оловянную посуду, драгоценные металлы в монетах, слитках и изделиях, писчую бумагу, вина, сахар, пряности, сукна и шелк. Товары грузились на дощаники и насады и доставлялись по Двине в Холмогоры. В Англию экспортировались сало (тюленье, моржовое, китовое и говяжье), лен, полотна, холст, смола и другие товары. Английская фактория оставалась на острове Ягры до 1591 г., заreм английские купцы перебрались в Архангельск. В первой половине ХУН в. англичане овладели почти всем оборотом беломорской торговли, широко вторгнувшись во внутреннюю торгов лю государства. В 1611 - 1614 гг. они оптом скупали меха в Пустозерске, проведя там единственную в своем роде зимовку. Русские купцы, недовольные всесилием торгующих англичан, подали царю челобитную (жалобу), в результате чего царским указом были отменены привилегии 1569 г., а англичанам с 1649 г. «дозволялось» торговать только в Архангельске с уплатой «полных» (то есть повышенных) пошлин. Больше того, разрыв дипломатических отношений царской России с «кромвелевской» Англией привел к временному изгнанию английских купцов из России. Упадок английской торговли тем не менее не помешал Лондонской «русской компании» сохранить в Англии право на монопольную торговлю с Россией. Позднее торговые привилегии английских купцов были восстановлены.
Не меньшую роль в торговом «освоении» Архангельского Севера. сыграли голландцы. Первые плавания голландцев в Баренцево и Белое моря состоялись В 1555 г. (Кола) и 1557 г. (устье Северной Двины). Голландские купцы построили свою пристань в Пудожемском устье Двины, «в 15 верстах» от порта Св. Николая, основанного англичанами. С этого времени началось торговое соперничество между англичанами и голландцами в борьбе за русские рынки. В 1562 - 1565 гг. состоялась голландская экспедиция, описанная в путевых записках представителя датского короля в Лапландии, «пограничного комиссара» Симона ван Салингена (Simon уan Salingen, 1591 г.). Несколько позднее нидерландский купец из города Меддельбурга Балтазар Мушерон, который вел с 1584 г. торговые дела в России, разработал проект практического использования северного морского пути. В 1593 г. он вместе с Яко бом Фальком и Франсисом Мельсином представил принцу Морицу Оранскому графу Нассаускому план экспедиции для «отыскания северного морского пути в Китай». Экспедиция состоялась в 1594 г. Один из трех ее кораблей, «Меркурий» («Mercurius»), возглавил Виллем Баренц (Wil1em Barentsz) (около 1550 20.01.1597). Этот известный всему миру голландец был фактическим руководителем последующих экспедиций 1595 - 1597 ГГ., совершенных в поисках северо-восточного прохода из Атлантического в Тихий океан. В своих плаваниях он достиг устья реки Кары в 1594 г., Югорского Шара в 1595 г. и северной оконечности Новой Земли в 1596 г. В 1596 г. им были открыты острова Медвежий, давно известный русским поморам, и Шпицберген, который поморы уже пол столетия до этого называли Грумантом. Впрочем, это не умаляет заслуг этого человека. В Ледяной гавани Северного острова Новой Земли (русской «Матки») он провел со своими спутниками первую в высоких широтах (76015' с.ш.) Арктики зимовку. Баренц составил карту северных и западных берегов Новой Земли, провел цикл метеонаблюдений и промеров глубин моря, названного впоследствии его именем. 14 июня 1597 г. зимовщики покинули свое судно, затертое во льдах, и вышли в море на судовых лодках. Однако через шесть дней заболевший Баренц скончался. Отметим, что 28 июля оставшиеся в живых члены экспедиции встретились с русскими промышленниками, которые помогли им вернуться домой.
Регулярная торговля Голландии с Россией через Белое море началась в 1580-х гг. К 1600 г. голландцы настолько ее расширили, что значительно потеснили англичан. Сначала торговые преимущества имели купцы из Антверпена (Южные Нидерланды), затем на первые роли выступили купцы из Амстердама (Северные Нидерланды). С 1648 г. торговлю с Россией вели торговые компании Соединенных провинций. Некоторые из голландских купцов (Питер Марселис, Вернер Мюллер, Генрих Бутенант, Даниэль Гартман и др.) получили монопольное право закупать мачтовый лес в Северной России и отправлять его из устья Северной Двины в Нидерланды. Голландские купцы заключили «Контракт о мачтах из Московии», согласно которому на Севере прибыльно промышляли компании Энно Брандта, Генрика Тесинга, Яна и Экберта Тесингов, Кристофеля Брандта, Якоба Люпса, Герарда Халкена, Питера и Яна Ерменов. В 1613 – 1621гг. в устье Северной Двины приходило в среднем по тридцать торговых судов в год, а в 1630 г. их численность превысила 100. В Россию доставлялись пушки и стрелковое огнестрельное оружие, цветные металлы, пряности, вина и предметы роскоши. В Архангельск приезжали высококвалифицированные ремесленники, строители и кораблестроители. Голландцы строили свои дворы в Немецкой слободе (впервые упомянута в документах в 1694 r.), на Смольном берегу и на Бору в Архангельске. Многие голландские купцы десятилетиями проживали в России. Они поселялись, как правило, в Москве и вели свою торговлю через Архангельск. Среди них особо удачливыми были Даниил Артман, Адольф Гутман, Кондратий Канигетер, Андрей Брест, Илья Таберт, Козма де Бос и др. Некоторые из них занимались покупкой и реализацией товаров в Амстердаме по поручению русской казны. За заслуги в этом деле Христофер Брандт, например, был при Петре 1 Великом пожалован русским дворянством и чином надворного советника. Предпринимательская деятельность нидерландских купцов характеризовалась основательностью в торговых сделках, специализацией в реализации товаров, высокой сплоченностью голландской торговой колонии на Архангельском Севере. Крепли ее деловые и семейные связи с русским обществом, испытавшим влияние голландской морской и торговой культуры.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 902;